CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
25.08.2016

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Методические рекомендации к использованию Линукса в учебном компьютерном кабинете школы

CITKIT.ru

Оформить свой опыт в виде кратких методических рекомендаций по организации компьютерного кабинета школы меня побудили статьи С.Голубева

Касаясь технических вопросов, автор оставляет в стороне вопросы организации непосредственно учебного процесса, того, какие выгоды или, наоборот, потери, ждут тех, кто выберет как платформу для преподавания свободное программное обеспечение. Основываясь на своём семилетнем опыте преподавания информатики в трёх разных школах, два первых из которых прошли на Винде, а пять следующих — уже на Линукс, я хочу заполнить этот пробел. В статье не будут затронуты чисто технические вопросы, такие как настройка конкретных серверов или команды создания учётных записей пользователей.

1. Выбор дистрибутива

Сей вопрос широко освещён на просторах Интернета, потому ограничусь самыми общими рекомендациями. Первая: дистрибутив должен быть "толстым" на материальных носителях типа CD или DVD, если кабинет оснащён приводом DVD-ROM. Вторая рекомендация: у Вас под рукой должно быть печатное руководство по Вашему дистрибутиву или толстая и подробная книга "по Линукс вообще".

2. Технические вопросы развёртывания

Наиболее полно положительные черты Линукса проявляются при работе в сети. Потому Вам рекомендуется продумать распределение ролей ПК в ЛКС. Линукс как таковой, в отличии от Виндоуз, не имеет чёткого разделения на сервер и рабочие станции. Роль компьютера определяется запущенными на нём программами. Это позволяет распределить серверную нагрузку на несколько ПК в классе, что даёт возможность задействовать в качестве рабочих мест для учеников всех ПК в классе и одновременно выбрать наиболее оптимальным образом роль ПК в зависимости от его технических характеристик.

Сначала определимся с тем, какие серверные приложения необходимы. Во-первых, для полноценной работы необходим сервер DNS. Во-вторых, сервер NFS (Network File System) как для упрощения массовой установки и обновления, так и для учебных нужд. В-третьих, необходим сервер электронной почты. В-четвёртых, потребуется веб-сервер. Дополнительно можно использовать какой-либо из серверов аутентификации, сервер ftp, новостные сервера и т.д.

Сервер DNS требуется для почты и веб-сервера, да и вообще, статическая адресация в малых сетях предпочтительнее, так как позволяет быстрее выявлять сетевые проблемы. Названия и адреса узлам сети лучше давать с соблюдением мнемонических правил.

Теперь рассмотрим, как распределить серверы по ПК по "географическому" признаку. Так как на сервере DNS основана работа в сети, то этот компьютер должен включаться первым. Сервер NFS рекомендую выключать последним. Почтовый и веб серверы должны работать при выполнении учащимися практических работ. Отсюда и вытекают требования к расположению ПК в кабинете физически, т.е. те ПК, на которых крутятся соответствующие службы, должны находиться под прямым физическим контролем учителя, что значит, располагаться в пределах двух шагов от места учителя в классе.

Порядок установки и настройки таков. Сначала Вы выбираете, какой компьютер будет выполнять роль сервера NFS. Наиболее разумно, чтобы этот копм был оснащён CD/DVD-приводом. На нём устанавливаете ОС и настраиваете сервер NFS с доступом по IP-адресу. При отсутствии подключения к Интернету можно сделать доступ "для всех", но "только на чтение". В соответствующий каталог копируете полностью с сохранением структуры каталогов на CD выбранный Вами дистрибутив, создаёте загрузочную дискету. Теперь Вы можете с этого сервера устанавливать дистрибутив на все ПК без перетаскивания CD-ROMа. Просто напомню, что в большинстве случаев даже новая техника поставляется с единственных приводом оптических дисков на кабинет.

Далее оснащаете ПК, который будет работать сервером DNS. Веб и почтовый сервер настраивается уже после установки ПО на все компьютеры.

Важная рекомендация: не создавайте учётных записей обычных пользователей на этапе установки кроме одной, для себя. Сначала настройте сеть в целом, затем настройте одно рабочее окружение для школьника, т.е. создайте необходимые ссылки на рабочем столе или в меню, может быть потребуются какие-либо скрипты для не очевидных для начинающих действий. Настройте почтовый клиент, внешний вид рабочего стола и т.п. Затем все эти настройки (т.е. содержимое домашнего каталога этого пользователя) скопируйте на все ПК в каталог /etc/skel. Копирование можно организовать через уже имеющийся сервер NFS. Теперь можно создавать и учетные записи для школьников. Созданное Вами окружение будет автоматически копироваться для каждого созданного пользователя.

3. Учебный процесс

Перейдём теперь непосредственно к обсуждению того, для чего потребовалось всё вышеперечисленное.

Стандартный урок информатики - это либо теория по учебнику или в виде лекции, либо выполнение практических заданий по плану, изложенному в рабочей тетради или на доску. Самый неприятный момент в переходе на иную программную платформу заключается в том, что становится невозможным использование старых практических заданий. Даже переход от версии к версии одного и того же ПО вызывает эту проблему.

Здесь нам и поможет веб-сервер. Совсем нетрудно создать простенький сайт, на котором и будут размещены соответствующие задания к практической работе. Самое элементарное, это сделать стартовую страницу в виде списка классов. "Щелчок по классу" вызывает список практических работ для данной параллели. Подобная организация позволяет ученику иметь перед глазами необходимый материал, а учителю — адаптировать практические задания в соответствии с условиями. При этом нет расхода бумаги на печать заданий, можно вставлять скрин-шоты как иллюстрации к заданиям. В дальнейшем возможно построение в кабинете малой системы дистанционного обучения как по информатике, так и по другим предметам.

Но! Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. Весь материал к практическим работам учитель должен заносить в компьютер сам. Поэтому надо в первые годы определить, что требует немедленного перевода в электронный вид, а какие практические можно выполнять по-старинке.

Как проверять работы учащихся? Здесь нам поможет сервер электронной почты. Достаточно обучить пользоваться почтовым клиентом, создавать письма и вложения в них, и Вы получите возможность проверять работы учеников не за пять минут до звонка, а после урока в спокойной обстановке. Даже в самом задании на сайте можно вставить почтовую ссылку с учительским адресом электронной почты. Рекомендую через сервер DNS закрыть возможность обмена почтовыми сообщениями между учащимися и проверять время и место отправления письма, чтобы пресечь "помощь друга".

4. Другие рекомендации

Для Линукс отсутствуют методические разработки типа "Кирилл и Мефодий". Но как учитель математики и физики я ни разу не видел вменяемых разработок такого типа. Самое большее, на что они годны, так это служить дополнительным материалом заинтересованным ученикам. В целом, они не пригодны для широкого использования в учебном процессе. У Линукс есть другие "вкусности".

Обратите внимание на пакет kdeedu, есть много пакетов DebianEdu (education-*). Но! Опять же, все эти пакеты в основном "пустые". Т.е. они являются неким инструментом, но наполнение конкретным учебным материалом ложится на плечи учителя.

Не следует забывать, что ПК и ПО — это всё же инструменты, но не "вещь в себе". потому следует обращать внимание и на межпредметные связи. Это можно сделать как с помощью программируемого интерактивного калькулятора с произвольной точность вычислений bc, который позволяет написание скриптов с диалоговым режимом, так и с помощью профессионального уровня построителя графиков GNUPlot. При использовании этих программ можно не только дать учащимся навык программирования, но и решать вычислительные задачи по физике, астрономии, математики, географии и экономики.

Несмотря на печальную традицию обучать на уроках информатики "мышководству", следует вспомнить, что компьютер и компьютерные науки — это прежде всего программирование. Так может внедрение Линукса в школах и наша, учительская, добрая воля вернёт традицию советского образования учить на информатике прежде всего программированию, только уже не абстрактному на трупах вроде QBasic и Turbo Pascal 7.0 for DOS, а более или менее применимому к учебной и повседневной жизни. Хотя бы в рамках расчёта сложных процентов по вкладу с капитализацией каждый месяц.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 5 :: следующая

аноним, Wed Jan 21 17:25:40 2009:
Учителя, вы что это всё серьезно?
Статья-то о том как грамотно Лмнукс развернуь что бы было удобно. А не о необходимости быстро всем пересесть на новую ось
В.А., Fri Nov 7 18:19:55 2008:
To: аноним, пятница, 7 ноября 2008 г. 17:13:02:

Оба сайта -- не моя работа, а работа вендузятников. Причём один сайт работы инженера по ИКТ школы, а другой -- совместное детище администратора ЦИК (болванка) и зама по ИКТ (содержимое).
аноним, Fri Nov 7 17:56:10 2008:
2 аноним, пятница, 7 ноября 2008 г. 17:13:02:
Сайт конечно, не вершина веб-дизайна.
Но уж точно лучше чем http://barsic.spbu.ru/
аноним, Fri Nov 7 17:13:02 2008:
учитель информатики лицея N 387 - лицей собственного сайта не имеет, во всяком случае гугль его не ищет, почты тоже нет

Школа-Лицей N 387
Телефон +7 (812) 1535677
Факс
Электронная почта
Web-адрес:
Раздел / Компании / Образование / Школы / Общеобразовательные школы /
Адрес
Школа-Лицей N 387
198207 С-Петербург
Физический адрес: Зины Портновой 25/2


школа 279, сайт есть, убогинький, правда, но есть. Однако сначала постился на народе http://school279.narod.ru/
затем город выделил площадку, все ж школа выделилась в Российском маштабе http://www.school279.spb.ru
своей почты, правда тоже нет предлагают писать сюда
E-mail: sc279@kirov.spb.ru


Linux рулит в грамотных руках. Однозначно!
В.А., Thu Oct 9 21:04:38 2008:
To: аноним, четверг, 9 октября 2008 г. 19:02:43:

--Что касается ЕГЭ, то я имел дело с программой сбора данных. Никакого офиса она вообще не требовала, работала автономно. Выходной файл был в формате XML, т.е. работать можно было с ним непосредственно в любом т.р. Другое дело, что это крайне геморройный путь, так как разработчики формата не удосужились расставить переводы строк после каждой записи, или конец строки был в формате unix. Я работал с базой на секретарском компе с Виндой, потому не проверил это.
В.А., Thu Oct 9 20:58:07 2008:
To: аноним, четверг, 9 октября 2008 г. 19:02:43:

--Ув., прежде чем начинать диспут, ознакомьтесь со статьёй и комментариями к ней.

DC -- это такой протокол файлообмена, виндовая примочка по распределению прав традиционно называется AD.

Если Вы не различаете клиентские версии Винды, типа Хоум, Профешн, Адвансер, Бизнес от Server, то о чём с Вами разговаривать? Поясню. Серверные версии более требовательные к железу и имеют политики безопасности, не позволяющие работать под ограниченной учёткой. Это вроде можно исправить, но проще освоить Солярку.

Напомню, что ХР УЖЕ ДАВНО не продаётся, как не продаются офисы, моложе 2003.

>Какое это имеет отношение к powerpoint? - никакого! И с удовольствием можно поговорить и почитать методические материалы как это грамотнее сделать учителю с помощью линуксовых программ!!! Аналогичнаые задачи идут и в сайтостроительстве!

--Ув., Вы дебил, да? То, о чём Вы предлагаете поговорить ну никак не связано с ПО. Т.е. такая методичка безотносительна Линукса и Винды и относится не к разделу "использование ПО", а к разделу "методика ПРЕПОДАВАНИЯ". Вы САМИ, прочитайте цитату с начала, это и говорите. Я не писал кандидатскую, а всего лишь краткие общие рекомендации, основанные на личном опыте.

Но если Вы хотите обсудить сии вопросы, то пишите статью, с удовольствием её буду обсуждать.

>- да блин, для наименее безболезненого перехода на что либо в первую очередь надо создать, научить , внедрить методики для педагогов, завучей и пр. пр. пр. Понять чему и как учить!!!! Чему уделять внимание и пр.!!!!

--Нормативные акты и т.д., повторюсь, безотносительны ПО. То, что есть как бы для Винды действенно и для Линукса.

>И прочтя статью мне совершенно непонятно, что можно получить от него сразу! Веб сервер? нафига он? в том учебном процессе, что описал я.

--Прочитайте соответствующий раздел статьи и станет понятно, для чего надо веб-сервер.

>Электронная почта? она и так есть в винде, а как можно поставить двойку за не сданную (не присланную работу) если дома у ученика outlook, а не kmail?

--Статью Вы явно не читали. Про домашний комп у ученика речь не идёт вообще. Читайте статью. Внимательно и каждое предложение. Тогда Ваши вопросы отпадут сами собой.
аноним, Thu Oct 9 19:02:43 2008:
"Сомнительно, что DC требуется в школе" - каждому по потребностям)))) можно развернуть дискусссию об управления правами пользователей в школе)))) с удовольствием поговорим))))

"можно ли серверные функции возлагать на клиентские версии Винды." - так, давайте договоримся о терминах, а то никогда не поймем друг друга))) линукс с поднятым апачем и сквидом раздающий всем html странички с практическими заданиями и интернет - это рабочая станция так же как и виндовый 2003 сервер с работающим офисом?

Что Вы называете сервером, а что рабочей станцией?

"Потом, школам не реально купить нужное ПО, работоспособное на том хламе, что имеется." у мелкомягких есть правило даунгрейда, так что можно спокойно купив хр ставить 2000 (чего они и рекомендуют делать)!!! У вас железо не тянет 2000 винду? Можно поинтересоваться как насчет винь 3.1 может и разрешат!

"Программа завязано на имеющееся оборудование и ПО. Всё то, про что Вы писали, реально организовать и на Линуксе, с поправкой на гнутое ПО. " - об этом я и предлагал поговорить, а не о той туфте, что в статье.

"1-7 классам, по моему мнению, вообще не место за компами в школе." - МИНОБР так не считает))))

"ЛОГО миры -- туфта, лишь делающая вид, что готовит к программированию." - логомиры не готовят к программированию, это совершенно не их цель! Хоть зачатки программирования в них и есть! Их основная цель, на мой взгляд, в долбить в мозги малышей, что машина - это всего лишь машина, и она выдаст ровно то, что ты сказал ей сделать.

""Освоившие" MSO2000/03 так же впадают в ступор от MSO2008, даже если это действительно опытные пользователи MSO. " - вот этому и стоит учить детей, что бы они понимали, что интерфейс - это всего лишь шкурка!!!

Я потому и дал объяснения, что в обучении PowerPoint основное внимание уделяется не на знание токостей программы, а на умение сделать грамотную презентацию, что бы уметь ее грамотно рассказать, чтобы количество и и соотношения картинок и текста было оптимальным, что бы комментарии и рассказ был связным и понятным аудитории! Какое это имеет отношение к powerpoint? - никакого! И с удовольствием можно поговорить и почитать методические материалы как это грамотнее сделать учителю с помощью линуксовых программ!!! Аналогичнаые задачи идут и в сайтостроительстве!

"Статья написана ради демонстрации того, как наименее безболезненно перейти на Линукс, что можно получить от него сразу, а что -- потом." - да блин, для наименее безболезненого перехода на что либо в первую очередь надо создать, научить , внедрить методики для педагогов, завучей и пр. пр. пр. Понять чему и как учить!!!! Чему уделять внимание и пр.!!!! И прочтя статью мне совершенно непонятно, что можно получить от него сразу! Веб сервер? нафига он? в том учебном процессе, что описал я. Электронная почта? она и так есть в винде, а как можно поставить двойку за не сданную (не присланную работу) если дома у ученика outlook, а не kmail? Вообще нельзя требовать от ученика наличия какого либо ПО как и компьютера дома! Собственно поэтому почта- ниочем.


"С Виндой ведь очень большие финансово-административные проблемы." давайте пообсуждаем финансывые проблемы с виндой! тока не абстрактно, а в циферках, пожалста!

административные проблемы? расскажите мне о них, пожалуйста! Вот у меня была одна, когда из префектуры прислали диск с базой данной, отчет из которой надо было направить в МИНОБР (данные об учениках сдающих ЕГ) которая не работала без установленного микрософтовского офиса!!!! И именно его!!! а в школе везде был только staroffice (правда под винду). И как завуч бодался с ними, получая в ответ "мы ничего не знаем, а дискета с файлом sbor264.cdb должна быть сдана до 20 октября"
s00n, Thu Oct 9 00:21:56 2008:
to аноним, среда, 8 октября 2008 г. 14:37:09:
опять виндузятники взбухивают, успокойтесь же, венда в образовании нах не сдалась, а Linux там же будет процветать:)
В.А., Wed Oct 8 22:35:30 2008:
To: аноним, среда, 8 октября 2008 г. 14:37:09:
>В винде это тоже возможно!!! Не обязательно все серверные фунцции держать на одной машине, вполне можно разделить, если есть в этом необходимость, DNS,DHCP,WEB,DC,File,Print и пр. сервера!!!!

--Можно. Сомнительно, что DC требуется в школе, но я узнавал, можно ли серверные функции возлагать на клиентские версии Винды. Сказали, что лучше не делать так, как как работать будет не очень стабильно.

Потом, школам не реально купить нужное ПО, работоспособное на том хламе, что имеется. Даже новые компьютеры, поставка сего месяца -- это хлам. Один монитор уже вышел из строя, ОЗУ -- 512М. Винчи большие (а где взять маленькие :-)), но как надёжность ещё не ясно.

Программа завязано на имеющееся оборудование и ПО. Всё то, про что Вы писали, реально организовать и на Линуксе, с поправкой на гнутое ПО.

1-7 классам, по моему мнению, вообще не место за компами в школе.

ЛОГО миры -- туфта, лишь делающая вид, что готовит к программированию.

"Освоившие" MSO2000/03 так же впадают в ступор от MSO2008, даже если это действительно опытные пользователи MSO.

К остальному. Главное и в обучении и в жизни -- это наличие цели. Девочка-блондинка ради пятёрки принесла скраденный из инета доклад про Джаву в электронном виде. Для предпечатной подготовки я посадил её за свой школьный комп, где на тот момент был только англоязычный OOo1.5. Девочка за урок оформила документ в соответствии со стандартными требованиями к текстам на русском, т.е. с абзацами, красными строками, центрированными заголовками, шрифтовым оформлением и т.п. MSO2008 ей не понадобился, а у меня она училась только 2 года, 68 часов.

И я -- не методист, я рядовой учитель.
Статья написана ради демонстрации того, как наименее безболезненно перейти на Линукс, что можно получить от него сразу, а что -- потом. С Виндой ведь очень большие финансово-административные проблемы. Школам больше не дадут массово использовать пиратки.
аноним, Wed Oct 8 14:37:09 2008:
"Это позволяет распределить серверную нагрузку на несколько ПК в классе" - открою Вам большую тайну!!! В винде это тоже возможно!!! Не обязательно все серверные фунцции держать на одной машине, вполне можно разделить, если есть в этом необходимость, DNS,DHCP,WEB,DC,File,Print и пр. сервера!!!!

"Здесь нам и поможет веб-сервер. Совсем нетрудно создать простенький сайт, на котором и будут размещены соответствующие задания к практической работе. " - блин, Вы серьезно!!!!

Вы в школе работаете или теорией занимаетесь???

Примерная программа одной средней Московской школы:
4-6 класс - Логомиры
5-6 класс - paint
5-7 класс - Офис: word и excel
7-9 класс - powerpoint (не только и не столько, как сделать презентацию, а как сделать грамотную презентацию и ее рассказать!!! Раз в четверть дети делают презентации, на разные темы, например межпрежметные недели и пр, которые и презентуют!
8-9 класс - HTML
8-10 класс- фотошоп
8-11 класс - (особенно 10-11 класс предмет по выбору) - FrontPage делают собственные сайты, опять же основная цель не нацчить мышкой вставлять гиперссылку, а сделать информативный красивый сайт!
10-11 класс - предмет по выбору, макромедиа, анимация, рисуют мультики!

Не лучше, если уж так хочется, не писать ту муру, что вы написали, а рассказать о методике преподавания этой программы в школе, напрмер, что есть поделка в линукс, так называемая черепашка, которая аналогична (на первый взгляд)логомирам, как грамотно и рассказать детям о множестве интерфейсов, что бы научившись за два года работы в опенофисе шустро набивать тексты, они не впадали в ступор при виде 2007 офиса от мелкомягких на работе или в институте!

а сама статья - глупость несусветная!!!!

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 5 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds