CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
17.09.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: слово заинтересованным лицам

CITKIT.ru

С момента выхода первой статьи цикла прошло уже достаточно времени для того, чтобы заинтересованные лица успели сообщить мне все, что думают по обсуждаемому вопросу. Поскольку многие предпочитают не оставлять комментарий на сайте, а пользоваться для этого электронной почтой (мотивы чего мне неведомы и непонятны), то я принял решение время от времени делать обзор приходящих писем. Так сказать, по мере набирания критической массы.

Тем более, что рассказать есть о чем. Работая с письмами читателей я обнаружил одну занятную штуку - они как бы заочно спорят друг с другом. Причем, каждый довольно аргументировано доказывает свою правоту.

В результате, только на основании писем я могу примерно сформулировать мнение о школьной информатике следующих групп заинтересованных лиц: учеников, учителей и родителей. Неохваченными оказались только представители администрации.

Но если гора не идет к Магомеду, то придется ему самому поработать ножками. Поэтому, я решил пообщаться со своим знакомым, который давно работает методистом в районном комитете по образованию. Не разрывая, кстати, связь со школой, совмещая руководство процессом с непосредственным в нем участием.

Чтобы не думать о форме повествования, я воспользуюсь старым проверенным приемом. Предлагаю вашему вниманию беседу четырех выдуманных персонажей: Ученика, Учителя, Методиста и Родителя.

Первое слово придется предоставить ученику потому, что... да просто потому, что он его и без спроса возьмет.

Ученик: Я вообще не понимаю, кому понадобилось придумывать этот предмет. Очевидно же, что владение компьютером - это прежде всего практика. У кого дома есть машина, тот и без учителя во всем разберется, у кого нет - тому никакие уроки не помогут. Мы это понимаем, потому и маемся дурью на этом предмете.

Одним скучно потому, что они и так все это знают, другим - потому, что комп первый раз в жизни видят.

Учитель: Ну хорошо, я готов допустить, что рассказывать о том, где находится кнопка "Пуск" - действительно перебор. А как же быть с информатикой, как таковой - логикой, системами счисления, программированием?

Ученик: Так это понадобится единицам. К тому же, в институте все равно программирование начнут с нуля изучать. И чего мне раньше времени себе этим голову забивать?

Родитель: Если бы все было так просто.

Не буду скрывать, что меня, как родителя, при выборе школы для своего ребенка интересуют две вещи: будет ли он подготовлен для поступления в институт и в каком коллективе ему жить достаточно долгое время. А поскольку все родители одинаковы, то эти два критерия сводятся к одному. Если школа "дает" высокий процент поступивших (желательно "за бесплатно и на бесплатно"), то в ней собираются хорошие дети из приличных семей - у моего ребенка будут хорошие друзья.

При этом я считаю, что "пять" в аттестате - это минимум "четыре" на вступительном экзамене. По всем предметам так. Кроме информатики.

У моих знакомых сын поступал в один институт, где вместо физики можно сдавать информатику. По физике у него "четыре", по информатике - "пять". Угадайте, что он выбрал? Физику. Потому что, увидев примерное содержание билета по информатике, сказал, что ничего этого они в школе просто не проходили.

Понимаете, в чем весь ужас? Он не проспал уроки, он слушал учителя. А учитель его фактически обманул. По-хорошему, надо на такую школу в суд подавать. Официально нанять репетитора и предъявить школе счет к оплате. Плюс моральные издержки.

А родителям, которые только выбирают школу для своих детей - совет. Просите показать учебные планы. И сравните их с требованиями ВУЗ'ов. И требуйте от школы, чтобы они сначала обучали школьника тому, что официально требуется, а уже в оставшееся время занимались самодеятельностью.

Методист: Откуда Вы взяли, что самодеятельностью занимаются не ВУЗ'ы, а школы? Программа предмета "Информатика и информационные технологии" утверждена министерством. А кто утвердил темы вступительных экзаменов?

Родитель: Вы хотите сказать, что программа государственной школы не согласована с требованием государственных ВУЗ'ов? Но это ведь называется "приплыли"?

Методист: Я бы сказал, что ситуация не настолько плоха, но определенные нестыковки имеют место. Взять хотя бы ЕГЭ. Сопротивление некоторых, причем весьма уважаемых, институтов этому новшеству периодически выплескивается даже на экраны телевизоров. А что вы хотите? Эпоха перемен, будь она неладна.

Родитель: Так, вроде, она уже позади. Пора бы уже разобраться и навести наконец порядок в школьной информатике.

Методист: Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Все надо рассматривать в динамике, учитывая некоторые исторические аспекты развития. Информатике в этом смысле действительно не повезло.

Основы преподавания этого предмета были заложены еще в советский период. Причем, школьной информатикой занимался не кто-нибудь, а сам академик Ершов. Во многом благодаря его стараниям в 1985-го было принято партийно-правительственное постановление "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". Обратите внимание на год - к сожалению, он известен не только этим постановлением, но и избранием М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Таким образом, школьной информатике было отведено максимум пять лет относительно спокойной жизни. Понятно, что за такой короткий период не могло появиться настоящей культуры преподавания этого предмета. Поэтому равнять ее с математикой или физикой никак нельзя - у информатики практически не было запаса прочности и ее шансы устоять в "эпоху перемен" были ничтожны.

Сейчас очень просто обвинять "училок", которые только и умеют, что объяснять, где находится кнопка "Пуск". Но лет пятнадцать назад они были востребованы настолько, что преподавали не только в школе, но и на платных курсах. Да-да, за то, чтобы научиться набирать текст в "Ворде" люди платили деньги, причем вовсе не символические.

Я уже не говорю про то, что многие учителя информатики, умевшие работать на компьютере легко меняли нищенскую школьную зарплату на доход работника частного склада, вся работа которого - вводить данные в таблицу. Обратите внимание - по уровню компьютерной грамотности практически любой преподаватель информатики в те времена мог уйти из школы. То есть, сам предмет сохранился только благодаря тем, кто остался. И лично у меня не поднимется рука бросить в них камень.

Они не виноваты в том, что в то время программирование и Булева алгебра были не так нужны, как умение выполнять на компьютере элементарные операции. Потому и непосредственно информатика отошла в школе на второй план, тем более что прочных тылов у нее не наблюдалось.

Теперь примите во внимание инерцию системы школьного образования. Сегодня учить одному, а завтра другому - задача для нее практически непосильная. На все требуется время и немалое.

Учитель: Хотелось бы еще прокомментировать слова родителя на предмет того, чему надо учить. Уверен, что лет 10 назад, тот же самый человек говорил бы, что для устройства на работу нужны "ворды-ексели", а не "турбо паскали".

Многие мои коллеги негативно относятся к внедрению Linux в учебный процесс вовсе не потому, что имеют что-то против свободной ОС, как таковой. Они просто боятся новых реформ, поскольку прекрасно помнят, как старые буквально несколько лет тому назад чуть не угробили систему образования. И преодолевать последствия горе-реформаторов придется не один год.

Как бы сейчас новых дров не наломали.

От автора. Думаю, последнее слово следует оставить за учителем. В конце концов именно ему придется выполнять основную работу по переводу кабинета информатики на систему Linux. Если, конечно, пилотный проект завершится успешно, чего я от всей души ему желаю.

Напоследок, хочу ответить на несколько вопросов, встречающихся в письмах. Возможно они интересны не только спрашивающим.

Некоторым корреспондентам пришлось искать мой почтовый адрес при помощи Гугля. Они интересуются, почему он не опубликован на этом сайте.

Отвечаю - нипочему. Просто не вставил в титры без всякой задней мысли. Начиная с этой статьи буду его указывать (sergey.golubev@gmail.com ). Если кто-то хочет написать отзыв не на сайте, а в письме - милости прошу, никаких препятствий. Чтобы гуглевский антиспамовый фильтр не отправил письмо в корзину, тема сообщения - "Linux в школе".

Читатели также интересуются, какие учебники я использовал, когда работал в школе.

Могу рекомендовать два:

  1. В.Б.Попов, "Turbo Pascal для школьников", изд. "Финансы и статистика".
  2. Е.В. Андреева с соавторами "Информатика - Пособие для поступающих в ВУЗ'ы", изд. "Диалог-МГУ".

В списке рекомендованных министерством образования их нет (и вряд ли они там когда-нибудь были). Но в школе я работал по совместительству, и на некоторые мои вольности руководство смотрело сквозь пальцы.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 8 :: следующая

аноним, Tue Jul 1 21:57:20 2008:
2 M.L. Crass

Латентность большая, контента не много при этом.

>Когда- нибудь всякого антилинупсового размещу.

Не меркнущая слава getthefacts покоя не дает?;D
M.L. Crass, Tue Jul 1 21:34:22 2008:
Эй, чуваки! Зацените мой домашний ВЭБ сервер. Сейчас конечно сайт в разработке. :)) Когда- нибудь всякого антилинупсового размещу. Напишите, не нашли ничего подозрительного в плане безопасности? Только по существу. Завта и Апач запущу.

IP шник конечно динамический - адрес будет действителен не более суток.

http://85.140.107.144:5357/
LittleJon, Tue Jul 1 17:03:27 2008:
Имхо, конечно, но гораздо проще научить ребенка работать с информационными технологиями, предоставив ему возможность создать и поддерживать собственную веб страничку от задумки до обеспечения безопасности. Старшекласникам можно поучаствовать в open sourse проектах, в тех же переводах, созданиях картинок. Чиновники могут регистрировать результаты , получать зарплату и жить спокойно.
Практик, Wed Jun 25 02:21:52 2008:
Сергей Голубев

Если Вы читали когда-нибудь Новый Завет, то наверняка обратили внимание на то, что слова "должны", "должен", "должна" в нем отсутствуют.
Говорится там приблизительно так: жена да убоиться мужа своего. Это всего лишь предложение, призыв, но не "обязаловка".
Когда я у кого-либо слышу слово "должны", я думаю о том, что такой человек - романтик. В течение нескольких десятков лет в журнале "Крокодил" писали о том, кто и что должен делать. Кстати, в "Ревизоре" тоже должны были заниматься попечительской деятельностью без тени воровства. Ощущаете, откуда растут корни слова "должны" в Российской Федерации?
В том то и дело, что родители должны заниматься воспитанием своих детей, дети должны учиться, геологи должны герметизировать буровые скважины после их использования и т.д.
Любое долженствование предполагает обязанности и строгое их выполнение. Иначе долженствование и связанные с ним обязанности превращаются в болтовню или, что еще хуже, в фарс, насмешку.
Должны у нас строить дороги с соблюдением технологий - но не строят, нарушают технологии. Типичный пример - во времена Горбачева немцы руководили реконструкцией Ярославского шоссе. Немецкий специалист замерил кривизну участка только что заасфальтированной дороги и распорядился переложить покрытие. По меркам России это было идеальное покрытие.
Так вот. Слово "должен" по-разном трактуется в России и в странах Запада. В России только говорят о том, кто и что должен, а на Западе выполняют то, что должны выполнять за выделенные на зарплату средства.
Вы пока не до конца осознали, что дурной пример заразителен. Вот почему в "буржуазных странах" показывают фильмы (типа "Спросите у Синди"), где нарушевшему закон говорят: если мы тебя оставим на твоей должности, то все подумают что мы тебя поощряем.
К сожалению, в России поголовное преобладание примеров, когда поощряется головотяпство.
Вот почему в России слово "должен" - это фетиш. И, к сожалению, подрастающее поколение "впитывает" этот фетиш с детства. Ну не верит молодежь в нашей стране в свое светлое будущее, глядя на то, что ее окружает. Поскольку никто ничего, что должен делать, по большей части не делает.
Сергей Голубев, Tue Jun 24 00:07:56 2008:
Практик, понедельник, 23 июня 2008 г. 23:21:38:
Вопрос: будет ли страна, где все жители делают выбор в сторону "не хочу", думать таким образом об экологии?

Страна вообще думать не умеет, думают люди, а не абстрактные категории. А вот люди об экологии думать будут. Поскольку это кому-то интересно. Вот они и должны этим заниматься.
Практик, Mon Jun 23 23:21:38 2008:
Сергей Голубев

Представьте себе, что 30 человек 15-16 лет, которым задаром предоставляют возможность получать образование, отказываются от этой великолепной возможности (занимаются на занятии телефонными трубками, болтать, смеяться и т.д.).
Даже Вы высказываетесь за свободу своего выбора. И почему-то в сторону "не хочу". Представьте, что вся страна будет делать выбор в сторону "не хочу". Что мы - преподаватели - получим в итоге? Россию или Западную Европу.
Пример. В Австрии машиностроительное предприятие перенесли в город, расположенный за горой рядом с озером. С целью сохранения экологии вода на предприятие попадает с другой стороны гор по трубопроводу и сбрасывается обратно через трубопровод. Вопрос: будет ли страна, где все жители делают выбор в сторону "не хочу", думать таким образом об экологии?
Мне показывали документальную любительскую видеозапись 1990-х годов, где при поездке по дороге складывалось впечатление, что движутся горы, а люди стоят на месте. Именно в этой записи мне и довелось увидеть трубопровод.
Вывод: это неисправимая страна, где никогда не хотели соблюдать правила консервации буровых скважин, чтобы сточные воды не попадали на уровень грунтовых вод.
Сергей Голубев, Mon Jun 23 00:56:08 2008:
Практик, понедельник, 23 июня 2008 г. 00:25:19: И эта традиция - отказываться от заказов - во многом еще сильна в России.

Ну и что? Я, например, не вижу ничего плохого в том, чтобы отказаться от заказа, если тебе это делать неинтересно.
Практик, Mon Jun 23 00:25:19 2008:
Каждый, кто пишет отзывы, ориентируется на конкретную школу, конкретный педагогический коллектив.
Система образования должна работать с минимальным влиянием этих факторов. Это в идеале.
Насколько я помню, физику уважали в 60-х годах прошлого столетия. Были еще споры физиков и лириков. А конкурсы на технические факультеты были достаточно большими.
В 70-е, а тем более в 80-е годы интерес к физике стал падать. Слишком много абстрактных вопросов, основанных на математике.
Проблемы современной школы могут иметь разные корни. Но если родители 35-40 лет говорят ребенку "ты должен изучать английский язык", а сами в 80-х -90-х годах так его и не осилили по разным причинам, то почему ребенок должен, а родители не были должны?
Воспитание наиболее эффективно, когда осуществляется на личном примере.
Так что здесь проблема не только и не столько информатики, а проблема все большей и большей лени все новых и новых поколений. А в этом вопросе никакие нововведения образовательной системы не помогут.
А вот когда люди, которые живут в простом и скромном десятикомнатном американском доме и могут потерять хорошую медицинскую страховку, два раза подумают, прежде чем лениться.
Еще в советское время была юмореска, когда советский директор на стажировке в США, когда на него оставили предприятие, отрапортовал: все в порядке, отказался от 10 заказов.
И эта традиция - отказываться от заказов - во многом еще сильна в России.
Попробывал бы американский деловой человек (бизнесмен) отказаться от заказа!
KIJ, Sun Jun 22 06:43:00 2008:
Сергей Голубев, суббота, 21 июня 2008 г. 12:41:02:
А уж темы уроков для историка - темный лес.

Вот за это и будет спрос, что в темах нечего не понятно. Особенно если такой директор прошел курсу Intel "Обучения для будущего", и мнит себя большим специалистом. Да и советчиков найдется достаточно, методисты отделов образования не намного ушли от тети Маши с рынка.

В каждой хорошей школе есть некий костяк,

Есть то он есть. Но к этому костяку набираются еще и особые талантливые преподаватели, которых этот костяк еще и должен обучать. А так как они талантливые но опыта у них еще нет, получают они 5-7 классы, кружки и факультативы. А учителя на которых родители ведут детей работатют в старших классах исправляя все художества и получая нагоняи за так называемое качество знаний. Когда в 5-7 ученики имели только 4 и 5, и работали весь урок за компьютерами. А тут какая то теория, да еще учебники, рабочие тетради, домашние задания.
Сергей Голубев, Sat Jun 21 12:41:02 2008:
KIJ, суббота, 21 июня 2008 г. 06:13:05:
И ему директор объяснил, что он должен учить учеников навыкам работы на компьютере

Это если директор - бывший "естественник" или "математик". А если "гуманитарий", то он вообще понятия не имеет о том, что творится на информатике. Пример Поносова очень показателен - он действительно был "не в курсе" насчет всех этих лицензий. А уж темы уроков для историка - темный лес.
А вот насчет "дорожить учителями" - это несколько сложнее. В каждой хорошей школе есть некий костяк, ради которого родители и приводят в нее детей. Им, безусловно, администрация дорожит. Остальные, так сказать, до кучи - те приходят и уходят.

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 8 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds