CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
18.08.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: слово заинтересованным лицам

CITKIT.ru

С момента выхода первой статьи цикла прошло уже достаточно времени для того, чтобы заинтересованные лица успели сообщить мне все, что думают по обсуждаемому вопросу. Поскольку многие предпочитают не оставлять комментарий на сайте, а пользоваться для этого электронной почтой (мотивы чего мне неведомы и непонятны), то я принял решение время от времени делать обзор приходящих писем. Так сказать, по мере набирания критической массы.

Тем более, что рассказать есть о чем. Работая с письмами читателей я обнаружил одну занятную штуку - они как бы заочно спорят друг с другом. Причем, каждый довольно аргументировано доказывает свою правоту.

В результате, только на основании писем я могу примерно сформулировать мнение о школьной информатике следующих групп заинтересованных лиц: учеников, учителей и родителей. Неохваченными оказались только представители администрации.

Но если гора не идет к Магомеду, то придется ему самому поработать ножками. Поэтому, я решил пообщаться со своим знакомым, который давно работает методистом в районном комитете по образованию. Не разрывая, кстати, связь со школой, совмещая руководство процессом с непосредственным в нем участием.

Чтобы не думать о форме повествования, я воспользуюсь старым проверенным приемом. Предлагаю вашему вниманию беседу четырех выдуманных персонажей: Ученика, Учителя, Методиста и Родителя.

Первое слово придется предоставить ученику потому, что... да просто потому, что он его и без спроса возьмет.

Ученик: Я вообще не понимаю, кому понадобилось придумывать этот предмет. Очевидно же, что владение компьютером - это прежде всего практика. У кого дома есть машина, тот и без учителя во всем разберется, у кого нет - тому никакие уроки не помогут. Мы это понимаем, потому и маемся дурью на этом предмете.

Одним скучно потому, что они и так все это знают, другим - потому, что комп первый раз в жизни видят.

Учитель: Ну хорошо, я готов допустить, что рассказывать о том, где находится кнопка "Пуск" - действительно перебор. А как же быть с информатикой, как таковой - логикой, системами счисления, программированием?

Ученик: Так это понадобится единицам. К тому же, в институте все равно программирование начнут с нуля изучать. И чего мне раньше времени себе этим голову забивать?

Родитель: Если бы все было так просто.

Не буду скрывать, что меня, как родителя, при выборе школы для своего ребенка интересуют две вещи: будет ли он подготовлен для поступления в институт и в каком коллективе ему жить достаточно долгое время. А поскольку все родители одинаковы, то эти два критерия сводятся к одному. Если школа "дает" высокий процент поступивших (желательно "за бесплатно и на бесплатно"), то в ней собираются хорошие дети из приличных семей - у моего ребенка будут хорошие друзья.

При этом я считаю, что "пять" в аттестате - это минимум "четыре" на вступительном экзамене. По всем предметам так. Кроме информатики.

У моих знакомых сын поступал в один институт, где вместо физики можно сдавать информатику. По физике у него "четыре", по информатике - "пять". Угадайте, что он выбрал? Физику. Потому что, увидев примерное содержание билета по информатике, сказал, что ничего этого они в школе просто не проходили.

Понимаете, в чем весь ужас? Он не проспал уроки, он слушал учителя. А учитель его фактически обманул. По-хорошему, надо на такую школу в суд подавать. Официально нанять репетитора и предъявить школе счет к оплате. Плюс моральные издержки.

А родителям, которые только выбирают школу для своих детей - совет. Просите показать учебные планы. И сравните их с требованиями ВУЗ'ов. И требуйте от школы, чтобы они сначала обучали школьника тому, что официально требуется, а уже в оставшееся время занимались самодеятельностью.

Методист: Откуда Вы взяли, что самодеятельностью занимаются не ВУЗ'ы, а школы? Программа предмета "Информатика и информационные технологии" утверждена министерством. А кто утвердил темы вступительных экзаменов?

Родитель: Вы хотите сказать, что программа государственной школы не согласована с требованием государственных ВУЗ'ов? Но это ведь называется "приплыли"?

Методист: Я бы сказал, что ситуация не настолько плоха, но определенные нестыковки имеют место. Взять хотя бы ЕГЭ. Сопротивление некоторых, причем весьма уважаемых, институтов этому новшеству периодически выплескивается даже на экраны телевизоров. А что вы хотите? Эпоха перемен, будь она неладна.

Родитель: Так, вроде, она уже позади. Пора бы уже разобраться и навести наконец порядок в школьной информатике.

Методист: Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Все надо рассматривать в динамике, учитывая некоторые исторические аспекты развития. Информатике в этом смысле действительно не повезло.

Основы преподавания этого предмета были заложены еще в советский период. Причем, школьной информатикой занимался не кто-нибудь, а сам академик Ершов. Во многом благодаря его стараниям в 1985-го было принято партийно-правительственное постановление "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". Обратите внимание на год - к сожалению, он известен не только этим постановлением, но и избранием М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Таким образом, школьной информатике было отведено максимум пять лет относительно спокойной жизни. Понятно, что за такой короткий период не могло появиться настоящей культуры преподавания этого предмета. Поэтому равнять ее с математикой или физикой никак нельзя - у информатики практически не было запаса прочности и ее шансы устоять в "эпоху перемен" были ничтожны.

Сейчас очень просто обвинять "училок", которые только и умеют, что объяснять, где находится кнопка "Пуск". Но лет пятнадцать назад они были востребованы настолько, что преподавали не только в школе, но и на платных курсах. Да-да, за то, чтобы научиться набирать текст в "Ворде" люди платили деньги, причем вовсе не символические.

Я уже не говорю про то, что многие учителя информатики, умевшие работать на компьютере легко меняли нищенскую школьную зарплату на доход работника частного склада, вся работа которого - вводить данные в таблицу. Обратите внимание - по уровню компьютерной грамотности практически любой преподаватель информатики в те времена мог уйти из школы. То есть, сам предмет сохранился только благодаря тем, кто остался. И лично у меня не поднимется рука бросить в них камень.

Они не виноваты в том, что в то время программирование и Булева алгебра были не так нужны, как умение выполнять на компьютере элементарные операции. Потому и непосредственно информатика отошла в школе на второй план, тем более что прочных тылов у нее не наблюдалось.

Теперь примите во внимание инерцию системы школьного образования. Сегодня учить одному, а завтра другому - задача для нее практически непосильная. На все требуется время и немалое.

Учитель: Хотелось бы еще прокомментировать слова родителя на предмет того, чему надо учить. Уверен, что лет 10 назад, тот же самый человек говорил бы, что для устройства на работу нужны "ворды-ексели", а не "турбо паскали".

Многие мои коллеги негативно относятся к внедрению Linux в учебный процесс вовсе не потому, что имеют что-то против свободной ОС, как таковой. Они просто боятся новых реформ, поскольку прекрасно помнят, как старые буквально несколько лет тому назад чуть не угробили систему образования. И преодолевать последствия горе-реформаторов придется не один год.

Как бы сейчас новых дров не наломали.

От автора. Думаю, последнее слово следует оставить за учителем. В конце концов именно ему придется выполнять основную работу по переводу кабинета информатики на систему Linux. Если, конечно, пилотный проект завершится успешно, чего я от всей души ему желаю.

Напоследок, хочу ответить на несколько вопросов, встречающихся в письмах. Возможно они интересны не только спрашивающим.

Некоторым корреспондентам пришлось искать мой почтовый адрес при помощи Гугля. Они интересуются, почему он не опубликован на этом сайте.

Отвечаю - нипочему. Просто не вставил в титры без всякой задней мысли. Начиная с этой статьи буду его указывать (sergey.golubev@gmail.com ). Если кто-то хочет написать отзыв не на сайте, а в письме - милости прошу, никаких препятствий. Чтобы гуглевский антиспамовый фильтр не отправил письмо в корзину, тема сообщения - "Linux в школе".

Читатели также интересуются, какие учебники я использовал, когда работал в школе.

Могу рекомендовать два:

  1. В.Б.Попов, "Turbo Pascal для школьников", изд. "Финансы и статистика".
  2. Е.В. Андреева с соавторами "Информатика - Пособие для поступающих в ВУЗ'ы", изд. "Диалог-МГУ".

В списке рекомендованных министерством образования их нет (и вряд ли они там когда-нибудь были). Но в школе я работал по совместительству, и на некоторые мои вольности руководство смотрело сквозь пальцы.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 8 :: следующая

Док, Sun Aug 30 16:13:46 2009:
Согласно данным Мирового Фонда Здравохранения, рэдмондиоз является одним из самых опасных заболеваний ХХI столетия. Некоторые научные светила уже сейчас ставят его в один ряд со свинным гриппом и ВИЧ-инфекциями.
Каковы же пути распространения данной заразы? Общеизвестно, что передаётся она воздушно-капельным путём. Также к заражению приводит и непосредственный контакт с заражённым обьектом - достаточно даже лёгкого касания системника.
О возможности передачи рэдмондиоза половым путём у автора сведений пока нет. И он будет рад получить таковую от заинтересованных лиц.
Как же обезопасить себя от новой чумы двадцать первого столетия? Существует несколько способов, и все они достаточно традиционны. Это - дезинфекция помещений, использование марлевой повязки при общении с уже заражёнными лицами. В особых случаях следует прибегать к принудительной эвтаназии.
Помните - от нас с вами зависит. сумеем ли мы остановить эту новую эпидемию, грозящую всем нам неисчислимыми бедами.

(с) Одобрено Минздравом.
аноним, Sat Aug 29 14:25:05 2009:
На уроках рисования учться делать красивые
интерфесы для самописных прог.

не! не! только учиться рисовать пингвина. тру пингвина. а, на уроках пения петь гимн: happy Linus come to you...
аноним, Sat Aug 29 11:47:55 2009:
+1
А на уроках физкультуры чтобы бегали по улицам
в майках с пингвинами (для популяризации).
анонимный аноним, Sat Aug 29 11:12:40 2009:
1) Линукс вещь неплохая, но сравнительно сложная.
Чтобы его как следует изучить нужно много времени.
Поэтому лучше его начинать изучать прямо с 1-го класса школы.
2) Недостаточно изучать линукс только на уроках
информатики. Нужно включить линукс во ВСЕ школьные предметы. Ну например, на уроках иностранного языка можно переводить на русский маны. А на уроках русского и литературы эти переводы литературно обрабатывать. На уроках математики надо изучать биты, байты и т.д.
А на уроках информатики нужно учиться писать
проги. На уроках рисования учться делать красивые
интерфесы для самописных прог.
Вячеслав, Sun Oct 5 10:52:43 2008:
Автору нужно памятник постаить за такое!:)
Сергей Голубев, Wed Jul 2 12:00:25 2008:
vovez, среда, 2 июля 2008 г. 03:52:49:
Ваши персонажи спорят ни о чём.

Если бы. Несмотря на все Ваши разумные рассуждения, предмет ИиИТ существует и отменять его никто не собирается. И создает он не философские, а вполне себе житейские проблемы. Которые приходится как-то решать.
аноним, Wed Jul 2 11:42:41 2008:
2 M.L. Crass, вторник, 1 июля 2008 г. 21:34:22
IP Information for 85.140.107.144
IP Location: Russian Federation Russian Federation Moscow Zao Mtu-intel
Resolve Host: ppp85-140-107-144.pppoe.mtu-net.ru
IP Address: 85.140.107.144

привет валерик;)
Алексей Федорчук, Wed Jul 2 07:19:51 2008:
аноним, вторник, 1 июля 2008 г. 21:57:20:
2 M.L. Crass

Латентность большая, контента не много при этом.
___

А чего Вы хотите? Этому Марку Лициньевичу голову оттяпали 2 тысячи лет назад.
Так вот и муществует с тех пор без головы.
vovez, Wed Jul 2 03:52:49 2008:
Ваши персонажи спорят ни о чём. Если учесть, что количество переданной информации по определению не может равняться количеству принятой информации (я отправляю Васе Пупкину несколько бит, сообщая что два плюс два равно четырём, а он, оказывается, знал это и раньше, и от меня получил ноль бит информации), то вопрос "что преподавать на уроках информатики?" отпадёт сам собой. Останется только "как?". На сегодня де-факто Интернет стал "объединителем" всех разнородных информационных "конфессий". Доступ к ресурсам одинаков и у "форточников" и у "пингвинятников", так какой смысл спорить, кто кого? Через несколько лет приверженцы какого-нибудь новомодного течения будут ухахатываться и над теми и над другими. Информатика не может быть стандартной, она должна быть разной, как и сама информация.
А о преподавании информатики именно в школе ещё подумать надо, да и отменить к чёрту. Почему-то никому в голову не приходит преподавать в школе основы приготовления бетонных растворов или выплавки чугуна в виде отдельных предметов. В результате выходит из школы этакий пуп земли, вижл-паскале-студист, делающий четыре ошибки в слове из трёх букв и со средним баллом 2.3 по математике, но знающий две библиотечные функции и считающий себя программистом. Почитайте форумы "программистов" - детский сад, играющий в "Лего". И это заразно, некомпетентность становится повсеместной, а "опытом работы" считается неделя стажировки у "специалиста" с двухнедельным стажем работы.
Информатика - область ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности, её и преподавать должны ПРОФЕССИОНАЛЫ в ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, а вовсе не в общеобразовательных учреждениях. А в школе информационные технологии надо не преподавать, а использовать для изучения других, общеобразовательных предметов. Думаю, такая точка зрения на "информатику в школе" ничем не хуже других. Не лишайте детей детства.
аноним, Tue Jul 1 22:00:38 2008:
2 аноним, вторник, 1 июля 2008 г. 21:57:20:

Вы пока в очередь вставайте, если хотите хоститься на моём супер секюрном серваке. :))

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 8 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds