CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
26.06.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: мифы про школу и информатику

CITKIT.ru

Вот уже полгода, как существует пилотный проект по внедрению свободного ПО в общеобразовательные учреждения. Срок немалый, поэтому уже есть все основания говорить о серьезности намерений как государства, так и непосредственных исполнителей.

Поэтому, есть некоторые основания полагать, что прогнозы пессимистов, утверждающих, что вся эта затея приведет исключительно к очередному дележу бюджетных средств с нулевым практическим выходом, не имеют под собой реальной почвы. Впрочем, пока нет причин разделять и точку зрения радикальных оптимистов, считающих, что внедрение в школы свободного ПО приведет к лавинообразному росту если не гениев, то изрядных грамотеев.

Впрочем, разговоры о возможном эффекте напоминают разделку шкуры неубитого медведя. Поэтому, мы не будем опережать события, а поговорим о более насущных проблемах.

Наблюдая за многочисленными обсуждениями, посвященными школьной тематике, приходится констатировать один неприятный факт - люди, даже искренне интересующиеся проблемой, пребывают в плену некоторых иллюзий. Вследствие этого, даже верные логические построения приводят к абсолютно неправильным выводам. Оно и понятно - без адекватного понимания сути вопроса невозможно рассуждать о целесообразности (или отсутствии оной) внесения изменений в учебный процесс.

Разумеется, вины социума в этом нет. Дело в том, что по совершенно непонятным лично для меня причинам, российская школа представляет собой практически закрытый объект. Не верите? Тогда зайдите в тот же Google и попробуйте найти внятную, конкретную и утвержденную соответствующим государственным органом программу по информатике, коль уж речь идет о ней. Вот то-то же.

Поэтому, первым делом рассмотрим наиболее распространенные заблуждения, касающиеся как школы вообще, так и предмета под названием "информатика" в частности.

Необходимо реформировать школьную систему.

О том, что российская школа нуждается в срочном и глобальном реформировании, не говорил сегодня только самый ленивый. Мол, отстаем мы от всего цивилизованного мира, надо что-то предпринять для сокращения, а лучше - ликвидации, этого разрыва. Даешь объективный ЕГЭ и всё такое.

Правда, "цивилизованный мир" не столь категоричен по отношению к нашей школе, как мы сами. Например, компания "Боинг" оказывает серьезную материальную поддержку "Московскому центру непрерывного математического образования", который как раз и противостоит всяким модным нововведениям в образовательной сфере, в том числе ее американизации. Общая сумма помощи - сто тысяч долларов.

Не правда ли, весьма странно? Крупнейшая компания США поддерживает тех, кто не на словах, а на деле отвергает якобы самую прогрессивную образовательную систему, принятую в стране идеальной демократии. Почему? Да потому. что "Боинг" уже на себе прочувствовал результаты SAT - американского прообраза ЕГЭ. Вице-президент корпорации Ричард Стивенс по этому поводу сказал, что передать знаний и научить применять их для решения новых задач - это совершенно разные вещи. Действительно, от головы, напоминающей сундук, набитый информацией, пользы практически никакой.

Обратите внимание на то, что "Боинг" - коммерческая компания и ей безразличен цвет кошки - лишь бы мышей ловила. Поэтом, скорее всего, именно она наиболее объективна в оценке ситуации.

Сухой остаток - российская школа если в чем и нуждается, то не в реформировании, а в реставрации. По крайней мере, в области математических и естественно-научных дисциплин. Поэтому, при оценке практически любых действий в образовательной сфере следует исходить из того, насколько они способствуют возврату к классической советской модели обучения. Если это так, то хорошо, если нет - плохо.

Информатику надо отменить.

Несмотря на видимый радикализм, подобная точка зрения весьма популярна. Мол, хватит учить детей форматированию текста и изготовлению презентаций. Значительно лучше отдать эти часы преподавателю математики - толку больше будет. С этим трудно не согласиться, однако, сначала разберемся, о чем вообще идет речь и при чем тут информатика.

Дело в том, что массовом общественное сознание связывает воедино две пусть и близких, но все таки различных школьных дисциплины - непосредственно информатику и информационные технологии. Первая - это по сути просто раздел математики. Второе - это и есть тот самый компьютерный ликбез, против которого так настроены радикалы.

Путем простейшей операции по отделению мух от котлет получаем, что против информатики, как таковой, никто ничего не имеет. А вот изучение офисных пакетов и графических редакторов, действительно, разумно вынести за рамки школьной программы, предложив учебным заведениям организовать соответствующие факультативы. Возможно, на платной основе, чем заодно и улучшить материальное положение учителей.

Сухой остаток - информатику, разумеется, отменять не надо. Другое дело - информационные технологии. От такого предмета большой пользы действительно нет. Да и не пристало государственному учреждению, которым является школа, заниматься продвижением программ для сугубо коммерческого использования.

Государство не должно вмешиваться в дела школы.

Люди, разделяющие такую точку зрения, как-то умудрились не заметить того, что школа - вообще-то государственное учреждения. Впрочем, давайте временно выбросим это из памяти, а будем исходить исключительно из практического опыта.

В этой связи любопытно взглянуть на отношение нашего государства к свободному ПО вообще. Общеизвестно, что недавно Мининфосвязи предложила “Концепцию развития разработки и использования свободного программного обеспечения (СПО) в Российской Федерации”. Ехидных замечаний на сей счет было предостаточно - мол, наконец-то проснулась родная власть. Хотя дело не в сонливости "верхов", а в банальном незнании предмета обсуждения. Дело в том, что “Рабочая группа по использованию программного обеспечения с открытым кодом в государственных учреждениях России при Министерстве связи и информатизации РФ” была организована еще в 2003 году. И целых пять лет вела себя в полном соответствии с пожеланиями критиков государственного вмешательства в дела бизнеса. И что?

Вот простой пример. Прикиньте, во сколько обходится отечественному бизнесу знаменитая программа "1С:Бухгалтерия". Разделите эту сумму на два. Вероятнее всего, этих средств будет вполне достаточно для создания свободной программы бухгалтеркого учета. И где она? Нету.

Вот это и есть сухой остаток. Если за дело не возьмется государство, то за него не возьмется никто. Таковы наши печальные реалии.

В школе будут изучать Linux.

Опять же, объясняется это заблуждение исключительно невнимательным прочтением документации, сопровождающей пилотный проект. Ни о каком изучении Linux там речь вообще не идет.

Не будут ученики изучать Linux. Как, впрочем, до этого они не изучали Windows. Проект предусматривает только использование свободного по на уроках информатики и информационных технологий. И не более того.

Суть идеи в том, что программировать на "Паскале" (или учиться писать красивые служебные записки) - задачи платформонезависимые. В этом смысле никакой разницы между Linux и Windows нет - как по процессу, так и по результату. Так какой резон платить больше?

Разумеется, можно долго рассуждать о побочных эффектах, о создании рабочих мест и поддержке отечественного разработчика. Но не это является основной задачей проекта, направленного исключительно на экономию средств школы.

Тут важно заметить, что сами учебные заведения в ближайшем будущем будут поставлены перед очень непростым выбором: либо использовать свободное ПО, либо самостоятельно изыскивать средства на приобретения коммерческого. Вероятнее всего, значительная часть все-таки предпочтет первое. И задача государства - предложить им готовое решение. Чем, собственно, и занимаются участники пилотного проекта.

Сухой остаток - в школе вообще не изучают операционные системы. По крайней мере на том уровне, когда можно говорить о получении каких-то реальных знаний.

Учителя не справятся с настройкой системы.

Это, пожалуй, одно из самых серьезных замечаний. Причем, сторонники такой точки зрения ссылаются на зарубежный опыт. Мол, в Бразилии уже пытались перевести школы на Linux и особых успехов не достигли. В первую очередь по указанной выше причине.

Однако, это именно тот вопрос, к которому следует подойти максимально формально. Прежде всего, давайте вспомним, что должен знать и уметь обычный школьный учитель информатики. Работать с текстовыми и графическими редакторами, программировать либо на "Паскале", либо на "Бейсике", неплохо разбираться в математике... Если где-то это не так, то следует констатировать неутешительный факт - в данной конкретной школе учитель информатики де-факто отсутствует вообще (то есть, наличествует только на бумаге, а не на деле). Понятно, что пользы от его уроков не будет вообще - ставь на компьютеры хоть Linux, хоть Windows, хоть Solaris на пару с OS/2. Но очевидно, что к свободному ПО эта проблема никакого отношения не имеет.

Однако, в школах, где в этом плане все в порядке, "не смогут" запросто трансформируется в "не захотят". То есть, не пожелают тратить свое время на смену платформы за те деньги, что получают.

Конечно, сейчас положение с зарплатой работников сферы образования потихоньку выправляется. У меня есть знакомый преподаватель информатики - грамотный учитель, служащий в благополучной небедной школе. Получает около 30 тыс. рублей в месяц - для большинства его коллег сумма практически нереальная.

Однако - шесть дней в неделю по шесть-семь уроков, не считая факультативов. Если кто-то имел опыт преподавательской работы, то согласится, что нагрузка не просто чрезмерная, а выходящая за все разумные рамки. Человека, который выдержит такой график в течении хотя бы года, можно без экзаменов принимать в отряд космонавтов.

Он работает в Windows. И не потому, что не сможет разобраться с Linux. У него просто нет на это времени.

Сухой остаток этой части - пока зарплата учителя не будет сравнима с доходами девочки, сидящей под вывеской "Обмен валюты", наивно говорить о каких-то переменах к лучшему в системе образования. Но трудность освоения Linux тут никаким боком.

Что имеем в результате?

Во-первых, мы имеем практически первый за все постсоветские годы масштабный проект, относящийся к математической дисциплине. Хочется верить, что это - первая ласточка, свидетельствующая о возврате к традиционной для нас системе образования.

Во-вторых, Linux все-таки более располагает к программированию, а не к изучению графических редакторов. Опять же, весьма приятно по причине, изложенной несколькими строками выше.

В-третьих, за дело взялось государство. Как бы мы его не ругали (а кто и когда хвалил власть?), но это хотя бы какая-то гарантия того, что будет получен положительный результат.

В-четвертых, школа вовсе не собирается заниматься нереальной для нее задачей по подготовке администраторов Linux-систем. Ее задача - дать ученикам какие-то базовые знания и умения.

А вот в-пятых получается не слишком оптимистичным. В-общем, надо повышать зарплату учителям. Впрочем, может быть именно на это пойдут средства, сэкономленные благодаря переходу с Windows на Linux. Поживем - увидим.

Читайте также статью С. Голубева Linux в школе: в чем же выгода?




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: ... :: 34 :: следующая

аноним, Thu Dec 10 22:52:25 2009:
To Наталья, четверг, 10 декабря 2009 г. 22:07:04:
>наши коллеги, со стажем более 20 лет, тоже не хотят отставать от жизни, да еще новая система оплаты труда, будь она неладна, их предется переучивать, а это посложнее чем учить информатике детей на на разных ОС<
--------
Что-то с трудом верится.
Они что, Ваши коллеги - все как один олигофрены в стадии дебильности? Информацию новую воспринимать уже не в состоянии?
Немного усидчивости. и всё у них получится!
аноним, Thu Dec 10 22:09:03 2009:
>Проблема не в том, что устанавливать или администрировать линукс, а в том, что наши коллеги, со стажем более 20 лет, тоже не хотят отставать от жизни

То есть когда педагоги отстанут от жизни лет на 20 будет благодать и линукс внедрится?
Наталья, Thu Dec 10 22:07:04 2009:
Со статьей я соглана. спасибо, что поддержали учителей информатики. Проблема не в том, что устанавливать или администрировать линукс, а в том, что наши коллеги, со стажем более 20 лет, тоже не хотят отставать от жизни, да еще новая система оплаты труда, будь она неладна, их предется переучивать, а это посложнее чем учить информатике детей на на разных ОС. У нас в гимназии 3 операционных систем:Windows, Mac OS и Linuxs. Дети свободно переходят от одной системы к другой, с подсказками учителя, они знают что им надо сделать и ищут аналог в системе. А вот коллеги ...
Еще бы не плохо провести несколько обуцающих семинаров для учителей, не заочных, как проводила акдемия IT, а очных и желательно с профессионалами своего дела. Вот тогда спасибо от всех учителей информатики
аноним, Thu Dec 10 19:05:58 2009:
Из тех, что зарабатывают себе на пропитание настройкой павёных "окошек" - и потому всячески противящихся внедрению Linux.
-----
Учитывая сырость и кривость линукса он должен наоборот его пропагандировать , ибо за его настройку можно брать существенно больше.
аноним, Thu Dec 10 16:15:11 2009:
To ВАК,маг.права WDU, среда, 9 декабря 2009 г. 13:28:33:
>Здесь нужен Народный Суд???<
---------------
Ну а как же...всенепременно-с!
ВАК,маг.прав., Thu Dec 10 15:36:58 2009:
Центром Корупции в Образовании являлся Центр Тестирования ЕГЭ под рук.Хдебникова, разворовавший 83 млн. рубл. Новый Центр Коррупции - ФиПи - Инт-т ПидИзмерений, благодаря которому 90% школьников получили двойки на пробных ЕГЭ по информатике на базе МФЮА.
Главный ПедИзмеритель ЕГЭ по информатике и ИКТ Кириенко приступил к продаже материалов ЕГЭ-2010 по информатике. См. сайт Интернет-ПидСовета, где Кириенко дает советы по продаже материалов ЕГЭ-2010 и консультации по Линукс в школах с критикой Медведева.
ВАК,маг.права WDU, Wed Dec 9 13:28:33 2009:
Открытый тест-драйвы ошибок-дефектов в штатном клозедном браузере МикроСофт опубликованы с комментариями Кириенко на аглицком языке на Интернет-Пидсовете.
Там же она ПидСовете опубликованы ошибки в КИМах - материалах ЕГЭ главного жулика и методиста Кириенко из ФИПИ-МИОО, по вине которых 90% школьников получили двойки на пробных ЕГЭ в Москве на базе МФЮА.
Тест-драйв, разработанный начальником АСУ из Орла Сержем Андревым, быв.хакером нормально работает в браузерах Опера и ФирФокс, но зависает в штатном браузере Мкрозофта - дефектное ПО - это ПО со сбоями и отказами на ЭВМ.
За дефекты и ошибки в КИМах под ЕГЭ-2009 и ЕГЭ-2010 придется отвечать перед школьниками и народом. Здесь нужен Народный Суд???
ВАК, проф.,доктор комп.наук,маг.прав.WDU.
ВАК,проф., док.наук, Mon Dec 7 22:37:31 2009:
Согласно Законам РФ "О защите прав потребителей" прдукция с дефектами подлежит замене. А как внести изменения в клозедном (закрытном) ПО. Клозетникам лучше помолчать???
ВАК,проф., док.наук, Mon Dec 7 22:35:06 2009:
АСУнизаторы отличались разработкой дефектного ПО. Новый Асунизаторы - это клозетники -разработники и проповедникии клозедного (закрытого) ПО - Виндуз и подобное ____но.
аноним, Mon Dec 7 20:22:21 2009:
О. как интересно!
Противопоставление - "нашей школы вычислительных систем" и "ихнего Линукса".
Сдаётся мне, что написавший предыдущий пост - как раз и есть тролльчишкин. Маленький такой, гнусненький.
Из тех, что зарабатывают себе на пропитание настройкой павёных "окошек" - и потому всячески противящихся внедрению Linux.
Ибо последние, во-первых, настраивать вначале несколько сложнее. А во-вторых, грамотно настроенная система в дальнейшем просто не даёт повода для дополнительных вызовов - то есть, нет дополнительного заработка по "быстрому устранению неисправностей".
Невыгоден Linux быдлоайтишнегам, норовящим "срубить бабла па быстрому". И потому это для них - плохая система! ;)

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: ... :: 34 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
гайки для дисков
24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds