CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.11.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Desktop
Internet
Internet-серверы
Безопасность
Бизнес/Офис
Игры
Мультимедиа
Наука
Операционные системы
Программирование
СУБД
Создание веб-сайтов
Утилиты

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: дистрибутивы пилотного проекта

CITKIT.ru

К внедрению свободного ПО в школы государство подошло исключительно серьезно. Были сформулированы вполне конкретные требования к учебному дистрибутиву и устроен тендер в процессе которого и определись компании, которым было поручено это нелегкое дело.

На странице linux.armd.ru/ru/distros находится список дистрибутивов, прошедших сквозь сито отбора. Их там целых пять. Впрочем, при ближайшем рассмотрении выясняется, что это число легко сокращается до двух по числу компаний-разработчиков — ALT Linux и Linux Ink. Именно с этих продуктов и имеет смысл начать рассмотрение комплексных программных продуктов, предназначенных для организации учебного процесса по дисциплине "Информатика и информационные технологии".

Впрочем, перед началом работы нужно сказать несколько слов общего характера. Как известно, понятие стандартного школьного компьютера либо отсутствует в природе, либо существует в единственном экземпляре под грифом "Секретно". По крайней мере, на практике учителям приходится работать на всем, чем угодно — от достаточно новых машин до откровенных музейных экспонатов.

Эту специфику российской школы учли организаторы проекта. Одно из самых жестких требований тендера, касающееся поддержки любого (и старого, и нового) железа вызвано именно этой причиной.

Поставленная задача может быть решена двумя способами. Первый — создать универсальный дистрибутив, работающий с любым оборудованием. То есть, включающий в себя все необходимые модули поддержки и несколько пользовательских интерфейсов — потяжелее и полегче. Минус подобного подхода состоит в том, что продукт получился бы слишком объемным и мог быть записан только на DVD (или равное по объему количество CD, поскольку не во всех школах имеются подходящие приводы).

Второй — разбить дистрибутив на несколько отдельных самостоятельных версий, каждая из которых рассчитана на конкретный класс компьютеров. У этого подхода тоже есть свои минусы. Например, если школьный машинный парк представляет собой винегрет, то вместо одного диска придется качать несколько. А один DVD плюс два CD все-таки потребуют больших расходов на трафик, чем один DVD.

Разумеется, все эти рассуждения корректны при предположении, что школы будут работать в режиме самообеспечения, а местное образовательное начальство предпочтет остаться в стороне. Но жизненный опыт подсказывает мне, что скорее всего именно так и будет. Поэтому, коль скоро мы уже определили критерии, по которым будем выбирать подходящий дистрибутив, пора приступить к работе.

Дистрибутивы производства ALT Linux

Даже тогда, когда итоги тендера на подготовку дистрибутива для средних школ еще не были объявлены, всем и так было понятно имя победителя. Совершенно очевидно, что им должен был стать ALT Linux. Точнее — та команда, в составе которой будет этот разработчик. Разумеется, так и случилось.

Интересно, что перечень рекомендованных дистрибутивов какое-то время состоял только из продукции этой фирмы. "НауЛинукс" появился там несколько позже. Поэтому, будет вполне логично начать рассматривать претендентов на должность школьной системы именно с решений, предлагаемых ALT Linux.

ALT Linux предлагает для школ не один, а несколько дистрибутивов. То есть, эта компания решила пойти вторым путем. На что, разумеется, имеет полное право, поскольку объективно лучшего решения в данном случае нет. Учебные заведения могут использовать в учебном процессе следующие продукты:

  • "Легкий Линукс" для установки и работы на слабых компьютерах (от 128 до 256 Мб памяти и процессор от Pentium 233 МГц);
  • "Линукс Юниор" для средних компьютеров с объемом памяти от 256 Мб до 1 Гб;
  • "Линукс Мастер" для мощных машин;
  • "Линукс Терминал" для компьютерных классов, организованных на "тонких клиентах".

Программное обеспечение

Все предлагаемые варианты дистрибутивов с точки зрения комплектации востребованными школой программами абсолютно равноценны. Отличаются они только графической средой, устанавливаемой по умолчанию. В "Легком Линуксе" это XFCE, в "Линукс Юниор" и "Линукс Мастер" — KDE.

Набор программ подойдет и для информатики, и для информационных технологий. Во все дистрибутивы входит браузер, почтовый клиент, офисный пакет, графический редактор и среда для программирования. Разумеется, этим список не ограничивается, но опционные пакеты нас пока не особо интересуют.

Например, "Линукс Мастер" можно использовать не только для обучения компьютерной грамотности, но и для разработки полноценных программ на Java, C/C++ и PHP. Очевидно. что в рамках обычной общеобразовательной школы эти возможности могут быть востребованы только для проведения факультативов.

Не могу не обратить внимание читателя на один занятный факт. "Легкий Линукс" состоит из двух дисков — основного и дополнительного, получившего название "Образование". Если предположить, что дистрибутив готовился специально для образовательных учреждений, то было бы логично видеть на первом диске приложения, позволяющие изучать программирование, а на втором - офисный пакет, графический редактор и тому подобные пакеты.

Так вот — это верно с точностью до наоборот. То есть, для преподавания информационных технологий (куда как раз входит освоение прикладных программ) достаточно первого диска. А приложения, посвященные программированию, собраны на втором диске. Странное решение, не правда ли?

С другой стороны, для ученика такое решение очень удобно. Если он захочет поставить домой Linux, то второй диск ему может понадобиться только для выполнения домашних заданий по информатике. Которые во многих школах просто не задают, поскольку этот предмет традиционно не входит в число основных.

Поскольку два основных школьных языка программирования — это Pascal и Basic, работе с ними уделено особое внимание.

Учителя, предпочитающие Pascal, могут использовать два инструмента: FreePascal IDE for Linux и Lazarus. Интерфейс первого практически полностью повторяет знаменитый TurboPascal, уже давно получивший во многих школах постоянную прописку. Поэтому преподавателю даже не придется переучиваться.

Lazarus — более мощный инструмент. Его интерфейс напоминает Delphi. Возможно, школе таких возможностей и не нужно, но в данном случае пересол лучше недосола. К тому же, приложение полностью русифицировано и освоиться с ним не соствит большого труда для того, кто уже знаком с языком Pascal.

Не забыт и старый-добрый Basic. К услугам учителя, любящего этот язык — Gambas. Простенько и со вкусом.

Ученики младших классов могут изучать основы алгоритмики при помощи KTurtle, управляя черепашкой. Никаких сложных конструкций при этом не используется и детям наверняка будет интересно.

Школы, решившие делать основной упор не на классической информатике, а на информационных технологиях, тоже не обижены. Принципы создания и обработки документов можно изучать на примере OpenOffice.org. Альтернатива — Abiword и Gnumeric, также входящие в состав дистрибутива. Ну и конечно же — GIMP. Более, чем достаточно, если не ставить своей целью помочь корпорациям в продвижении их продукции на российский рынок.

Кстати, разработчики позаботились и о том, чтобы у проверяющих возникло поменьше вопросов по поводу легальности установленной ОС. На рабочем столе помещен логотип "Приоритетные национальные проекты — Образование". Мелочь, а приятно.

Работа с разделами

Инструментарий, позволяющий установить Linux без вреда для уже имеющегося на машине Windows, в дистрибутиве имеется. Встроенный менеджер разделов позволит откусить нужный кусок дискового пространства, оставив систему производства Microsoft в полностью работоспособном состоянии.

Так что, пересаживать выпускников с Windows на Linux нет никакой необходимости. Пусть спокойно доучатся — хватит на них экспериментировать.

Файлы, расположенные на Windows-разделах, будут доступны из Linux по умолчанию. Программа установки системы подключит все разделы автоматически. Впрочем, пользователь может вмешаться в этот процесс. Например, указать для логических томов точки монтирования, имеющие осмысленные названия.

Единственное, к чему можно придраться — отсутствие удобного графического инструмента для удаления Windows-разделов, когда надобность в них пропадет. Придется все-таки учителю осваивать консольные приложения. Впрочем, может оно и к лучшему. Тем более, что в состав дистрибутива входит прекрасное руководство пользователя.

Домашняя система

Даже если конфигурация школьных компьютеров не требует закачки всех вариантов дистрибутива, все-таки лучше это сделать. Хотя бы для того, чтобы систему смогли установить на домашние машины ученики и учителя. Это большой плюс свободного ПО — дополнительная инсталляция не стоит ни копейки. Поэтому надо пользоваться. Начну с неприятного. Конечно, дистрибутивы рассчитаны на использование в учебном процессе и не обязаны поддерживать железо, которое вряд ли можно найти в школе. Но тем самым затрудняется установка системы на домашние машины, которые могут быть достаточно современными.

В частности, сетевой адаптер Intel Wireless WiFi Link 4965AGN на заработает "из коробки". А ведь девайс очень распространенный и модуль поддержки для Linux имеется. Более того, пользователи дистрибутивов Ubuntu или Mandriva с ним проблем не имеют, причем довольно давно.

Особенно странно это выглядит на фоне того, что разработчик вполне толерантен к несвободным компонентам. Так, фирменный драйвер NVIDIA входит в состав дистрибутива и будет активирован, если программа установки обнаружит подходящую видеокарту.

Что ж, будем ждать обновлений с надеждой на то, что разработчик все-таки решит эту проблему.

Хорошо в этой линейке дистрибутивов то, что больше проблем не наблюдается. Набор ПО достаточно хорош для развертывания полноценной домашней системы, русификация интерфейса корректная и полная. Не хватает разве что торрент-клиента, но эта программа быстро устанавливается при помощи менеджера пакетов Synaptic непосредственно из репозитория.

Только обратите внимание, что по умолчанию доступны только локальные источники пакетов. Проще говоря — те самые диски, с которых и устанавливалась система. Это решение вполне оправдано, поскольку трафик для многих школ стоит денег (хотя уже достаточно примеров, когда местные провайдеры обеспечивают учебные заведения доступом в сеть, не беря за это ни копейки, причем без всяких государственных программ).

Дистрибутив "НауЛинукс"

"НауЛинукс" — второй дистрибутив, официально внедряемый в учебные заведения в рамках пилотного проекта. Продукт создан российской компаний Linux Ink. — одной из старейших отечественных фирм, занимающихся продвижением свободной операционной системы.

А в среде юных линуксоидов компания Linux Ink. не пользуется широкой известностью прежде всего потому, что не выпускает собственного дистрибутива, предпочитая работать с уже созданными кем-то продуктами. В частности, "старички" наверняка помнят весьма удачное издание кириллической редакции тогда еще общедоступного дистрибутива Red Hat под номером девять.

Не стал исключением и "НауЛинукс". Его прототип - Scientific Linux, основанный на коде Red Hat.

О причине такой скромности разработчиков лучше всего сказал один из руководителей Linux Ink. Олег Садов. На форуме, посвященному обсуждению пилотного проекта, он написал: "... наша задача как раз дать сегодняшним школьникам возможность своими руками пощупать дистрибутив максимально похожий на то, с чем им завтра скорее всего придется столкнуться в университетах/научных лабораториях и в бизнесе".

Впрочем, вопрос о том, что лучше — создавать свой более-менее оригинальный продукт или пользоваться готовым, вероятнее всего относится к категории Holly War, поэтому я не хотел бы заострять на нем внимание читателя. В конце концов, народная мудрость гласит — хоть черт, хоть бис, абы яйца нис. С этих позиций и надо рассматривать дистрибутивы, предназначенные для школ.

В отличие от ALT Linux, компания Linux Ink. решила не разбивать дистрибутив на несколько вариантов, предпочтя решение типа "все в одном". Правда, с учетом того, что DVD-приводы могут быть не во всех школах, пользователь может скачать комплект из шести компакт-дисков.

Предлагается несколько вариантов установки:

  • на быстрые компьютеры с процессором от 1.5 ГГц и размером оперативной памяти от 1 Гб;
  • на средние компьютеры с процессором от 667 МГц и размером оперативной памяти от 256 Мб;
  • на медленные компьютеры с процессором от 233 МГц и размером оперативной памяти от 128 Мб.

То есть, практически то же самое, что и в случае применения ALT Linux, только на одном диске. Впрочем, похожесть решений не удивительна — условия тендера одни для всех и какая-то самодеятельность тут вряд ли приветствуется.

Программное обеспечение

"НауЛинукс" предлагает пользователям два рабочих стола. Для относительно современных машин — GNOME, для раритетов — IceWM.

Опционально в состав дистрибутива входит и KDE. Причем, он будет установлен даже в режиме "на медленные компьютеры". Откровенно говоря, решение не совсем понятное. Тем более, что старые машины как правило укомплектованы очень небольшими винчестерами, и дисковое пространство следует экономить.

Набор ПО также похож на тот, который мы уже видели в дистрибутивах производства ALT Linuix. Поэтому я не буду повторяться, а расскажу только об отличиях.

Первое, что бросается в глаза. ALT Linux предлагает преподавателю две оболочки для изучения основ программирования на языке Pascal: FreePascal IDE for Linux и Lazarus. А вот в "НауЛинукс" первое отсутствует. С одной стороны, решение вроде бы понятное — две программы одновременно все равно использоваться не будут, поэтому незачем плодить сущности и разумно оставить одну — более мощную и к тому же русифицированную.

Но у такого подхода есть одно уязвимое место. Дело в том, что большинство учителей привыкли пользоваться оболочкой TurboPascal. Хорошо это или плохо — вопрос второстепенный. Скорее всего, такими категориями сложившееся положение вещей описывать вообще нельзя.

Тем более, что для типичных школьных задач TurboPascal — вполне достаточный инструмент. Сортировать массивы, выполнять арифметические операции и выводить результаты на экран с его помощью научиться можно. А большего от школы пока никто и не требует. Конечно, помимо плановых занятий есть еще и факультативы, но их содержание мы пока обсуждать не будем, чтобы не уподобиться тому, кто хочет объять необъятное.

Только не надо говорить, что у учителя есть руки и он сам может доустановить нужные ему пакеты. С такой логикой мы быстро придем к тому, что есть LFS (Linux From Scratch), а все остальное — от лукавого. В конце концов дистрибутивы для того и делаются, чтобы упростить жизнь простого пользователя. Если же говорить о продуктах с предельно узкой специализацией (что мы, собственно, и делаем), то последнее утверждение верно на все сто.

Хочу обратить внимание еще на один момент, который наверняка заметят ученики. Помню, как во время летний практики я решил дойти до ближайшей школы и предложить директору свои услуги (дабы избежать лишних вопросов — совершенно безвозмездные). Мне хотелось рассказать школьникам о свободной ОС и продемонстрировать ее возможности. Поскольку устанавливать Linux на жесткие диски мне никто бы не позволил, я прихватил с собой Knoppix.

Угадайте, что больше всего произвело впечатление на детей? Картинка на рабочем столе. Ну и набор кнопочек. Вникать в технические детали они стали уже потом.

Так вот — картинка рабочего стола IceWM на широкоформатном мониторе показывается, как это принято говорить, "с краями". Причины понятны — масштабирования-то нет. Как говорил наш известный сатирик, потщательнее надо. Конечно, это мелочь. Но нельзя забывать, что дистрибутив делается для детей, которые первым делом обращают внимание на внешнюю привлекательность интерфейса. Скажете — придирки. Еще какие. Но школа — это святое, тут можно и повыкобениваться.

Работа с разделами

Scientific Linux — очень консервативный дистрибутив. Соответственно, его производная унаследовала эту черту — каких-то новинок вы там не найдете. Только проверенные временем решения.

Возможно, это даже и хорошо. Но вот уменьшить Windows-раздел будет проблематично. В результате пользователю придется запасаться другими приложениями, от чего он вряд ли придет в восторг.

Второй неприятный момент — Windows-разделы по умолчанию не монтируются (по крайней мере, NTFS). Конечно, научным сотрудникам ЦЕРН это даром не надо, но учитель может придерживаться другого мнения. А ведь "НауЛинукс" делается именно для них. Придется бедолагам разбираться во внутреннем устройстве /etc/fstab. Хотя, вполне возможно, это не так уж и плохо.

Домашняя система

И опять приходится говорить о консерватизме научных работников. Это безусловно положительное качество (иначе они такого бы наоткрывали, что все за головы схватились бы) в некоторых случаях приводит к не совсем ожидаемым результатам.

В частности, дистрибутив может вообще отказаться устанавливаться на современный компьютер с "ненастоящим" IDE-интерфейсом. Причина понятна — программа установки попросту не видит привод. Разумеется, проблема легко решается — нужно перенести все файлы на жесткий диск и потом указать на него инсталлятору. Но многие ли пользователи согласятся пойти таким путем?

Фирменный драйвер NVIDIA в системе отсутствует. И его установка — достаточно непростая задача. Начинающему пользователю не раз придется воззвать к Гуглю, чтобы ее решить.

А о поддержке таких устройств, как современные WiFi-адаптеры можно даже не говорить. Тут спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

В-общем, я думаю, что ни создатели Scientific Linux, ни их российские коллеги нисколько на меня не обидятся, если я скажу, что этот дистрибутив меньше всего подходит для развертывания домашней мультимедийной системы. Конечно, терпение и труд все перетрут, но прагматичные люди просто выберут для этой цели другой продукт дабы не делать самому то, что кто-то уже сделал за них.

Резюме

Казалось бы, выводы очевидны. Мы имеем два продукта — один хороший, второй похуже. Но, как любят говорить думающие люди, все не так просто.

Не зря в самом начале рассказа о "НауЛинукс" я привел слова Олега Садова. Ведь Scientific Linux — это почти Red Hat. А Red Hat — корпоративная платформа номер один. В крайнем случае — номер два. Если, конечно, учитывать Windows.

И тут мы подходим к двум концепциям преподавания. Сторонники первой считают, что успех учителя измеряется если не по последнему, то по среднему ученику. Мол, есть школьная программа и задача учебного заведения вложить ее в головы школяров. Говоря проще — подготовить подрастающее поколение к вступительным экзаменам в ВУЗ.

Вторые же ориентируются на лучших. Мотивируя это тем, что программистами (физиками, химиками, переводчиками) станут единицы. И именно на них следует обращать внимание преподавателю конкретной дисциплины. А остальных не особо мучить получением бесполезных для них знаний.

Разумеется, в данном случае мы имеем дело с очередной Holly War, поэтому просто примем это как факт, не вынося никаких вердиктов в пользу какой-либо из концепций. В конце концов, если вы категорически не согласны с любой из них, то лучше не спорить, а просто пойти работать в школу и на практике воплощать в жизнь свои представления о правильном образовании.

Для нас важно другое — право выбора. Школам предлагают два очень разных дистрибутива, вот в чем суть. Кому-то понравится симпатичный оригинальный продукт, созданный отечественной компаний ALT Linux. А кого-то заинтересует дистрибутив, сделанный научными сотрудниками ЦЕРН.

И наверняка каждый аргументирует свой выбор. Главное — что он есть.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 6 :: следующая

аноним, Thu Jun 12 12:38:51 2008:
2 аноним, четверг, 12 июня 2008 г. 11:24:12:

[]:|||||:[] Фича экспериментальная;)
аноним, Thu Jun 12 11:24:12 2008:
В ядре Linux обнаружена критическая уязвимость, потенциально позволяющая удаленному злоумышленнику выполнить свой код в системе путем отправки специальным образом модифицированного пакета. Проблема вызвана отсутствием проверки валидности параметров пакета в коде подсистемы DCCP (Datagram Congestion Control Protocol).
Уязвимость подтверждена в версии 2.6.18, дополнительно имеются упоминания о наличии данной проблемы в ядрах с 2.6.15 по 2.6.22.

Обновление с исправлением уязвимости, на момент написания новости, было доступно только для Debian GNU/Linux, для Ubuntu обновление находится в процессе подготовки.

Также сообщается о том, что возможность переполнения буфера в коде декодирования ASN.1, используемого в подсистемах CIFS и SNMP NAT, может привести к выполнению кода злоумышленника. Данная проблема была исправлена в вышедших несколько дней назад обновлениях ядра 2.6.25.5 и 2.4.36.6.
Jikichan, Thu Jun 12 06:54:28 2008:
Ставьте Fedora и не промахнетесь.
аноним, Mon Jun 9 05:04:23 2008:
>>Альтовцам респект. Не за сам продукт, а вообще за саму работу.

Вот я все и хочу узнать что они все к импортному линуху таки сами дописали в рамках национальной научной культуры. И никак не могу.
аноним, Mon Jun 9 04:58:20 2008:
>>Вместо того чтобы взять хорошо отлаженный дистрибутив с многолетней историей и немного усовершенствовать в плане локализации и адаптации - опять изобретают велосипеды. Оно и понятно - бабки светят.

Причем эти бабки реально пойдут не тому кто софт пишет. Пусть гнома-гимпа-опеноффиса-лазаруса буржуи бесплатно делают.
Aq_, Sun Jun 8 14:55:35 2008:
Elrock, эта традиция -- основа для всей нашей национальной научной культуры. Без неё мы станем теми же китайцами, только не узкоглазыми. А что до «доработки проверенных временем решений» -- дорабатывать можно только то, что поддаётся доработке. А RedHat -- горбатого могила исправит. Альтовцам респект. Не за сам продукт, а вообще за саму работу.
Elrock, Thu Jun 5 09:30:37 2008:
К сожалению наблюдается отечественная традиция "мы сами с усами".

Вместо того чтобы взять хорошо отлаженный дистрибутив с многолетней историей и немного усовершенствовать в плане локализации и адаптации - опять изобретают велосипеды. Оно и понятно - бабки светят.

По многолетнему опыту внедрения ПО знаю, что такой путь в большинстве случаев - тупиковый.

Да и ALT сам по себе произвел на меня не очень хорошее впечатление.
аноним, Thu Jun 5 01:28:45 2008:
Специально для любителей кибернетики даю определение этой псевдонауки от ее создателя:

Винер Н.
Кибернетика и общество
М.: Издательство иностранной литературы, 1958.

существует более обширная область, включающая в себя не только исследование языка, но и исследование сигналов (messages) как средств, управляющих машинами и обществом; сюда же относятся усовершенствование вычислительных машин и других подобных автоматов, размышления о психологии и нервной системе и сравнительно новая теория научного метода. До недавнего времени не существовало слова для выражения этого комплекса идей, и, стремясь охватить всю область одним термином, я почувствовал себя вынужденным изобрести его. Отсюда термин “кибернетика”,

Ну и каша, правда? Стоит ли удивлятся что сейчас даже сам термин забыт, а раньше его заслуженно критиковали.
аноним, Wed Jun 4 05:02:51 2008:
Специально для любителей кибернетики даю определение этой псевдонауки от ее создателя:

Винер Н.
Кибернетика и общество
М.: Издательство иностранной литературы, 1958.

существует более обширная область, включающая в себя не только исследование языка, но и исследование сигналов (messages) как средств, управляющих машинами и обществом; сюда же относятся усовершенствование вычислительных машин и других подобных автоматов, размышления о психологии и нервной системе и сравнительно новая теория научного метода. До недавнего времени не существовало слова для выражения этого комплекса идей, и, стремясь охватить всю область одним термином, я почувствовал себя вынужденным изобрести его. Отсюда термин “кибернетика”,

Ну и каша, правда? Стоит ли удивлятся что сейчас даже сам термин забыт, а раньше его заслуженно критиковали.
аноним, Wed Jun 4 04:53:01 2008:
--Даже и не знаешь, что на такое ответить... Только в школу послать. Теория связи есть? Есть.

Пошлю естественно - нет, такой единой теории связи нет. Какой связи? Принципам почтовой связи одни специальности учат, а радиосвязи - совсем другие. Теория амплитудной модуляции на коротких волнах у вас тож будет информатика? Или теория распространения радиоволн в ионосфере. А это все задачам связи важно.

>Методы кодирования сообщений, способы их передачи без потерь за разумные затраты есть? Есть.

Ну да есть способы передачи - радиосвязь например, или голуби почтовые. Методы есть - например амплитудная, фазовая, частотная модуляции. В информатику их. Заодно со схемотехникой передатчиков видимо. Но даже сильно сузив - вы серьезно считаете что Хаффмановские коды надо в школе давать? А чего тогда Рида-Соломона зыбывать? Или может вместо лучше английскому подучить?

>>Кибернетика тоже сущесвует. АСУ на её основе.

Несерьезно. Винер не про АСУ писал а всякую фигню общего плана нес, нахватавшись по верхам и пытаясь это прилепить куда надо (очень редко и там и без него знали что им надо и в его трудах не нуждались) и куда не надо (в основном в трудах типа кибернетика и общество). Потому кибернетику в топку и отправили, а иллюзии у тех кто первоисточники не листал, Лемовская сумма технологий и то была их лучше. Вот Винеровские книги по дифурам и случайным процессам это нормально, только их мало кто осилит. Я например в его "нелинейных задачах в теории случайных функций" завяз. Но вот про кибернетику в ней ни слова. Как и вообще про компы.

>>Логистика опять же.

Это кладовщики что ли? Если одному авто надо 10 литров в день, то сколько надо автопарку?

>Исследование методов эффективного хранения информации есть? Есть. Это всё разделы информатики.

Они не просто есть, а им сто лет в обед, когда ни о какой информатике и не слышали. Например речь хранили и хранят на магнитной ленте. Сейчас голографические оптические носители в моде.

Информатика такое же пустое слово как нанотехнологии. Чем скорее от него избавятся, тем лучше. На западе есть правильный термин для этой группы дисциплин - computer science. Естественно многое из перечисленного вами туда не входит.

>Копм как ТСО. Повторюсь, это не отдельный предмет для обучения. Попадать мышкой по кнопке чел учится за пять минут. Попадать пальцем по клавише -- за пол часа.

Вы наверное никогда никого не обучали. А я вот своего босса много лет не могу в концепции использования подкаталогов утвердить. Или тетушку научить окна не закрывать, а минимизировать. А потом вопросы - а где моя работа? Куда она делась? Много неочевидного для новичка на самом деле.

>>Всё ж таки не будем смешивать низкоуровневое, "монолитное", процедурное и ОО программирование. Надеюсь, Вы не будете предлагать изучать в школах декларативное программирование или С++?

Реально доступное массам программирование щас графическое. Типа как в labview. Соединил квадратик АЦП с квадратиком БПФ. И получишь спектр речи. Реально получишь. С такими инструментами средние люди сами делают то, что несколько лет назад требовало отдельного спеца.

>>Но для предлагаемого Вами нет никакой материально-методической базы.

А я ничего не предлагаю. Поскольку я не понимаю в чем цель этой дисциплины и как она соотносится с другими. Пока цель не узнаю, предлагать ничего не могу. Зато я знаю что не должно быть целью, это да. Процедурное программирование на васике например. Или логистика. Или коды Хаффмана (их можно на факультатив по математике).

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 6 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds