CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.09.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: первые итоги

CITKIT.ru

Прошел выпускной бал. Бывшие ученики простились с родной школой и теперь заняты решением первых взрослых проблем. Учителя отправились в очередной отпуск. А интересующейся и любопытствующей публике самое время заняться тем, что принято называть осмыслением промежуточных результатов и обдумыванием невыясненных моментов. Дело это увлекательное, поэтому приступим без длинных предисловий.

Что и почему

Даже представители вменяемой части российского линукс-сообщества, говоря о школьном проекте, частенько выдают желаемое за действительное, проецируя собственное восприятие действительности на реальную жизнь. Считается, что внезапная любовь к свободному ПО нашего государства вообще и образовательного начальства в частности стоит на трех китах: интеллект, свобода и деньги.

Это не совсем так. Разумеется, нельзя утверждать, что эти мотивы вообще не учитывались при принятии решения. Однако, они наверняка не были определяющими - для понимания их малозначимости достаточно прибегнуть к довольно простым рассуждениям.

Девиз "Линух - для умных, а Винда - для остальных" весьма популярен в среде пользователей, сумевших с пятого раза установить Мандриву и на основании этого факта уверовавшим в свою неимоверную крутизну. Но и вполне здравомыслящие люди порой попадаются на то же крючок.

Например, в свое время страну облетела фраза, брошенная Александром Михайловичем Поносовым (или приписываемая ему) насчет того, что возглавляемая им школа перейдет на Linux и будет растить гениев. Можно подумать, что из теоретической возможности изучения написанного кем-то кода автоматически вытекает, что ученики моментально прекратят маяться дурью и начнут разбирать тексты программ, которыми пользуются.

Кстати, даже если они этого и захотят, то реализовать свое желание на практике будет очень непросто. Еще в советские времена мне приходилось иметь дело с приложениями, к созданию которых я не имел никакого отношения. Я прекрасно помню, что меня частенько посещала мысль о том, что быстрее написать самому, чем разбираться в чужом. И это при том, что в те времена довольно тщательно следили за качеством сопроводительной документации. Если бы не это, то работа была бы практически невыполнимой.

Таким образом, открытый исходный код - необходимое, но явно недостаточное условие. Что же нужно для того, чтобы заинтересованные школьники могли с пользой для себя изучать работающие программы "изнутри"? На мой взгляд, следующее:

  • учебные пособия, где в качестве примеров будут использоваться фрагменты кода популярных открытых программ;
  • тотальное введение единообразных правил оформления исходных текстов программ и пояснительной документации к ним (постановка задачи, алгоритм и т.д.).

На второе наше государство если и может влиять, то очень слабо, поскольку большинство свободных программ создается за пределами России, а вот первому имеет смысл уделить особое внимание. Но в рамках пилотного проекта новый учебник, позволяющий использовать преимущества открытых решений, вряд ли будет создаваться - по крайней мере условия тендера этого не предусматривают.

О реальной ценности свободы выбора уже сейчас идут споры даже среди участников проекта. Например, генеральный директор ОАО ЛИНУКС ИНК Леонид Николаевич Сомс направил председателю правления Центра свободных технологий Виктору Имантовичу Алкснису письмо, которое было опубликовано на блоге последнего и вызвало широкое обсуждение (к сожалению, официальный сайт ЦЕСТ находится на реконструкции, поэтому актуальной информации там нет). В нем г-н Сомс пишет: "... наша компания с самого начала проекта выступала за то, чтобы в его рамках объединить по возможности всех действующих в нашей стране разработчиков (не так уж их много), с тем, чтобы в результате выполнения проекта Государственный Заказчик получил бы не один , и не два, а четыре, пять - столько, насколько у российского сообщества хватит сил - дистрибутивов - пакетов СПО, - разумеется, не ниже определенного стандарта качества". Далее он рассказывает: "...эту линию нам удалось провести в жизнь лишь частично - вначале, удалось откорректировать ТЗ на проект НП-18 таким образом, что в нем явным образом была прописана необходимость разработки ТРЕХ версий дистрибутивов ПСПО (вначале так вовсе была одна)". То есть, изначально государство вообще не планировало никакого "разнообразия", дающее школе свободу выбора. А Виктор Имантович Алкснис и сейчас убежден, что "... "государственный" дистрибутив может быть только один!".

Вспомним, что в самом начале СМИ сообщали о том, что в пилотном проекте примут участие Мандрива.ру, ВНИИНС и Линукс-онлайн. Однако, по имеющимся сейчас на официальном сайте дистрибутивах можно сделать вывод, что они "сошли с дистанции". Тенденция, однако.

С деньгами тоже все не так очевидно. С одной стороны, тратить лишнее никто не расположен, и в этом смысле наше государство не исключение. С другой - ведет оно себя при этом более, чем странно. На пилотный проект по внедрению СПО в образовательную систему выделено около 60 млн. рублей. А на закупку проприетарного ПО для школ - 2,7 млрд руб. То есть, почти в сорок пять раз больше.

То есть, декларируя необходимость строжайшей экономии, государство относительно легко рассталось с огромной суммой. Причем, потрачена она даже не на решение проблемы, а на прикрытие одного места в течении всего трех лет. Либо я ничего не понимаю в бережливости, либо адекватный хозяин так никогда не поступит. Кстати, запомните эти числа - они нам еще пригодятся в дальнейших рассуждениях.

В-общем, напрашиваются следующие выводы. Ни один из вышеуказанных критериев не являлся решающим при принятии решения. Так чем же все-таки руководствовалось государство?

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев как-то сказал: "Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой". Ему вторит Виктор Имантович Алкснис: "Я пришел к осознанию необходимости перехода нашей страны на СПО через проблему информационной безопасности, а вернее – информационной независимости нашей страны". Как нетрудно заметить, о гениях, свободе и деньгах они даже не упоминают. Безопасность и независимость - вот ключи к правильному ответу.

Как и зачем

Если принять за аксиому то, что власть по-настоящему волнует только безопасность и независимость, то ее дальнейшие действия становятся более-менее понятными. Очевидно, что самый предпочтительный в этом случае вариант решения - собственная российская ОС.

То есть, если бы Microsoft была отечественной (а лучше - государственной) компанией, то вопрос о внедрении в школы Linux вряд ли бы даже рассматривался. Просто по причине его изначальной абсурдности. Обратить на него внимание заставило только отсутствие российской ОС.

Очевидно, что вариантов тут было немного. Первый - написать ее "с нуля". Понятно, что нашему государству он категорически не подходит. Ибо исторически сложившееся кредо российской власти - не трудиться самим, а брать готовое.

Отсюда второй вариант - использовать ничейный, а стало быть - халявный, Linux. Как говорится, дело Анатолия Борисовича живет и побеждает. В конце концов, если долгие годы экономика страны существует за счет ресурса, созданного клятыми коммуняками и тупыми совками, то почему бы не построить концепцию информационной безопасности, используя ПО, разработка которого финансируется нехорошими с недавних пор американцами. Напоминаю, что максимальный вклад в финансирование разработки Linux вносят явно неотечественные компании Red Hat (11,2%), Novell (8,9%), IBM (8,3%), Intel (4,1%).

Логика приличного человека подсказывает, что желание использовать Linux в качестве государственной ОС должно сопровождаться неким "перехватом инициативы" - вложить хорошие деньги в разработку ядра системы и прикладного ПО. Что, кстати, полностью согласуется с прагматичным подходом. Ведь финансирование - это в определенном смысле контроль над процессом.

С учетом этих соображений действия нашего государства кажутся странными. Но это характеризует не ущербность наших умозаключений, а специфику нашей власти.

Она же объясняет и вторую особенность пилотного проекта - страсть к внедрениям. Нашему государству показалось мало Татарстана, Пермского края и Томской области, изначально выделенных для проведения эксперимента. Федеральное агентство по образованию выпустило официальное письмо, в котором предложило всем руководителям органов управления образованием субъектов России принять участие в апробации пакета свободного ПО и выработке рекомендаций по его использованию.

Казалось бы, пользователям свободного ПО следует только радоваться - количество участников проекта расширяется. В-общем, Linux победной поступью идет по стране. Однако, важно понимать, что речь идет не о проекте по внедрению, где в качестве главного критерия выступает число охваченных школ, а о подготовке к нему - апробации, доводке, выработке рекомендаций и т.п. То есть, скорее об исследовательской, а не о внедренческой работе.

Здравый смысл подсказывает, что в процессе пилотного проекта должно быть решены некоторые проблемы, которые можно разделить на педагогические, технические и организационные.

Педагогические:

  • внесение изменения в учебные программы с учетом специфики открытых решений;
  • подготовка методических материалов и учебников.

Технические:

  • доделка дистрибутива в соответствии с требованиями образовательной системы;
  • ревизия машинного парка и подготовка предложений по его изменению для эффективного использования свободного ПО.

Организационные:

  • создание вертикальной внутренней инфраструктуры технической поддержки.

А теперь пройдемся по всем пунктам, чтобы выяснить, что же было сделано на самом деле.

Судя по всему, обсуждать педагогическую часть пока рано. Если эти вопросы и решаются, то широкая общественность об этом не информируется. Поэтому и говорить не о чем.

С техническими проблемами дела обстоят несколько лучше. Компании ALT Linux и Linux Ink. оперативно вносят изменения в свои дистрибутивы, которые уже сегодня могут успешно использоваться в большинстве школ. Информация об этом регулярно появляется на официальном сайте проекта, поэтому детализация тут будет излишней - желающие и так уже в курсе дела.

С машинным парком хуже. На пресс-конференции, посвященной первым итогам пилотного внедрения пакета СПО, участники признали, что им приходится иметь дело с настоящим "зоопарком". И вот тут я предлагаю вспомнить про почти три миллиарда рублей, которые наше государство решило заплатить Микрософту и микрософтикам.

Итак, в России насчитывается примерно 60 тыс. школ. Далеко не все они бедствуют - кто-то решил свои компьютерные проблемы при помощи спонсоров, кому-то поставили машины в рамках известной "президентской программы". Думаю, будет разумно предположить, что примерно в четверти средних учебных заведений никакого "зоопарка" не наблюдается. Остается 45 тыс. теоретически проблемных учреждений.

Из них у примерно трети сложности заключаются в неподдерживаемом Linux принтере, сканере и другой необязательной и не очень дорогой периферии. Конечно, ни один уважающий себя директор школы ни за что просто так не скажет, что найдет деньги на замену. Как говорится, будет держаться до последнего. Но оказавшись в состоянии "либо покупай Windows+Office за свои, либо покупай новый принтер" вероятнее всего выберет второе без всякой нагрузки на федеральный бюджет.

Остается 30 тыс. полных бедолаг, которым вообще край - крыша течет, окна разбиты и денег нет вообще. Если предположить, что государство решило бы направить им те средства, которые оно с легкостью потратило на приобретение проприетарного ПО, то на каждую школу "третьей группы" придется около ста тысяч.

Субноуты ASUS EeePC 701 продаются в розничной сети по цене около 10 тыс. руб. за штуку. По крайней мере, именно эта цена рекомендована официальным дилером. Наверняка государство, покупая сразу много, сможет выторговать для себя серьезную скидку. То есть, поставить в половину российских школ по десять-двенадцать таких машинок - вполне приличный компьютерный класс. Заодно практически убрать одну из самых серьезных проблем, препятствующих внедрению свободного ПО в учебных заведениях.

А вот это уже плохо укладывается в нормальной голове. Декларируя как приверженность открытым решениям, так и необходимость повышения качества образования, наше родное государство фактически отдало чужим дядям компьютерные классы половины российских школ. Причем, на глазах у налогоплательщиков, которые по совместительству являются еще и избирателями.

Понятно, что сейчас уже ничего не исправить, но я все-таки хочу обратиться к преподавателям Академии Федеральной службы безопасности (может быть, кому-то из них попадется на глаза эта статья). Пожалуйста, на лекциях о диверсионной работе в экономической сфере не стойте около кафедры, а ходите по аудитории и следите за тем, чтобы курсанты не спали и не играли в "морской бой". Вы же видите, к чему это приводит.

Последняя проблема - организационная. Похоже, с этим делом полная труба. Вместо того, чтобы создавать при районных комитетах по образованию соответствующие службы, государство пока полагается на мощь "Армады" и региональных системных интеграторов. То есть, вполне может получиться, что школы, избавившись от Microsoft-зависимости, попадут в кабалу к местному отечественному бизнесу. Что, на мой взгляд, еще хуже.

И что в результате

Итак, что мы (точнее, наше государство) имеем на сегодня. Два симпатичных дистрибутива, которые хоть сейчас бери и ставь на все школьные компьютеры. Причем, процесс пошел бы куда более шустро, если бы деньги, потраченные на временную аренду проприетарного ПО, были направлены на модернизацию школьного машинного парка. А вот обслуживанием всего этого благолепия, вероятнее всего, придется заниматься самим учителям при исключительно консультационной поддержке ALT Linux, поскольку у этой фирмы попросту не хватит рук и ног везде ездить и всем помогать, а собственные структуры местные органы образования пока не создают.

Постскриптум

Говорят, что журналисты любят свои статьи и готовы отстаивать правоту всего, что в них написано. Ничего подобного.

Мне очень хочется как-нибудь зайти на сайт linux.armd.ru и прочесть о том, что я написал злобный пасквиль, который противоречит всем известным фактам. Что никакие 2,7 млрд. рублей государство никому не платило, а только собиралось, да и то не всерьез. Что полным ходом идет работа над новым учебником. Что в пилотных районах уже идет набор сотрудников в компьютерные подразделения комитетов по образованию. А я, соответственно, клеветник и бяка.

В этом случае я с удовольствием признаюсь в своей неправоте, принесу нашему государству свои самые искренние извинения и отправлюсь к специальному доктору лечиться от паранойи.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 15 :: следующая

анонимный аноним, Tue Mar 31 17:10:31 2009:
Извините за глупый вопрос:
а нужно ли учить ДЕТЕЙ линуксу, если они линуксом
не пользуются?!
Ведь все должно быть своевременно...
Если уж и "учить" линуксу, то лишь студентов
на соответствущих факультетах (ПОВТ).
Да и то не всех, а способных научиться.
Зато и учить как следует.
аноним, Tue Mar 31 10:04:06 2009:
intsurfer, вторник, 31 марта 2009 г. 09:06:41:
Если бы их в школе учили консольным командам

Если бы в школе еще учили..
intsurfer, Tue Mar 31 09:06:41 2009:
>>аноним, понедельник, 30 марта 2009 г. 21:35:34:

Сын в школе видит винду, а дома - убунту и редхат. И его это никак не напрягает. :) Если бы их в школе учили консольным командам, то он и ими бы пользовался без проблем. Учу его по мере возникновения проблем, требующих консоли. Да и запомнить пару-тройку консольных команд проще (а еще лучше 1 раз написать скрипт ;) ), чем запомнить куда и в какой последовательности мышью надо тыкать...
аноним, Mon Mar 30 23:33:33 2009:
будет как у тех же немецких детишек.
аноним, Mon Mar 30 23:33:16 2009:
2 аноним, понедельник, 30 марта 2009 г. 21:35:34:

глупенький. если не заморачиваться с религиозными убеждениями то ОС не принципиальна:D
аноним, Mon Mar 30 21:35:34 2009:
Наших детей цинично, методично дезориентируют по убеждениям. Сначало малышам впаривали: венда - О-о-о - это само удобство, многозадачность, безопастность, совместимость, дружественность...
Теперь начинают свистеть в другую сторону: нас всех обворовали!, вирусы и инфекционные заболевания замучали!, даешь халяву!, свободу в школы! и прочую хрень. У школьников полная неразбериха в голове. Те, кто окончил школу на венде не будут понимать линуксоидов. Те, кто окончит школу на линаксе, будут ненавидеть вендоводов. Возникнет социальная напряженность между гражданами. Вывод: с помощью линакса хотять создать в стране хаос и оккупировать Россию. Ужос, ужос че деется..
аноним, Mon Mar 30 08:25:12 2009:
2 аноним, понедельник, 30 марта 2009 г. 07:58:39:

да. их моски уже промыты вантузовсом. спасать детей надо.
аноним, Mon Mar 30 07:58:39 2009:
Linux в школе: первые итоги

враг пытается взять под контроль подрастающее поколение.
аноним, Mon Mar 30 07:24:14 2009:
ва
Rjcnz, Wed Aug 6 14:01:58 2008:
Уже всякая муть пошла в коментариях. Наверное тема себя исчерпала. Но анонимы последние два, которые флудят ВАЩЕ БАРАНЫ. Извините очень не люблю таких людей. А статья мне понравилась. И я в общем то согласен с Дмитрием.

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 15 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds