CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.03.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: подготовка к миграции

Как мы уже выяснили, в переходе школы на Linux нет ничего страшного. Более того, дело это хорошее и нужное. Теперь пора переходить от стратегии к тактике. Точнее - от слов к делу.

Прежде всего - сформулируем начальные условия задачи. В образе директора школы мы уже были. Теперь пора спускаться поближе к земле. Итак, допустим, что вы - учитель информатики, который получил задание от руководства потихоньку отказываться от использования проприетарных программ в учебном процессе.

Другими словами - вызвал вас директор школы и сказал, что пора переходить на Linux. Мол, денег у нас и так в обрез, а если придется еще и ПО оплачивать, то совсем в трубу вылетим. Поэтому, засучивайте рукава, господин-товарищ учитель и принимайтесь за работу.

А с чего у нас начинается любая работа? Это знает каждый школьник - с перекура. Который, кстати, есть не просто пускание дыма изо рта, а повод посидеть и подумать. Чтобы дров не наломать от излишней поспешности. Так что, начинаем формулировать проблемы и искать пути их решения.

Проверки и комиссии

Для разминки решим одну довольно простую задачу. Суть ее заключается в том, что не все проверяющие хорошо осведомлены о различных лицензиях на ПО. Правда, пока еще нет достоверной информации о том, что на каких-то школьных компьютерах не нашли наклеек, в связи с чем руководству учебного заведения досталось на орехи.

Однако, на предприятиях малого бизнеса подобные случаи были. Linux-машины изымались для проведения экспертизы на предмет лицензионной чистоты установленного софта. Потом, конечно, все возвращали. Возможно, даже приносили извинения. Но убытки, вызванные простоем, конечно никто не компенсировал.

Помимо борцов с контрафактом следует опасаться и сугубо школьное чиновничество. Как ни крути, но с легкой руки отдельных не особо болеющих за образование людей (и как такие в руководство попадают?) некоторые программы явно упомянуты в ряде "указивок". Причем, я совершенно не разделяю точку зрения, из которой следует, что тут имеет место какой-то заговор мирового империализма. Вероятнее всего, мы имеем дело с банальной безграмотностью. Мне доводилось общаться со школьными чиновниками среднего звена. Для них "текстовый процессор" и "MSWord" - просто синонимы и не более того. Про другие аналогичные программы они вообще не слышали. Если при этом учесть, что карьера у нас прямо пропорциональна личной некомпетентности, то выводы очевидны.

Что в этой ситуации надо делать учителю? Рецепт придуман еще в советские времена - запасаться бумажками. Во время прошедших праздников я решил встретиться со знакомыми учителями и путем мозгового штурма мы сгенерили несколько идей, которые можно использовать на практике.

Непременно займитесь наглядной агитацией. Каждый оформленный стенд - это в любом случае плюс учителю. Так пусть от настенной литературы будет хотя бы какая-то практическая польза.

Первым делом, скачайте с этой страницы документ под названием "Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в РФ". Он разработан Мининформсвязи РФ - серьезным государственным учреждением. Текст довольно объемный, поэтому перед тем, как его распечатать, выделите особо важные места, чтобы в глаза бросались. Особенно, относящиеся к образовательной сфере или государственной безопасности.

Второй стенд можно назвать "Дмитрий Медведев за свободное ПО". Материалы для него поможет найти всезнающий Google, поэтому ссылок давать не буду - их даже на первой странице предостаточно. Найти портрет действующего президента тоже не представляется чрезмерно сложным.

Еще одна любопытная мысль - подготовить стенд, посвященный отечественным ОС. ALT Linux, ASPLinux, MOPS, "Наулинукс"... Мол, школа выбирает российского производителя. Наверняка это произведет впечатление на проверяющего.

И конечно же, неплохо заиметь отпечатанную лицензию. Тут два варианта - либо купить дистрибутив в "Линуксцентре", либо обратиться напрямую к разработчику. В первом случае в коробку будет вложена лицензия, отпечатанная типографским способом. Но, к сожалению, специальных школьных версий этот магазин не продает.

Поэтому, лучше использовать второй путь. Официально одобренные дистрибутивы для школ выпускают всего две российские компании (ALT Linux и Linux Ink). Связаться с ними достаточно просто. Думаю, что они не откажутся выслать школе соответствующий документ, который также можно повесить на стенку.

Теперь поработаем с учебными планами. К сожалению, в поступающих свыше "указивках" очень тяжело разобраться даже с применением народного средства под названием "стакангенс". С одной стороны, они носят сугубо рекомендательный характер, с другой - добровольно-принудительный. К сожалению, это приводит к тому, что ряд проверяющих могут руководствоваться одной из важных составляющих футбольных правил. А именно - "по мнению арбитра".

Поэтому, можно и подстраховаться. Допустим, какое-то околошкольное начальство требует от вас включения в программу изучения текстового процессора MSWord. Пусть даже в виде настоятельной рекомендации. Включите в план уроков следующий пункт: "Изучение правил работы в текстовом редакторе Word на примере его бесплатного аналога OpenOffice.org Writer". И волки сыты, и овцы целы.

Также будет очень невредно посвятить один стенд вступительным экзаменам по информатике в ВУЗ'ы. Примерные задачи и темы можно найти на сайтах соответствующих учебных заведений. Никто и никогда не обвинит учителя в том, что он уделяет особое внимание именно этим вопросам. Особенно в старших классах.

Ревизия железа

Это - достаточно серьезный момент, на который следует обратить особое внимание. Помните, что 90% всех проблем начинающего пользователя Linux вызвана именно железом.

Во-первых, разбейте все имеющиеся компьютеры на четыре группы по размеру оперативной памяти:

  • менее 128 МБ;
  • от 128 до 256 МБ;
  • от 256 МБ до 1 ГБ;
  • более 1 ГБ.

Если первой группы нет (или она ничтожно мала), то вам можно использовать дистрибутивы, которые составлены специально для учебных заведений и уже проходят апробацию в школах. В противном случае придется либо отказаться от перехода, либо выбирать очень "легкий" дистрибутив (этот вопрос будет подробно рассмотрен в следующих статьях цикла).

Затем выясните, поддерживает ли работу в Linux устройство, используемое для выхода в сеть. Практически гарантированно не должно быть проблем с обычной сетевой картой. Если вы подключены "по меди", то переход на свободную ОС не лишит вас интернета. Также маловероятны трудности с ADSL-модемом. В частности, наверняка будут функционировать так называемые "ethernet-модемы", представляющие собой обычные роутеры. Несколько сложнее обстоят дела с USB-устройствами. В этом случае желательно получить точную информацию по конкретной модели (как правило, Google с этой задачей справляется легко).

Самое неприятное - это обычный модем, через который надо дозваниваться до провайдера. Несмотря на то, что в крупных городах таким методом выхода в сеть уже никто не пользуется, Россия велика и сей реликт наверняка еще где-то сохранился. Очень часто желающие сэкономить пользователи приобретают так называемые win-модемы (эти устройства специально предназначены для работы под управлением Windows). В этом случае ничего заранее сказать нельзя. Какие-то модели получается настроить, какие-то - нет.

Очевидно, что какие-то советы глобального характера тут бессмысленны. Если железка поддерживает Linux, то она будет работать, если не поддерживает - не будет. И надо вместо нее купить другую. Иных вариантов нет.

Linux и дистрибутивы

Пользователям, которые только начинают знакомство с Linux, часто бывает трудно понять разницу между системой и дистрибутивом. Мол, разве так бывает - система вроде бы одна, а дистрибутивов пруд пруди.

Итак, дистрибутив - это программный продукт, предназначенный для установки системы и прикладных программ, как общего характера, так и специфических для данного дистрибутива (например, инструментарий настройки или пакетный менеджер). Как правило, каждому дистрибутиву соответствует один или несколько репозиториев - хранилищ пакетов, откуда они и устанавливаются.

Почему же выбор дистрибутива играет такую важную роль? Ведь в конечном итоге пользователь все равно получит систему и какой-то набор приложений. Разница только в его личных трудозатратах. Что же требуется школе, чтобы минимизировать головную боль при установке и конфигурировании? Какими качествами должен обладать оптимальный для учебного заведения продукт?

Во-первых, он должен включать в себя все необходимое прикладное ПО - от средств разработки до полнофункционального офисного пакета. Это требуется для того, чтобы учитель не искал в сети недостающие компоненты, а сразу получал рабочую среду, пригодную для организации учебного процесса.

Во-вторых, программа установки должна включать в себя полноценный менеджер разделов. Ведь переход на Linux вовсе не означает полного и безоговорочного отказа от Windows. На ранних этапах миграции преподаватель может выбрать несколько классов, которые будут использовать только свободное ПО на уроках информатики. Для остальных же все останется, как было. Если результаты эксперимента будут положительными, то через год можно совсем избавиться от продукции Microsoft и присоседившихся к ней компаний.

В-третьих, следует помнить о том, что одно из преимуществ свободного ПО заключается в отсутствии ограничений на количество инсталляций. Для нас это означает, что систему можно установить не только на школьные компьютеры, но и на домашние машины учеников и учителей. Поэтому, дистрибутив должен быть ориентирован не только на учебный процесс, но и позволять быстро развернуть систему, рассчитанную на потребности обычного пользователя.

Эти три критерия и будут определяющими при оценке дистрибутивов на их пригодность к использованию в учебном процессе. Разумеется, помимо них есть и другие важные признаки - например, качество и доступность технической поддержки в конкретном регионе. Но они носят относительно субъективный характер, поэтому в дальнейшем рассматриваться не будут.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 5 :: следующая

core, Thu Jul 16 19:51:39 2009:
цитата из вышеприведённой статьи ..
отечественным ОС. ALT Linux, ASPLinux, MOPS, "Наулинукс"

ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ос ????????????

какой процент в сих творениях ОТЕЧЕСТВЕННОГО???

ДЕМАГОГИ.........

MOPS и ASP имхо вообще не дотягивают
до общераспространимых.....
Lindemidux, Sun Sep 14 08:38:34 2008:
>Роман, вторник, 10 июня 2008 г. 18:04:40:

<<<А с Линуксом проблема в том, зачастую, что и одно недоделали, и другое поменяли, и третье добавили. За полгодика.>>>

Сергей Сергин залогинтесь пожалуйста.

Сравните сначало XP и Vista, а потом несите чепуху про изменение линукса.
В.А., Sat Sep 13 19:52:44 2008:
To: аноним, пятница, 12 сентября 2008 г. 21:24:41:
>только где вы возмёте столько квалифицированных преподавателей в школы, которые хорошо знакомы с *nix?

--А где вообще взять квалифицированные в ИКТ кадры? Ибо

>обычно такие "кадры" не работают в сфере образования, тем более в школах ...
>давайте смотреть правде в глаза...

--В школах нет действительно квалифицированных предметников в сфере ИКТ. Самое лучшее -- кадр хорошо, т.е. уровень "опытный пользователь", знает одну узкую область (например, обработка видео в [подставить абсолютно конкретную, вплоть до версии, программу]). За 30 лет наличия в школах предмета "Информатика" так и не появились ни кадры, ни хотя бы устойчивая парадигма преподавания. Так что без разницы, что Винда, что Никсы.
аноним, Fri Sep 12 21:24:41 2008:
всё это, конечно, красиво и в ажуре, только где вы возмёте столько квалифицированных преподавателей в школы, которые хорошо знакомы с *nix? обычно такие "кадры" не работают в сфере образования, темболее в школах (как минимум в вузы преподавать идут, и за частую на пол ставки, т.е. админ-преподаватель)... так что если статья - позиционируется как массовый презыв к переходу школ на никсы, развешиванию плакатов медведева и покупку дистрибутивов в линкус центре - то её можно просто скомкать и в мусорку...
P.S. не подумайте что виндовоз и агитирую на win, сам уже не первый год пользую BSD как на десктопе, так и на серверах, но давайте смотреть правде в глаза...
Роман, Tue Jun 10 18:04:40 2008:
Люди! Вы очень НЕ правы, что не смотрят диплом.. СМОТРЯТ! даже через 17 лет после выпуска. И это радует (правда, на работу несмотря на стаж в 7 лет не взяли)!!
А Вы когда выпускались? А Вы уверены, что в школах нуна учить каким-то заумным вещам? ИМХО ФС, основы bash, слегка железо, MAN(!!). Иначе все оч учёные (чутка, правда), а простейшие операции типа редакции /etc/fstab, сцуко, траблема. А уже на основах из школы и при получении высшего и получат реальные знания. Ну и курс-другой съэкономят (времени). А с Линуксом проблема в том, зачастую, что и одно недоделали, и другое поменяли, и третье добавили. За полгодика.
Aq_, Sun Jun 8 14:04:56 2008:
Маленькое замечание.

1) В статье говорится о том, чтобы мигрировать, то есть подразумевается, что хотя бы на части компов WinXP уже установлена. Тогда нет проблем с требованием научить школьников офисному пакету Microsoft буквально. Извините, но реалии таковы, что врага надо знать в лицо. Офисный пакет прошлых версий по образовательной лицензии будет стоить очень недорого. Школьник обучается на OpenOffice, понимает механику выполнения задач, и потом быстро сможет выполнить то же самое в маздайном офисе. Это только улучшит понимание обучаемым общих концепций и принципов работы офисного ПО. Свобода и заключается в том чтобы научить сравнить и выбрать, а не приучивание к тому же офису, только другому. Основой для обучения, конечно же, должно служить свободное ПО.

2) Программировать школьников тоже надо как-то учить. Причём, как это ни парадоксально, реальная необходимость навыков программирования со времён 1990-х только возросла. Другими словами, времена одного лишь Паскаля ушло. Кто учился то время, когда всех поголовно учили программировать на Паскале, тот поймёт. Гуманитариям необходим javaScript для написания обработки в том же OpenOffice и для творческих изысков в создании веб-страниц. Бейсик необходим для всех учеников 3-6 классов, он всё-таки ставит мозги, и его ограниченные возможности обеспечивают компьютерному классу некоторую вандалостойкость. Если школа является лицеем, то есть выпускает учеников в естественнонаучные ВУЗы, то без Си -- никуда. Но запускать gcc из командно строки и вручную трассировать с помощью gdb -- подойдёт лишь для учеников старших классов! Для остальных нужна интегрированная среда разработки. Которая также должна содержаться в дистрибутиве. И которая как минимум должна иметь функциональность примерно борландовской оболочки для Турбо-Паскаля.

3) Необучаемые школьники -- проблема совкового образования и реалий нынешней жизни. «Буду пока вагоны разгружать, а потом меня батя устроит, у него связи...» Гедонизм кк образ мышления нужно поганой метлой выметать, тогда появится потребность в обучении. Методы борьбы с клиническим гедонизмом выходят за рамки темы.
Преподаватель, Sat May 31 11:02:25 2008:
В научных кругах бытует мнение, что человек, думающий и разговаривающий на нескольких разговорных языках, может иметь более гибкую логику и более "изощренные" умственные способности. Ну, учили в XIX веке в школах несколько разговорных языков. Ну что тут поделаешь!
Если преподаватель информатики не разбирается в программировании и не разбирается в "железе", то он не знаком с современной концепцией образования: ОТ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ - К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ. Книжки надо читать! А если такой преподатель, не знающий руководящих указаний, преподает информатику школьникам, то можно сказать одно: кого может воспитать вор? - Вор может воспитать вора (научить тому, что умеет сам; а чему еще можно научить?).
Я для повышения уровня своей квалификации изучаю работу как на Windows, так и на Linux. Сейчас я печатаю текст в Linux Epiphany.
Хорошее образование - это когда изучают самые разные варианты работы и дают им сравнительную характеристику, исходя из собственных полученных представлений. А лицензионный софт для ознакомления можно купить на один-два компьютера. На это может пойти любая школа (если только это не школа, в которой разваливается сантехника).
ПРОСТО РОССЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ "авось", "как-нибудь", "попроще", "ступайте лапти сами домой" - ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Проблемы человека начинаются с его головы. Надо просто выбросить из голов наших сограждан сладкое понятие "халява" - и все будет в порядке во всем!
ОфисМастер, Thu May 22 20:25:34 2008:
2 аноним, среда, 21 мая 2008 г. 17:59:28:
Возможно, Торвальдс и авторитетный товарищ, но:
1. Никто не запрещает использовать любой интерпретируемый язык в качестве макроязыка, в этом плане есть широкий выбор - bash, php, python - лишь некотрые примеры.
2. Единый универсальный синтаксис конфигурационных файлов есть палка о двух концах! Не может быть ничего достаточно универсального, а навешивая на небольшую компоненту возможности, которые хороши для больших одночзначно стрелять из пушки по воробьям. Более оправдан подход с универсальным хранилищем параметров и в этом качестве весьма хорош LDAP. Однако и это вариант не на все случаи жизни! (Самба, например, развивает собственный реестр, потому что LDAP им не подходит. Впрочем, это еще глубоко сырой код).
аноним, Thu May 22 01:00:15 2008:
2 Тихий Кошмар

Не подскажешь Eggog, где пропадал, в какой больнице отлёживался, как откачали?
Тихий Кошмар, Wed May 21 22:51:16 2008:
Как можно заметить, нервы у виндофилов-манагеров сдают прямо на глазах!:)
Это и неудивительно. Отринув исконно человеческие качества, они подменили их жаждой наживы.
Что не могло не сказаться на результате! ;)

Быть может, теперь до этих несчастных наконец дойдёт вся глубина их грехопадения...;)

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 5 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds