CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.09.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: другие дистрибутивы

CITKIT.ru

А почему, собственно, школа должна выбирать из двух дистрибутивов? Неужто свет клином сошелся на разработках ALT Linux и Linux Ink? В конце концов, на свете есть много других хороших продуктов. Уж в чем, а в возможности выбора из более-менее равноценных решений свободное ПО не имеет себе равных. Кстати, это считается одним из основных достоинств открытых решений.

Но у всякой медали две стороны. Буриданов осел умер с голода, стоя между двумя стогами сена. А ведь дистрибутивов Linux даже не два, а значительно больше. В такой ситуации запросто может оказаться, что шапка с лежащими внутри бумажками, на которых написаны названия продуктов — чуть ли не самый эффективный инструмент принятия решения.

Однако, это не наш метод. Даже в таких условиях надо постараться действовать максимально осмысленно. Разумеется, изначально ограничивая выбор максимум десятком вариантов. Да и то, если в этом есть какая-то необходимость.

Последняя фраза, очевидно, нуждается в некоторых пояснениях. Дело в том, что многие путают два понятия — права и обязанности. Особенно, если речь идет о применении их к другим людям.

Романтическая часть российского линукс-сообщества считает главным недостатком тендера просто вопиющее ограничение прав учителя. Мол, из всего многообразия предложили только два дистрибутива.

Кстати, поборникам свободы выбора давно пора обратить внимание на школу вообще, а не только на информатику. Например, вызывает беспокойство положение дел с геометрией. По каким-то причинам нехорошие чиновники ограничили школьную программу исключительно евклидовым толкованием этого предмета. А это не только недемократично, но и антипатриотично. Лобачевский-то наш человек, а Евклид мало того, что древний грек, да еще и язычник. В-общем, с таким отношением к свободе выбора не скоро нас в общий европейский дом примут.

Впрочем, для прояснения этого вопроса неплохо сперва отделить мух от котлет. Держа при этом в уме притчу о уже упомянутом осле, на которого не хочется быть похожим. Итак, образовательное учреждение, безусловно, имеет право на выбор. Но при этом оно обязано соблюдать некий стандарт. Если первое очевидно, то в пользу второго говорит хотя бы то соображение, что по ряду причин ученики иногда переходят из одной школы в другую. И вправе рассчитывать на то, что они не уподобится баранам, для которых все вокруг будет новыми воротами.

В этом смысле внедрение Linux в образовательный процесс происходит вполне разумно. И свободы выбора было предостаточно, по крайней мере, теоретически. Заявок на участие в тендере было много, и комиссия выбрала компанию, которая, по ее мнению, больше всех этого заслуживает. Если исключить из рассмотрения всем известную истину, заключающуюся в том, что любой из нас сделал бы это лучше, чем госкомиссия, то придраться, как будто, и не к чему.

Во-вторых, будем реалистами. По крайней мере, в настоящее время навязать школе какой-то конкретный инструментарий практически невозможно. По самой что ни на есть банальной причине — у "верхов" на это не хватит власти, которая в капиталистическом обществе есть деньги, выплачиваемые подчиненным в виде зарплаты. Учителей, держащихся за место руками и ногами у нас не так много, поэтому вынуждать их "идти на принцип" можно только с целью окончательного развала отечественной образовательной системы.

Другой вопрос — а есть ли смысл в том, чтобы использовать альтернативные дистрибутивы? Существуют ли разумные доводы для отказа от апробированных решений в пользу чего-то оригинального?

Разумеется, аргументы типа "надо выбирать Debian (Slackware, Ubuntu и т.д.) в знак протеста против монополизма ALT Linux" мы отметем с негодованием, как сказал бы проф. Выбегалло. Все-таки школа предназначена не для реализации политических лозунгов (или тестирования дистрибутивов), а для более серьезных вещей.

Давайте вообще на некоторое время абстрагируемся от названия "Linux". Допустим, решения, предлагаемые на странице linux.armd.ru/ru/distros именовались бы так: "Набор ПО для преподавания информатики в средней школе". На базе чего он создан — для учебного заведения все-таки вторично. Главное — функциональность.

А в этом смысле все дистрибутивы более-менее равноценны. Все дороги ведут в Рим, а все Linux-дистрибутивы — к системе Linux. Поэтому, стоящий перед нами вопрос стоит сформулировать таким образом: "Какие недостатки предлагаемых решений могут заставить пользователя выбрать альтернативный продукт?".

Теоретически претензий к дистрибутиву может быть две: — "из коробки" не поддерживается какое-то железо; — "из коробки" не работает какой-то софт.

То есть, грубо говоря, в стандартной комплектации не хватает каких-либо пакетов. Причем тут могут быть варианты. Устройство может вообще не работать в Linux, или Linux версия прикладной программы попросту отсутствует. Тогда на дистрибутив нечего пенять — его составители не волшебники и не могут сделать то, чего сделать вообще нельзя.

Поскольку система Linux, установленная при помощи Mandriva, принципиально ничем не отличается от системы Linux, установленной при помощи того же "НауЛинукс", то возникшую проблему можно решить (если она, конечно, вообще решаема) без всякой смены дистрибутива. Другое дело — в ряде случаев, особенно, если речь идет о поддержке железа, пользователю придется совершать довольно неочевидные действия. В-общем, тратить время, которого и так не хватает.

Рассуждения, конечно, несколько упрощенные, но для понимания сути дела этого вполне достаточно. Таким образом, вся работа по конфигурированию системы сводится к установке некоторых пакетов и внесению изменений в некоторые конфигурационные файлы. Оптимальный выбор дистрибутива позволяет всего-навсего минимизировать эту работу. И не более того.

Очевидно, что к набору прикладных программ, предлагаемым "официальными" школьными дистрибутивами претензий нет и быть не может. Ибо согласовано и соответствует. Что остается? Только проблемы с железом.

И снова варианты. Первый — найти в сети нужный модуль (благо, задача несложная, пока существует Гугль) и подключить его вручную. Второй — отыскать дистрибутив, где таких проблем нет. Зато наверняка есть другие — в частности, не факт, что в установленной системе будет нужное для преподавания ПО.

В общем случае — что в лоб, что по лбу. А в каждом конкретном — надо разбираться отдельно, что именно будет проще сделать — установить требуемый прикладной софт или модули поддержки устройств.

Если бы вторая операция выполнялась очень просто, то и разговора никакого не было. Правда, сама ОС в этом случае, вероятнее всего, называлась бы Windows. На практике же, железные проблемы решаются несколько трудней софтовых.

Тем более, что практически все дистрибутивы "первой десятки" включают в себя все необходимое для преподавания "информационных технологий". Для того, чтобы и "информатика", точнее — ее часть, относящаяся к непосредственно программированию, не осталась обделенной, в большинстве случаев достаточно установить один-два пакета — Free Pascal и оболочку к нему. Это, кстати, совсем не сложно.

Вывод напрашивается сам собой. Думать о использовании альтернативных дистрибутивов имеет смысл только столкнувшись с труднорешаемыми проблемами, связанными с поддержкой устройств. В остальных случаях, достаточно того, что можно взять на уже упомянутой тут странице linux.armd.ru/ru/distros.

Очередной "if...then" — железо может не поддерживаться потому, что оно слишком новое, или потому, что оно слишком старое. Решение первой задачи — это Mandriva или Ubuntu. Только следует учесть, что Mandriva распространяется в нескольких разных вариантах. Если какое-то устройство отказываться работать после установки "официального" дистрибутива, то свободная версия этого продукта вряд ли поможет. Для верности надо ставить PowerPack. А он уже стоит денег. Пусть небольших, но качественная разница между "даром" и "не даром" очевидна (к тому же, знающие люди утверждают, что выбить у начальства небольшие деньги так же трудно, как и серьезную сумму).

Стало быть — первым делом надо пробовать Ubuntu. Но и тут, как этого и следовало ожидать, все не так просто. Ибо есть нюанс.

Дело в том, что все чаще проводятся школьные конференции, какие-то конкурсы и прочие мероприятия. В том числе и по информатике. Но платформенный стандарт по понятным причинам отсутствует. Это может привести к тому, что на компьютерах принимающей организации может не оказаться не только требуемых библиотек и программ, но и вообще стоять операционная система Windows.

Поэтому, приходится действовать по принципу "все свое ношу с собой". Самое удобное решение — Live Flash. От LiveCD оно отличается тем, что систему можно обновлять, доустанавливать в нее необходимые приложения и т.п. Тут уже пальму первенства держит Mandriva, благодаря готовому продукту Mandriva Flash — предустановленному на USB-накопителе дистрибутиву Mandriva Linux.

Если компания Mandriva.Ru предложит всем школам, купившим лицензию на Mandriva PowerPack эту флешку в качестве подарка, то привлекательность продукта существенно вырастет. Все же, комплексные решения на все случаи жизни всегда пользовались повышенным спросом.

Казалось бы, значительно хуже, если устанавливать Linux предполагается на древние машины, с оперативной памятью меньше 128 Мб. Но это совершенно не так. Ведь использование таких компьютеров для изучения "информационных технологий" попросту невозможно. Ни OpenOffice.org, ни GIMP нормально работать на них все равно не будет. Поэтому, никакой графической оболочки на такие станции не стоит ставить вообще, а Free Pascal запросто функционирует в текстовой консоли.

Впрочем, если желание видеть "окошки" превозмогает рассудок, то можно попробовать поискать что-то совсем легкое. Хороший кандидат на эту роль — PuppyRus Linux. Помимо хорошей русификации, у него есть несколько важных достоинств. Например, систему можно быстро записать на флешку.

Так что, вопреки мнению романтически настроенной молодежи, выбор у учебных заведений есть. Но так ли он нужен большинству школ?




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 5 :: 6 :: 7

аноним, Thu Jun 19 16:06:31 2008:
> ...древние машины, с оперативной памятью меньше 128 Мб...

Вот анус.
Мой первый компьютер имел 16 Мб памяти(супер-пупер на тот момент), потом довёл до 64Мб.
Про графику... А ведь была, графика-то, работала. И тот же автокад, шли драйвера для него с железом... (а ведь был и БК-0010, 16 кб, графика там была тоже)

Видимо кто-то должен сказать: круглое-таскать, квадратое- кантовать.
И процесс пойдёт.
аноним, Thu Jun 19 16:04:20 2008:
2 Den

>Разве не понятно, что это сделано как триал версия?

Все им понятно, потому и пишут:)
аноним, Thu Jun 19 13:46:55 2008:
128 мегов для хапэ- это можно приступить к изучению ее, родимой, и работе в ноутпаде. Еще несколько страниц в инете открыть, больше не стоит. Хотя тяжелый дистр линуха тоже, безусловно, не потянет, тут хотя бы 512. Однако полгига памяти стоят 15 долларов, а операционка 60
аноним, Thu Jun 19 13:35:58 2008:
128 мегов для хапэ- это можно приступить к изучению ее, родимой, и работе в ноутпаде. Еще несколько страниц в инете открыть, больше не стоит. Хотя тяжелый дистр линуха тоже, безусловно, не потянет, тут хотя бы 512. Однако полгига памяти стоят 15 долларов, а операционка 60
Den, Thu Jun 19 12:04:03 2008:
2 аноним:
Сейчас продается самая слабая винда ХР - её можно запустить на 128мб, но работать в офисе2007(а 2003 не продают уже) или опенофисе уже не возможно. В графических пакетах тоже.
К тому же ХР перестанут продавать. А виста тяжелее самого тяжелого дистра линукса.

> В Windows при 128 мб памяти изучением информационных технологий можно заниматься "на ура".

Тоже большой миф :D

Проблем с железом у компов с такой древностью нет ни у линукса, ни у ХР, а у висты есть.

> Цена Windows для учебных заведений сейчас совсем и не заоблачная

Разве не понятно, что это сделано как триал версия? ведь ученик ей пользуется только на период обучения (как бы ознакомительный), а потом ему придётся покупать полную.
Александр, Thu Jun 19 10:03:13 2008:
Для аноним, четверг, 19 июня 2008 г. 08:57:36:
Вот вы и занимайтесь на вашей "недорогой" и для "домохозяйки" винде, платите Биллу и радуйтесь окошкам.
аноним, Thu Jun 19 08:57:36 2008:
В Windows при 128 мб памяти изучением информационных технологий можно заниматься "на ура". И никаких проблем с железом нет! Офис будет прекрасно работать, графические пакеты тоже (пусть и не самых последних версий). Цена Windows для учебных заведений сейчас совсем и не заоблачная, как здесь представляют. А вот "бесплатность" Линуксов - большой миф.
melviX, Wed Jun 18 23:15:55 2008:
Интересный подход к проблеме. Тем более мобильность будет только возрастать. Как и снижение энергопотребления. И тут нужны и мобильные (мини-формата) компьютеры и операционные системы.
В качестве последней я рекомендую упомянутый автором PuppyRus Linux, над которым работает наша команда энтузиастов. Планы у нас большие. За 9 месяцев сделано много. Правда Linux сообщество нас не замечает, считает игрушкой. Чтож, поживём-увидим.
А для творческого изучения компьютеров эта система подходит как нельзя лучше, по моему глубокому убеждению.
melviX, Wed Jun 18 23:09:40 2008:
Интересный подход к проблеме. Тем более мобильность будет только возрастать. Как и снижение энергопотребления. И тут нужны и мобильные (мини-формата) компьютеры и операционные системы.
В качестве последней я рекомендую упомянутый автором PuppyRus Linux, над которым работает наша команда энтузиастов. Планы у нас большие. За 9 месяцев сделано много. Правда Linux сообщество нас не замечает, считает игрушкой. Чтож, поживём-увидим.
А для творческого изучения компьютеров эта система подходит как нельзя лучше, по моему глубокому убеждению.

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 5 :: 6 :: 7

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds