CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.09.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: слово заинтересованным лицам

CITKIT.ru

С момента выхода первой статьи цикла прошло уже достаточно времени для того, чтобы заинтересованные лица успели сообщить мне все, что думают по обсуждаемому вопросу. Поскольку многие предпочитают не оставлять комментарий на сайте, а пользоваться для этого электронной почтой (мотивы чего мне неведомы и непонятны), то я принял решение время от времени делать обзор приходящих писем. Так сказать, по мере набирания критической массы.

Тем более, что рассказать есть о чем. Работая с письмами читателей я обнаружил одну занятную штуку - они как бы заочно спорят друг с другом. Причем, каждый довольно аргументировано доказывает свою правоту.

В результате, только на основании писем я могу примерно сформулировать мнение о школьной информатике следующих групп заинтересованных лиц: учеников, учителей и родителей. Неохваченными оказались только представители администрации.

Но если гора не идет к Магомеду, то придется ему самому поработать ножками. Поэтому, я решил пообщаться со своим знакомым, который давно работает методистом в районном комитете по образованию. Не разрывая, кстати, связь со школой, совмещая руководство процессом с непосредственным в нем участием.

Чтобы не думать о форме повествования, я воспользуюсь старым проверенным приемом. Предлагаю вашему вниманию беседу четырех выдуманных персонажей: Ученика, Учителя, Методиста и Родителя.

Первое слово придется предоставить ученику потому, что... да просто потому, что он его и без спроса возьмет.

Ученик: Я вообще не понимаю, кому понадобилось придумывать этот предмет. Очевидно же, что владение компьютером - это прежде всего практика. У кого дома есть машина, тот и без учителя во всем разберется, у кого нет - тому никакие уроки не помогут. Мы это понимаем, потому и маемся дурью на этом предмете.

Одним скучно потому, что они и так все это знают, другим - потому, что комп первый раз в жизни видят.

Учитель: Ну хорошо, я готов допустить, что рассказывать о том, где находится кнопка "Пуск" - действительно перебор. А как же быть с информатикой, как таковой - логикой, системами счисления, программированием?

Ученик: Так это понадобится единицам. К тому же, в институте все равно программирование начнут с нуля изучать. И чего мне раньше времени себе этим голову забивать?

Родитель: Если бы все было так просто.

Не буду скрывать, что меня, как родителя, при выборе школы для своего ребенка интересуют две вещи: будет ли он подготовлен для поступления в институт и в каком коллективе ему жить достаточно долгое время. А поскольку все родители одинаковы, то эти два критерия сводятся к одному. Если школа "дает" высокий процент поступивших (желательно "за бесплатно и на бесплатно"), то в ней собираются хорошие дети из приличных семей - у моего ребенка будут хорошие друзья.

При этом я считаю, что "пять" в аттестате - это минимум "четыре" на вступительном экзамене. По всем предметам так. Кроме информатики.

У моих знакомых сын поступал в один институт, где вместо физики можно сдавать информатику. По физике у него "четыре", по информатике - "пять". Угадайте, что он выбрал? Физику. Потому что, увидев примерное содержание билета по информатике, сказал, что ничего этого они в школе просто не проходили.

Понимаете, в чем весь ужас? Он не проспал уроки, он слушал учителя. А учитель его фактически обманул. По-хорошему, надо на такую школу в суд подавать. Официально нанять репетитора и предъявить школе счет к оплате. Плюс моральные издержки.

А родителям, которые только выбирают школу для своих детей - совет. Просите показать учебные планы. И сравните их с требованиями ВУЗ'ов. И требуйте от школы, чтобы они сначала обучали школьника тому, что официально требуется, а уже в оставшееся время занимались самодеятельностью.

Методист: Откуда Вы взяли, что самодеятельностью занимаются не ВУЗ'ы, а школы? Программа предмета "Информатика и информационные технологии" утверждена министерством. А кто утвердил темы вступительных экзаменов?

Родитель: Вы хотите сказать, что программа государственной школы не согласована с требованием государственных ВУЗ'ов? Но это ведь называется "приплыли"?

Методист: Я бы сказал, что ситуация не настолько плоха, но определенные нестыковки имеют место. Взять хотя бы ЕГЭ. Сопротивление некоторых, причем весьма уважаемых, институтов этому новшеству периодически выплескивается даже на экраны телевизоров. А что вы хотите? Эпоха перемен, будь она неладна.

Родитель: Так, вроде, она уже позади. Пора бы уже разобраться и навести наконец порядок в школьной информатике.

Методист: Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Все надо рассматривать в динамике, учитывая некоторые исторические аспекты развития. Информатике в этом смысле действительно не повезло.

Основы преподавания этого предмета были заложены еще в советский период. Причем, школьной информатикой занимался не кто-нибудь, а сам академик Ершов. Во многом благодаря его стараниям в 1985-го было принято партийно-правительственное постановление "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". Обратите внимание на год - к сожалению, он известен не только этим постановлением, но и избранием М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Таким образом, школьной информатике было отведено максимум пять лет относительно спокойной жизни. Понятно, что за такой короткий период не могло появиться настоящей культуры преподавания этого предмета. Поэтому равнять ее с математикой или физикой никак нельзя - у информатики практически не было запаса прочности и ее шансы устоять в "эпоху перемен" были ничтожны.

Сейчас очень просто обвинять "училок", которые только и умеют, что объяснять, где находится кнопка "Пуск". Но лет пятнадцать назад они были востребованы настолько, что преподавали не только в школе, но и на платных курсах. Да-да, за то, чтобы научиться набирать текст в "Ворде" люди платили деньги, причем вовсе не символические.

Я уже не говорю про то, что многие учителя информатики, умевшие работать на компьютере легко меняли нищенскую школьную зарплату на доход работника частного склада, вся работа которого - вводить данные в таблицу. Обратите внимание - по уровню компьютерной грамотности практически любой преподаватель информатики в те времена мог уйти из школы. То есть, сам предмет сохранился только благодаря тем, кто остался. И лично у меня не поднимется рука бросить в них камень.

Они не виноваты в том, что в то время программирование и Булева алгебра были не так нужны, как умение выполнять на компьютере элементарные операции. Потому и непосредственно информатика отошла в школе на второй план, тем более что прочных тылов у нее не наблюдалось.

Теперь примите во внимание инерцию системы школьного образования. Сегодня учить одному, а завтра другому - задача для нее практически непосильная. На все требуется время и немалое.

Учитель: Хотелось бы еще прокомментировать слова родителя на предмет того, чему надо учить. Уверен, что лет 10 назад, тот же самый человек говорил бы, что для устройства на работу нужны "ворды-ексели", а не "турбо паскали".

Многие мои коллеги негативно относятся к внедрению Linux в учебный процесс вовсе не потому, что имеют что-то против свободной ОС, как таковой. Они просто боятся новых реформ, поскольку прекрасно помнят, как старые буквально несколько лет тому назад чуть не угробили систему образования. И преодолевать последствия горе-реформаторов придется не один год.

Как бы сейчас новых дров не наломали.

От автора. Думаю, последнее слово следует оставить за учителем. В конце концов именно ему придется выполнять основную работу по переводу кабинета информатики на систему Linux. Если, конечно, пилотный проект завершится успешно, чего я от всей души ему желаю.

Напоследок, хочу ответить на несколько вопросов, встречающихся в письмах. Возможно они интересны не только спрашивающим.

Некоторым корреспондентам пришлось искать мой почтовый адрес при помощи Гугля. Они интересуются, почему он не опубликован на этом сайте.

Отвечаю - нипочему. Просто не вставил в титры без всякой задней мысли. Начиная с этой статьи буду его указывать (sergey.golubev@gmail.com ). Если кто-то хочет написать отзыв не на сайте, а в письме - милости прошу, никаких препятствий. Чтобы гуглевский антиспамовый фильтр не отправил письмо в корзину, тема сообщения - "Linux в школе".

Читатели также интересуются, какие учебники я использовал, когда работал в школе.

Могу рекомендовать два:

  1. В.Б.Попов, "Turbo Pascal для школьников", изд. "Финансы и статистика".
  2. Е.В. Андреева с соавторами "Информатика - Пособие для поступающих в ВУЗ'ы", изд. "Диалог-МГУ".

В списке рекомендованных министерством образования их нет (и вряд ли они там когда-нибудь были). Но в школе я работал по совместительству, и на некоторые мои вольности руководство смотрело сквозь пальцы.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 6 :: 7 :: 8

аноним, Fri Jun 6 11:05:22 2008:
.........................
(под каждой точкой матюг)
Извините, не сдержался...
До того уж статья отличная.
Все верно описано. Гениально.
Автору респект и "медаль на шею".
аноним, Fri Jun 6 08:06:36 2008:
to dr.Chaos
===========
Отвечу как родитель и работающий в IT около 14 лет.
НЕ кидайте камни в учителей, именно они вас научили, а НЕ ВЫ САМИ научились, одна ошибка учителя, и у вас негатив к предмету.
Никогда не поздно самому немного подумать над тем, чему будет учится ребенок.
а про "образца 90-x", а вы сами кагого образца ?
(год рождения :))
Ilya, Fri Jun 6 00:45:30 2008:
2 RemDerBauer
К сожалению самодеятельность будет и вот почему - учитель может научить тому, что сам умеет, а много-ли в нашей стране людей имеющих специальность "учитель информатики"? Думаю таких не много, и еще меньше их работает в школах за сами_знаете_какую зарплату.
Опять-таки сравнивая с той же математикой - математику преподают во многих ВУЗах, в каждом регионе России есть педагогический университет (многие переназвались, но сути это не поменяло), и во всех них готовят учителей математики более-менее одинаково.
С информатикой сложнее. Учителей по данной специальности готовят далеко не везде, готовят не так давно и готовят по-разному. Так что ждать единого стандарта в области преподавания информатики может еще лет эдак 20 придется. Чтобы этот стандарт стал реальностью а не бумажкой.
RemDerBauer, Thu Jun 5 22:01:11 2008:
ИМХО, учитель ничего сам решать не будет! Скажут ему из Департамента образования города: "Будет вот так!" так и будет. Никакой самодеятельности на такой должности не предусмотрено. Недавно был же скандал в Башкирии что ли, пусть там и было двойное дно, но все же.
Сергей Голубев, Wed Jun 4 21:01:19 2008:
В том числе. Поскольку других все равно нет. Лично мне кажется, что мы уже исчерпали революционный ресурс. Поэтому, теперь - либо постепенно, либо никак.
dr.Chaos, Wed Jun 4 19:57:54 2008:
Безусловно интересно и познавательно, только от меня ускользнула мораль сей басни. Т.е. несмотря на все аргументы ученика и родителя решать всё будет преподаватель образца начала-середины 90-х?

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 6 :: 7 :: 8

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds