CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
17.09.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: слово заинтересованным лицам

CITKIT.ru

С момента выхода первой статьи цикла прошло уже достаточно времени для того, чтобы заинтересованные лица успели сообщить мне все, что думают по обсуждаемому вопросу. Поскольку многие предпочитают не оставлять комментарий на сайте, а пользоваться для этого электронной почтой (мотивы чего мне неведомы и непонятны), то я принял решение время от времени делать обзор приходящих писем. Так сказать, по мере набирания критической массы.

Тем более, что рассказать есть о чем. Работая с письмами читателей я обнаружил одну занятную штуку - они как бы заочно спорят друг с другом. Причем, каждый довольно аргументировано доказывает свою правоту.

В результате, только на основании писем я могу примерно сформулировать мнение о школьной информатике следующих групп заинтересованных лиц: учеников, учителей и родителей. Неохваченными оказались только представители администрации.

Но если гора не идет к Магомеду, то придется ему самому поработать ножками. Поэтому, я решил пообщаться со своим знакомым, который давно работает методистом в районном комитете по образованию. Не разрывая, кстати, связь со школой, совмещая руководство процессом с непосредственным в нем участием.

Чтобы не думать о форме повествования, я воспользуюсь старым проверенным приемом. Предлагаю вашему вниманию беседу четырех выдуманных персонажей: Ученика, Учителя, Методиста и Родителя.

Первое слово придется предоставить ученику потому, что... да просто потому, что он его и без спроса возьмет.

Ученик: Я вообще не понимаю, кому понадобилось придумывать этот предмет. Очевидно же, что владение компьютером - это прежде всего практика. У кого дома есть машина, тот и без учителя во всем разберется, у кого нет - тому никакие уроки не помогут. Мы это понимаем, потому и маемся дурью на этом предмете.

Одним скучно потому, что они и так все это знают, другим - потому, что комп первый раз в жизни видят.

Учитель: Ну хорошо, я готов допустить, что рассказывать о том, где находится кнопка "Пуск" - действительно перебор. А как же быть с информатикой, как таковой - логикой, системами счисления, программированием?

Ученик: Так это понадобится единицам. К тому же, в институте все равно программирование начнут с нуля изучать. И чего мне раньше времени себе этим голову забивать?

Родитель: Если бы все было так просто.

Не буду скрывать, что меня, как родителя, при выборе школы для своего ребенка интересуют две вещи: будет ли он подготовлен для поступления в институт и в каком коллективе ему жить достаточно долгое время. А поскольку все родители одинаковы, то эти два критерия сводятся к одному. Если школа "дает" высокий процент поступивших (желательно "за бесплатно и на бесплатно"), то в ней собираются хорошие дети из приличных семей - у моего ребенка будут хорошие друзья.

При этом я считаю, что "пять" в аттестате - это минимум "четыре" на вступительном экзамене. По всем предметам так. Кроме информатики.

У моих знакомых сын поступал в один институт, где вместо физики можно сдавать информатику. По физике у него "четыре", по информатике - "пять". Угадайте, что он выбрал? Физику. Потому что, увидев примерное содержание билета по информатике, сказал, что ничего этого они в школе просто не проходили.

Понимаете, в чем весь ужас? Он не проспал уроки, он слушал учителя. А учитель его фактически обманул. По-хорошему, надо на такую школу в суд подавать. Официально нанять репетитора и предъявить школе счет к оплате. Плюс моральные издержки.

А родителям, которые только выбирают школу для своих детей - совет. Просите показать учебные планы. И сравните их с требованиями ВУЗ'ов. И требуйте от школы, чтобы они сначала обучали школьника тому, что официально требуется, а уже в оставшееся время занимались самодеятельностью.

Методист: Откуда Вы взяли, что самодеятельностью занимаются не ВУЗ'ы, а школы? Программа предмета "Информатика и информационные технологии" утверждена министерством. А кто утвердил темы вступительных экзаменов?

Родитель: Вы хотите сказать, что программа государственной школы не согласована с требованием государственных ВУЗ'ов? Но это ведь называется "приплыли"?

Методист: Я бы сказал, что ситуация не настолько плоха, но определенные нестыковки имеют место. Взять хотя бы ЕГЭ. Сопротивление некоторых, причем весьма уважаемых, институтов этому новшеству периодически выплескивается даже на экраны телевизоров. А что вы хотите? Эпоха перемен, будь она неладна.

Родитель: Так, вроде, она уже позади. Пора бы уже разобраться и навести наконец порядок в школьной информатике.

Методист: Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Все надо рассматривать в динамике, учитывая некоторые исторические аспекты развития. Информатике в этом смысле действительно не повезло.

Основы преподавания этого предмета были заложены еще в советский период. Причем, школьной информатикой занимался не кто-нибудь, а сам академик Ершов. Во многом благодаря его стараниям в 1985-го было принято партийно-правительственное постановление "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". Обратите внимание на год - к сожалению, он известен не только этим постановлением, но и избранием М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Таким образом, школьной информатике было отведено максимум пять лет относительно спокойной жизни. Понятно, что за такой короткий период не могло появиться настоящей культуры преподавания этого предмета. Поэтому равнять ее с математикой или физикой никак нельзя - у информатики практически не было запаса прочности и ее шансы устоять в "эпоху перемен" были ничтожны.

Сейчас очень просто обвинять "училок", которые только и умеют, что объяснять, где находится кнопка "Пуск". Но лет пятнадцать назад они были востребованы настолько, что преподавали не только в школе, но и на платных курсах. Да-да, за то, чтобы научиться набирать текст в "Ворде" люди платили деньги, причем вовсе не символические.

Я уже не говорю про то, что многие учителя информатики, умевшие работать на компьютере легко меняли нищенскую школьную зарплату на доход работника частного склада, вся работа которого - вводить данные в таблицу. Обратите внимание - по уровню компьютерной грамотности практически любой преподаватель информатики в те времена мог уйти из школы. То есть, сам предмет сохранился только благодаря тем, кто остался. И лично у меня не поднимется рука бросить в них камень.

Они не виноваты в том, что в то время программирование и Булева алгебра были не так нужны, как умение выполнять на компьютере элементарные операции. Потому и непосредственно информатика отошла в школе на второй план, тем более что прочных тылов у нее не наблюдалось.

Теперь примите во внимание инерцию системы школьного образования. Сегодня учить одному, а завтра другому - задача для нее практически непосильная. На все требуется время и немалое.

Учитель: Хотелось бы еще прокомментировать слова родителя на предмет того, чему надо учить. Уверен, что лет 10 назад, тот же самый человек говорил бы, что для устройства на работу нужны "ворды-ексели", а не "турбо паскали".

Многие мои коллеги негативно относятся к внедрению Linux в учебный процесс вовсе не потому, что имеют что-то против свободной ОС, как таковой. Они просто боятся новых реформ, поскольку прекрасно помнят, как старые буквально несколько лет тому назад чуть не угробили систему образования. И преодолевать последствия горе-реформаторов придется не один год.

Как бы сейчас новых дров не наломали.

От автора. Думаю, последнее слово следует оставить за учителем. В конце концов именно ему придется выполнять основную работу по переводу кабинета информатики на систему Linux. Если, конечно, пилотный проект завершится успешно, чего я от всей души ему желаю.

Напоследок, хочу ответить на несколько вопросов, встречающихся в письмах. Возможно они интересны не только спрашивающим.

Некоторым корреспондентам пришлось искать мой почтовый адрес при помощи Гугля. Они интересуются, почему он не опубликован на этом сайте.

Отвечаю - нипочему. Просто не вставил в титры без всякой задней мысли. Начиная с этой статьи буду его указывать (sergey.golubev@gmail.com ). Если кто-то хочет написать отзыв не на сайте, а в письме - милости прошу, никаких препятствий. Чтобы гуглевский антиспамовый фильтр не отправил письмо в корзину, тема сообщения - "Linux в школе".

Читатели также интересуются, какие учебники я использовал, когда работал в школе.

Могу рекомендовать два:

  1. В.Б.Попов, "Turbo Pascal для школьников", изд. "Финансы и статистика".
  2. Е.В. Андреева с соавторами "Информатика - Пособие для поступающих в ВУЗ'ы", изд. "Диалог-МГУ".

В списке рекомендованных министерством образования их нет (и вряд ли они там когда-нибудь были). Но в школе я работал по совместительству, и на некоторые мои вольности руководство смотрело сквозь пальцы.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: ... :: 8 :: следующая

KIJ, Sat Jun 21 06:13:05 2008:
Темы системы счисления и булевая алгебра может дать любой математик, которые обычно и ведут информатику. И ему это гораздо проще чем давать "ворды-ексели" и т.п. Если он этого не сделал значит такова политика школы и родителей. И ему директор объяснил, что он должен учить учеников навыкам работы на компьютере (в понимании тетпи Маши с рынка), а не забивать головы учеников ненужной теорией.
И ненадо расказывать сказки, что администрация боится потерять учителей. Не боится уйдут одни на их место придут другие. Проверено опытом, когда буквально за два-три года коллектив учителей сменился процентов на 80. И многих просто ушли.
Сергей Голубев, Sat Jun 21 00:03:16 2008:
аноним:
ВИДИМО ПОСТУПАЛ В КУЛИНАРНЫЙ ТЕХНИКУМ, ГДЕ ИЗУЧАЮТ ЭЛЕКТРОПЛИТЫ ИЛИ ТОСТЕРЫ С УПРАВЛЕНИЕМ ПОД MS WINDOWS.

Отнюдь нет. Насколько я знаю, это был вполне респектабельный ВУЗ. Содержание билета такое:
- системы счисления;
- булева алгебра;
- программирование.
А в школе абитуриента учили "вордам-екселям".
аноним, Fri Jun 20 23:16:16 2008:
"У моих знакомых сын поступал в один институт, где вместо физики можно сдавать информатику. По физике у него "четыре", по информатике - "пять". Угадайте, что он выбрал? Физику. Потому что, увидев примерное содержание билета по информатике, сказал, что ничего этого они в школе просто не проходили."

ВИДИМО ПОСТУПАЛ В КУЛИНАРНЫЙ ТЕХНИКУМ, ГДЕ ИЗУЧАЮТ ЭЛЕКТРОПЛИТЫ ИЛИ ТОСТЕРЫ С УПРАВЛЕНИЕМ ПОД MS WINDOWS. :)
KIJ, Wed Jun 18 06:23:43 2008:
Проблема не головах высокого начальства. Все гораздо сложнее. Проблема в смене парадигмы всего образования. Когда усиленно насаждается прицип образования по потребностям. А эти потребности определяет не высокое начальство, а различные местные инициативы, вроде наблюдательных советов или как их там еще называют. А по отношению к информатике все это сводится к всем известному списку программ, и к тупому кнопконажимательству. Учитель или принимает и выполняет эти указания, или уходит из школы.
аноним, Wed Jun 18 00:37:41 2008:
to Практик:
8*2=0x10=16
сори за спам ))
Сергей Голубев, Tue Jun 17 11:26:17 2008:
Ivanhard: В предмете "информатика" должны даваться знания о том, где, как добывать нужную информацию и что с ней делать дальше.

Возможно, Вы и правы. Но между "должно быть" и "есть на самом деле" - очень большая разница.
Лично мне из всех опрошенных людей ближе всего позиция родителей. Я думаю, что ученики не должны страдать из-за того, что головах высокого начальства до сих пор нет ясности насчет того, что "должно даваться" на уроках информатики.
аноним, Mon Jun 16 21:19:36 2008:
>>Уважаемые, информатика это не о компьютерах. В предмете "информатика" должны даваться знания о том, где, как добывать нужную информацию и что с ней делать дальше

Вы наверное доктор философских наук, не меньше. А про смысл жизни там не объясняют?
Практик, Sat Jun 14 23:39:51 2008:
Для Ivanhard

Вы абсолютно правы. И автор статьи в Компьютерре - практикующий учитель - тоже прав. Хотя мне не довелось читать его статью.
Дело в том, что понятие "модель" должно идти после того, как школьник будет иметь какие-то основы математики, физики, уметь логически мыслить и рассуждать. Если преподаватель заранее не подбирает себе учеников, которые хотя бы выполняют домашние задания, то его работа обречена на провал в подавляющем большинстве случаев. Единственный, кто еще, вероятно, не подбирал себе учеников, так это Шаталов (или Шаталин, я уже не помню). Но это преподаватель с большой буквы (конечно же, не "П").
Типичные ситуации, которые встречаются на практике, часто показывают, что дети в связи с запущенностью подготовки в младших классах уже в старших классах не только получают 8*2=10, но и не могут правильно переписать данный им образец. Так что говорить об информатике, как это видит Министерство образования, можно лишь в идеале. Вот почему ЕГЭ и его варианты по информатике - это перспективы далекого будущего.
Когда подавляющая масса учащихся будет выполнять требования Минобровской программы, тогда можно говорить не только о реальной программе по информатике, но и о целесообразности ЕГЭ по принципу "сдал - и с плеч долой" - можно поступать в ВУЗ.
А пока приходится иметь дело с такими учащимися, которые есть на сегодняшний день. И здесь не до экзотики.
А практикующий преподаватель, вполне возможно, работает с прекрасной администрацией, которая играет немаловажную роль в организации эффективного учебного процесса, в том числе и по информатике.
Ivanhard, Fri Jun 13 16:54:01 2008:
Уважаемые, информатика это не о компьютерах. В предмете "информатика" должны даваться знания о том, где, как добывать нужную информацию и что с ней делать дальше. Почитайте подшивку Компьютерры, там довольно давно была отличная статья одного действительно практикующего учителя на эту тему.
аноним, Thu Jun 12 10:20:32 2008:
2 аноним, среда, 11 июня 2008 г. 21:36:07:

>Именно так (мышь-ctrl-x-мышь-ctrl-v).

Быстрее. Выделить, переключиться, средняя кнопка мыши:)

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: ... :: 8 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds