CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
26.06.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Нормально, Григорий....

CITKIT.ru

 «Директора школ теперь займутся своими делами, а не вопросами легализации и судами»
Григорий, CITKIT.ru

Gaudeamus igitur. В том смысле, что наконец-то можно вздохнуть спокойно и даже где-то как-то начать потихоньку радоваться и веселиться. Если не за себя, то хотя бы за директоров школ. Да что там мелочиться – за весь педагогический коллектив.

Конечно, отдельные товарищи могут считать, что главные проблемы школы заключаются в низких зарплатах учителей, отсутствии денег на ремонт и прочих недостойных духовного человека низменных аспектах бытия. Но мы-то с вами знаем, что более всего педагогический коллектив беспокоил вопрос использования нелицензионного ПО в учебном процессе.

От этого учителя плохо спали по ночам и потребляли завтрак без всякого аппетита. Отсюда и качество преподавания. Попробуй объяснить школьникам что-нибудь разумное, доброе или вечное, если в голове окрутится одна и та же мысль о бедных производителях ПО и их голодных детях, оставленных без куска хлеба родной школой. И со всем этим как-то приходилось жить.

Но настали новые времена. В школы пришла «Первая ПОмощь» и у директоров буквально отлегло от сердца. Наконец-то они смогут заняться своими делами. А именно – заполнением всевозможных форм, актов и доведения до сотрудников содержания инструкций. Об этом и поговорим.

Руководствоваться будем сборником документов под общим названием «Порядок действий по внедрению и осуществлению управленческого учёта СБППО». Найти его можно в справочном разделе сайта «Первой ПОмощи». В нем содержится 28 различных актов, приказов, форм и инструкций, изложенных на 37 страницах.

Разумеется, подробно и основательно рассмотреть каждый документ в рамках одной статьи вряд ли возможно. Поэтому ограничусь отдельными положениями – так сказать, квинтэссенцией творчества радетелей того, чтобы директора школ занимались нужными государственными делами, а не всякой ерундой типа отыскивания денег для замены окон. Итак, приступаем.

При нарушении Инструкции, повлекшем за собой правовое преследование ОУ, нарушитель будет выявлен и передан соответствующим органам...

«Об утверждении инструкции по использованию программного обеспечения».

Вот это, блин, по-нашенски, по-рассейски. А то развели, понимаешь, не пойми что. Короче, «Будет сидеть! Я сказал».

А какая открывается возможность для расширения и углубления патриотического воспитания! Можно организовать для школьников специальные кружки, в которых они будут учиться «выявлять и передавать», причем не только в теории, но и на практике. Думаю, если придумать этому движению красивое название, то оно быстро станет всероссийским. Поскольку «тимуровцы» уже были, предлагаю «егоровцев». С одной стороны, вроде как преемственность, с другой — новое звучание. Так сказать, в духе времени.

Чрезвычайно перспективная мысль. А сколько денег под нее можно у государства взять! Эх, почему я не депутат. У меня ведь столько занятных идей есть, только размаху не хватает.

При наступлении одного из условий: закрытие, реорганизация, изменение статуса учреждения, влекущее за собой несоответствие требованиям проекта, ОУ обязано выполнить следующий порядок действий. ... Удалить (деинсталлировать) ПО из состава СБППО с личных компьютеров преподавателей согласно соответствующему регламенту...

«Порядок возврата комплекта стандартного (базового) пакета программного обеспечения».

Если же преподаватель учреждения, статус которого изменился, не пустит ответственного товарища на порог, то отключим ему газ. А заодно и горячую воду.

Впрочем, есть и другое предложение — удалить (деинсталлировать) ПО втихаря. Для этого организовать для директоров школ курсы домушников. Что заодно поспособствует решению финансовых проблем образовательных учреждений. Ведь с таким директором школа явно бедствовать не будет.

Хотя не исключен вариант, что сотрудник, потерявший право на использование программ из состава СБППО, проявит военную хитрость и из дома — ни ногой. В этом случае придется продумывать силовой вариант. Между прочим, я где-то читал, что, возможно, скоро в школы вернется предмет над названием НВП (начальная военная подготовка, если кто не знает).

И как-то все это очень хорошо сочетается с «удалить с личных компьютеров». Просто образец системного подхода к решению проблемы. К тому же, директор точно будет при деле. Интересном и увлекательном деле.

Комплект СБППО целиком, его отдельные части и карточки учёта личных компьютеров преподавателей могут выдаваться во временное пользование лицу, ответственному за установку и удаление СБППО, для осуществления действий по установке и удалению СБППО согласно регламенту на соответствующие работы с обязательным учётом фактов выдачи и возврата в «Журнале выдачи СБППО».

«Порядок хранения и контролируемой выдачи комплектов СБППО и их частей»

Только желание сэкономить место мешает мне поместить сюда всю документацию, имеющую отношение к хранению и выдаче комплекта СБППО и его составных частей. Поэтому, не сочтите за труд – скачайте это сами по указанной выше ссылке и прочтите не спеша – с чувством, толком и расстановкой. Получите огромное удовольствие.

Лично мне вспомнилась армейская юность. Впрочем, инструкция о хранении и выдаче оружия и боеприпасов – просто жалкое подобие того, что предусмотрено положениями о СБППО. Если бы в советское время был такой строгий учет и контроль, СССР существовал бы по сей день.

Думаю, что эту инструкцию необходимо не только выполнять, но и включить ее изучение в курс общественных дисциплин. После прочтения уже первого пункта хочется встать по стойке «смирно» и дальше читать стоя.

Учтено практически все. Даже то, что мы стали мало общаться и редко ходим в гости к коллегам по работе. Теперь ответственное лицо хотя бы раз навестит всех преподавателей, у которых есть личные компьютеры. Ведь «комплект СБППО целиком и его отдельные части» кому попало не дадут. Только ему, лично в руки, под расписку, с последующим отчетом – кому, когда и сколько (образцы всех бланков входят в состав документации).

Лично мне причины такой строгости совершенно понятны. Не сможет простой учитель обеспечить должную охрану и оборону комплекта СБППО, если вдруг «кто-то кое-где у нас порой». Тут всенепременно нужно ответственное лицо, прошедшее специальную подготовку.

Впрочем, на правах сержанта запаса я все-таки рискну высказать несколько своих идей. В порядке доброжелательной критики, так сказать.

Недостаточное внимание уделено процессу транспортировки комплекта СБППО из школы (где он должен храниться в сейфе) к дому учителя и обратно. Есть, с позволения сказать, некоторая недорегламентация.

Надо непременно дополнить пакет документации инструкцией о том, что перемещение комплекта СБППО целиком или его составных частей должно осуществляться в сопровождении взвода старшеклассников – отличников НВП. Они должны быть готовы отразить нападение с фронта, тыла и флангов.

Ведь не хухры-мухры несут, а настоящий лицензионный Windows с антивирусом Касперского впридачу. Тут, как вы прекрасно понимаете, может случиться всякое – от нападения до провокаций.

Нельзя забывать и про коммерческую составляющую – все-таки рынок диктует свои условия. И тут потенциал СБППО сложно переоценить.

Представьте себе картину. Солнечное утро. Из ворот школы выходит каре, составленное из высоких, красивых старшеклассников. Впереди шагает директор школы, внутри – ответственное лицо несет на вытянутых руках комплект СБППО целиком или его составную часть. Строй торжественно следует через весь город к месту назначения, сиречь – дому учителя. Дойдя до нужного места, школьники перестраиваются в живой коридор, по которому проходит ответственное лицо.

В общем, где-то примерно так. От туристов, желающих на это посмотреть, отбоя не будет. Приток валюты обеспечен, страна быстро слезает с нефтяной иглы. Просто и изящно. Учитесь, товарищи опенсорсники, как работать надо.

Кстати, про ответственное лицо. Точнее, его инструкцию. Замечу сразу – документ весьма толковый, на нескольких листах. Но прямо скажу – без огонька написан.

Мое мнение – такой человек просто обязан принимать присягу. Чтобы, так сказать, перед лицом всей школы торжественно обещал хранить врученный ему комплект СБППО как зеницу ока. Иначе – сами понимаете. Народ нынче разболтанный пошел, без таких мер никак нельзя. А составители инструкции иногда, прямо скажем, недопустимо либеральничают. Вот вам пример.

Личные компьютеры преподавателей инвентаризации не подлежат.

«Инструкция по порядку проведения инвентаризации программного обеспечения».

Это что же, значит, получается. Как ставить им СБППО – так они тут как тут. А как «сдал, принял, подпись, протокол» – так «не подлежат». А надо, чтобы подлежали.

Пункт явно выпадает из общего контекста документа. Думаю, его потом потихоньку враги дописали. Чтобы понизить бдительность и повысить разгильдяйство.

При наступлении условия: окончание срока действия лицензионного соглашения (декабрь 2010 г.) ... Директор ОУ обязан: В недельный срок организовать процедуру уничтожения СБППО, включая физические носители, по акту уничтожения СБППО.

«Порядок уничтожения комплекта стандартного (базового) пакета программного обеспечения»

Очень правильная инструкция. На всякий случай, чтобы врагу не досталось. Правда, непонятно, как именно уничтожать – путем сжигания или ломания на мелкие кусочки. Если второе – то насколько мелкие? И надо ли зарывать в землю то, что осталось? Если надо, то на какую глубину?

Опять недоработочка. Та самая ложка дегтя, которая иногда портит бочку меда.

Но это я уже придираюсь. В общем и целом, пакет документов мне понравился. Разумеется, за исключением некоторых не до конца продуманных моментов. Но, как говориться, еще не вечер. Думаю, летом составители этого, без преувеличения, шедевра, отдохнут и с утроенной силой возьмутся за написание дополнений и уточнений. Ведь надо же, в конце концов, занять директоров школ нормальным делом, а то они совсем распустились.

Я в восторге. Vivat et respublica, et qui illam regint!




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 5 :: следующая

аноним, Fri Dec 18 19:33:51 2009:
>Неужели в школах из-за столь низких зар.плат остались одни глупцы?

Не только, судя по новостям еще и педофилы.
САЕшник, Fri Dec 18 18:44:52 2009:
"dominusego, понедельник, 15 сентября 2008 г. 19:56:04:
... Потом, если бы школа все эти программы купила на свои деньги, около них еще бы и вооруженную охраны поставили."

Неужели в школах из-за столь низких зар.плат остались одни глупцы? Уважаемый, все эти программы школа купила НА СВОИ ДЕНЬГИ! На 2,7млрд руб., которые могли бы быть потрачены, например, на приобретение в нуждающиеся школы комп-ов, на которых можно было бы запускать современное ПО!
Кому это в голову пришло в школы приобретать проприетарное ПО за счёт бюджетных средств?!
Кто во внедрении проприетарного ПО заинтересован в первую очередь? Естественно, разработчики этого самого ПО. Так почему для приобщения к их ПО должен затрачиваться кто-то кроме них самих?!
Вместо того, чтобы заменить пиратское ПО на СПО, заменили на проприетарное ПО за счёт БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, а не заинтересованных организаций. Причём качество ПО из этого набора уступает СУЩЕСТВУЮЩЕМУ СПО (сравните хотя бы Windows & Linux, MS Office & Open Office, WinRAR & 7-zip...)!
А потом ещё и урезали средства на разработку СПО, хотя существующее СПО, как Вы видите, итак лучше выбранного набора проприетарного ПО.
На мой взгляд, то, что всё не просто ограничивается наличием данных нецелевых затрат, а происходит повсеместное замалчивание столь очевидного факта, можно объяснить только одним - разработчикам раздать взятки всем, кто напрямую не сможет что-то иметь с данной растраты средств оказывается у нас дешевле, чем внедрять за свой счёт даже в целях приобщения к своему же ПО...
Сизиф, Tue Dec 9 12:25:30 2008:
Хочу рассказать о собственном опыте применения свободного ПО в школе. Быть может кому то моя практика покажется полезной.
Сразу оговорюсь, передо мной не стояла цель перейти только на свободное ПО, более того коммерческое ПО использовалось и достаточно широко, более того, рабочей системой выступала windows.
Так же я не затрону уроки информатики и вообще систему обучения, цель моего рассказа — поделиться опытом построения IT инфраструктуры школы преимущественно на свободном ПО. Я не буду говорить, что можно было обойтись только свободным ПО или нельзя, меня мало интересовал данный вопрос, я опишу ситуацию такой, какой она была. Не скажу, что это была идеальная инфраструктура и она не требовала доработки, я просто делюсь тем опытом, и, надеюсь какие то решения из моей практики окажутся полезными.
Несколько вводных слов, что бы описать общую ситуацию. Я имел опыт работы в одной московской школе. Школа, не очень большая, порядка 300-400 учеников. Два здания в Москве, располагающихся в одном административном округе. Был общий домен, здания связаны были по VPN, и каждое здание имело выход в интернет. Общий парк машин примерно 180 компьютеров.
Преамбула закончена, и, пожалуй, начну свое описание с офиса.
В качестве основного внутреннего формата документов использовался формат OpenOffice. В качестве основной офисной программы — StarOffice. Данный продукт гораздо более расширен по сравнению с OpenOffice, большее количество шрифтов, более богатая галерея, да и по стабильности, судя по форумам он превосходил открытый офис. Что касается лицензии, то для образовательных учреждений он бесплатен, стоит только зарегистрироваться на сайте SUN, сейчас так же появилась возможность получить его через Google приложения, но лицензию у гугла я не читал, признаюсь, да и в то время такой возможности еще не было. Он был установлен на все машины, и был стандартом для внутренних документов. Общение с внешним миром происходило либо через конвертацию из (в) микрософтовский формат или посредством pdf файлов. Следует отметить, что было три машины с офисом от микрософта — это машины секретаря, одного бухгалтера и одна публичная рабочая станция в библиотеки. Такое решение было принято из-за достаточно частых проблем с потерей форматирования документов из формата микрософта в формат открытого офиса, особенно в сложных документах с обилием диаграмм, графики таблиц и пр.
Однако наиболее полные возможности открытого офиса блеснули при взаимодействии с сервером баз данных. В качестве школьного сервера баз данных использовался MySQL. Связка Base из StarOffice и ODBC драйвера для MySQL позволяла сделать работу с базами данных простой, удобной и понятной. База данных хранила информацию об учениках, их успеваемости по предметам, их родителях, служебную и внутришкольную информацию. Легкость визуального создания форм, отчетов, легкость экспорта данных посредством Base в программы Calc и Writer делала работу с базами данных легкой даже для детей. При выборе MySQL в качестве сервера баз данных пришлось решать одну задачу, а именно синхронизация пользователей виндового домена и пользователей MySQL с раздачей прав на базы данных. Возможно есть решения, позволяющие полностью автоматизировать этот процесс, я же делал такую «синхронизацию» в полуавтоматическом режиме. Связка экспорта пользователей из AD в текстовый файл и использование GAWK позволило производить синхронизацию пользователей с помощью скриптов буквально за 5-10 мин.
Базы данных использовались очень широко. Там хранилась вся информация о сотрудниках и детях, о выпускниках, о сдачи ЕГЭ, велся электронный журнал, куда записывались оценки каждого ученика по всем предметам. Ведение таких баз очень сильно облегчало жизнь, классные руководители в автоматическом режиме делали рассылку родителям об успеваемости их детей (об этом более подробно будет рассказано ниже), завучи могли в пару кликов мышки получить данные о средней успеваемости в любом классе или итоги очередной «министерской» контрольной работы, учителя могли получить доступ к контактной информации родителей для экстренных ли не очень звонков, мед работники легко и просто узнавали о особенностях каждого конкретного ребенка, особенностях питания, аллергии, прививках и пр, важной для них информации. При чем доступ ко всем этим данным получился очень простым, из-за широкого применения, форм, шаблонов, отчетов и очень легкого и свободного экспорта в офисный пакет.
Очень широко эта накопленная информация использовалась для общения с родителями детей.
Для тесного взаимодействия с родителями был сделан аутсоринг почтовых сервисов на сервера гугла, т. е. Использовался практически gmail, но под школьным доменным именем. Этот сервис предоставляет гугль, причем для образовательных учреждений он бесплатен. (быть может есть ограничение в бесплатном сервисе на число почтовых аккаунтов, не более 300).
Использование гугла позволило перейти в школе на совершенно новый уровень взаимодействия не только между сотрудниками школы, но и между школой и родителями.
Замечательная связка из почты, календаря и гугл-документов предоставила самые широкие возможности. Каждому сотруднику и представителю ученика от родителей был предоставлен почтовый аккаунт. Через календарь назначались школьные собрания, встречи с родителями, общешкольные мероприятия, все это с уведомлением по e-mail. Информация зачастую бралась автоматически из баз данных. Был введен электронный дневник, когда раз в неделю по пятницам всем родителям по электронной почте оправлялось письмо с оценками их любимого чада по всем предметам за прошедший период с начала четверти. Делалось это в автоматическом режиме, с помощью скриптов и той же базы данных.
Родители могли использовать любой из понравившихся почтовых клиетов, поддерживающих загрузку по POP, в Gmail есть эта возможность или использовать вебинтерфейс с любого компьютера с доступом в интернет. Так же на данные почтовые ящики приходили сообщения из календаря, о назначенных встречах, школьных событиях. Календарь использовался очень широко, было их более десятка, на все случаи школьной жизни, с разными правами доступа и публикации.
В качестве общешкольного почтового клиента использовался Thunderbird. Этот выбор был сделан из-за возможной тесной интеграции не только с почтой, но и с календарем, благодаря аддону календаря и провайдеру для гугла-календаря стало возможно использовать Gmail и Google календарь не заходя на веб форму.
еХо, Tue Dec 2 22:36:09 2008:
Ой...уморка :))))))))))))...... яцна все с энтой печенькой:))))) далее будет еще интересней!!! В этом можно не сомневаться!...:)
Сергей Голубев, Mon Sep 15 20:44:04 2008:
Алексей Федорчук, понедельник, 15 сентября 2008 г. 20:31:10:

2 dominusego, Да уж, я тоже сожалею...

А по-моему, за такой ник можно все простить :)
Алексей Федорчук, Mon Sep 15 20:31:10 2008:
2 dominusego, понедельник, 15 сентября 2008 г. 19:56:04:
> Сожалею, что потратил 15 минут своего драгоценного времени
___
Да уж, я тоже сожалею...
Лучше бы Вы эти 15 минут приплюсовали к тем 10, которые затратили на другую х..., прежде чем нести её на подпись.
dominusego, Mon Sep 15 19:56:04 2008:
Сожалею, что потратил 15 минут своего драгоценного времени на эту х*! Нормальному человеку такое написать вряд ли придет в голову. Оговорюсь сразу, сам являюсь ответственным за СБППО. Ничего страшного, как написано в этой поделке (больше никак об этой статье сказать язык не поворачивается), в инструкциях к СБППО нет. Сам их прочитал в течение 10 минут, в течение 10 минут внес все исправления и отдал на подпись директору. Главное, что это заставили только прочитать и выполнять. Посмотрел бы я на всех вас, если бы это заставили сочинить. Потом, если бы школа все эти программы купила на свои деньги, около них еще бы и вооруженную охраны поставили.
аноним, Mon Aug 25 14:50:25 2008:
[[сначала свой компьютер нужен]] - Поинтересуйтесь, как обстоят дела в СПб университете с проектом "Самсон". Давно уже есть свой компьютер.
Ирина, Mon Aug 25 13:41:51 2008:
Вот вы тут все ржоте, а те, кого назначили в школе ответственными за всю эту хрень, за голову хватаются. Я после прочтения всех документов, подумала "А не уволится ли?".
аноним, Tue Aug 5 22:32:43 2008:
аноним, вторник, 5 августа 2008 г. 21:53:23:

Все у нас есть. Финансовые потоки не в ту сторону текут.

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 5 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds