CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
27.04.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: мифы про школу и информатику

CITKIT.ru

Вот уже полгода, как существует пилотный проект по внедрению свободного ПО в общеобразовательные учреждения. Срок немалый, поэтому уже есть все основания говорить о серьезности намерений как государства, так и непосредственных исполнителей.

Поэтому, есть некоторые основания полагать, что прогнозы пессимистов, утверждающих, что вся эта затея приведет исключительно к очередному дележу бюджетных средств с нулевым практическим выходом, не имеют под собой реальной почвы. Впрочем, пока нет причин разделять и точку зрения радикальных оптимистов, считающих, что внедрение в школы свободного ПО приведет к лавинообразному росту если не гениев, то изрядных грамотеев.

Впрочем, разговоры о возможном эффекте напоминают разделку шкуры неубитого медведя. Поэтому, мы не будем опережать события, а поговорим о более насущных проблемах.

Наблюдая за многочисленными обсуждениями, посвященными школьной тематике, приходится констатировать один неприятный факт - люди, даже искренне интересующиеся проблемой, пребывают в плену некоторых иллюзий. Вследствие этого, даже верные логические построения приводят к абсолютно неправильным выводам. Оно и понятно - без адекватного понимания сути вопроса невозможно рассуждать о целесообразности (или отсутствии оной) внесения изменений в учебный процесс.

Разумеется, вины социума в этом нет. Дело в том, что по совершенно непонятным лично для меня причинам, российская школа представляет собой практически закрытый объект. Не верите? Тогда зайдите в тот же Google и попробуйте найти внятную, конкретную и утвержденную соответствующим государственным органом программу по информатике, коль уж речь идет о ней. Вот то-то же.

Поэтому, первым делом рассмотрим наиболее распространенные заблуждения, касающиеся как школы вообще, так и предмета под названием "информатика" в частности.

Необходимо реформировать школьную систему.

О том, что российская школа нуждается в срочном и глобальном реформировании, не говорил сегодня только самый ленивый. Мол, отстаем мы от всего цивилизованного мира, надо что-то предпринять для сокращения, а лучше - ликвидации, этого разрыва. Даешь объективный ЕГЭ и всё такое.

Правда, "цивилизованный мир" не столь категоричен по отношению к нашей школе, как мы сами. Например, компания "Боинг" оказывает серьезную материальную поддержку "Московскому центру непрерывного математического образования", который как раз и противостоит всяким модным нововведениям в образовательной сфере, в том числе ее американизации. Общая сумма помощи - сто тысяч долларов.

Не правда ли, весьма странно? Крупнейшая компания США поддерживает тех, кто не на словах, а на деле отвергает якобы самую прогрессивную образовательную систему, принятую в стране идеальной демократии. Почему? Да потому. что "Боинг" уже на себе прочувствовал результаты SAT - американского прообраза ЕГЭ. Вице-президент корпорации Ричард Стивенс по этому поводу сказал, что передать знаний и научить применять их для решения новых задач - это совершенно разные вещи. Действительно, от головы, напоминающей сундук, набитый информацией, пользы практически никакой.

Обратите внимание на то, что "Боинг" - коммерческая компания и ей безразличен цвет кошки - лишь бы мышей ловила. Поэтом, скорее всего, именно она наиболее объективна в оценке ситуации.

Сухой остаток - российская школа если в чем и нуждается, то не в реформировании, а в реставрации. По крайней мере, в области математических и естественно-научных дисциплин. Поэтому, при оценке практически любых действий в образовательной сфере следует исходить из того, насколько они способствуют возврату к классической советской модели обучения. Если это так, то хорошо, если нет - плохо.

Информатику надо отменить.

Несмотря на видимый радикализм, подобная точка зрения весьма популярна. Мол, хватит учить детей форматированию текста и изготовлению презентаций. Значительно лучше отдать эти часы преподавателю математики - толку больше будет. С этим трудно не согласиться, однако, сначала разберемся, о чем вообще идет речь и при чем тут информатика.

Дело в том, что массовом общественное сознание связывает воедино две пусть и близких, но все таки различных школьных дисциплины - непосредственно информатику и информационные технологии. Первая - это по сути просто раздел математики. Второе - это и есть тот самый компьютерный ликбез, против которого так настроены радикалы.

Путем простейшей операции по отделению мух от котлет получаем, что против информатики, как таковой, никто ничего не имеет. А вот изучение офисных пакетов и графических редакторов, действительно, разумно вынести за рамки школьной программы, предложив учебным заведениям организовать соответствующие факультативы. Возможно, на платной основе, чем заодно и улучшить материальное положение учителей.

Сухой остаток - информатику, разумеется, отменять не надо. Другое дело - информационные технологии. От такого предмета большой пользы действительно нет. Да и не пристало государственному учреждению, которым является школа, заниматься продвижением программ для сугубо коммерческого использования.

Государство не должно вмешиваться в дела школы.

Люди, разделяющие такую точку зрения, как-то умудрились не заметить того, что школа - вообще-то государственное учреждения. Впрочем, давайте временно выбросим это из памяти, а будем исходить исключительно из практического опыта.

В этой связи любопытно взглянуть на отношение нашего государства к свободному ПО вообще. Общеизвестно, что недавно Мининфосвязи предложила “Концепцию развития разработки и использования свободного программного обеспечения (СПО) в Российской Федерации”. Ехидных замечаний на сей счет было предостаточно - мол, наконец-то проснулась родная власть. Хотя дело не в сонливости "верхов", а в банальном незнании предмета обсуждения. Дело в том, что “Рабочая группа по использованию программного обеспечения с открытым кодом в государственных учреждениях России при Министерстве связи и информатизации РФ” была организована еще в 2003 году. И целых пять лет вела себя в полном соответствии с пожеланиями критиков государственного вмешательства в дела бизнеса. И что?

Вот простой пример. Прикиньте, во сколько обходится отечественному бизнесу знаменитая программа "1С:Бухгалтерия". Разделите эту сумму на два. Вероятнее всего, этих средств будет вполне достаточно для создания свободной программы бухгалтеркого учета. И где она? Нету.

Вот это и есть сухой остаток. Если за дело не возьмется государство, то за него не возьмется никто. Таковы наши печальные реалии.

В школе будут изучать Linux.

Опять же, объясняется это заблуждение исключительно невнимательным прочтением документации, сопровождающей пилотный проект. Ни о каком изучении Linux там речь вообще не идет.

Не будут ученики изучать Linux. Как, впрочем, до этого они не изучали Windows. Проект предусматривает только использование свободного по на уроках информатики и информационных технологий. И не более того.

Суть идеи в том, что программировать на "Паскале" (или учиться писать красивые служебные записки) - задачи платформонезависимые. В этом смысле никакой разницы между Linux и Windows нет - как по процессу, так и по результату. Так какой резон платить больше?

Разумеется, можно долго рассуждать о побочных эффектах, о создании рабочих мест и поддержке отечественного разработчика. Но не это является основной задачей проекта, направленного исключительно на экономию средств школы.

Тут важно заметить, что сами учебные заведения в ближайшем будущем будут поставлены перед очень непростым выбором: либо использовать свободное ПО, либо самостоятельно изыскивать средства на приобретения коммерческого. Вероятнее всего, значительная часть все-таки предпочтет первое. И задача государства - предложить им готовое решение. Чем, собственно, и занимаются участники пилотного проекта.

Сухой остаток - в школе вообще не изучают операционные системы. По крайней мере на том уровне, когда можно говорить о получении каких-то реальных знаний.

Учителя не справятся с настройкой системы.

Это, пожалуй, одно из самых серьезных замечаний. Причем, сторонники такой точки зрения ссылаются на зарубежный опыт. Мол, в Бразилии уже пытались перевести школы на Linux и особых успехов не достигли. В первую очередь по указанной выше причине.

Однако, это именно тот вопрос, к которому следует подойти максимально формально. Прежде всего, давайте вспомним, что должен знать и уметь обычный школьный учитель информатики. Работать с текстовыми и графическими редакторами, программировать либо на "Паскале", либо на "Бейсике", неплохо разбираться в математике... Если где-то это не так, то следует констатировать неутешительный факт - в данной конкретной школе учитель информатики де-факто отсутствует вообще (то есть, наличествует только на бумаге, а не на деле). Понятно, что пользы от его уроков не будет вообще - ставь на компьютеры хоть Linux, хоть Windows, хоть Solaris на пару с OS/2. Но очевидно, что к свободному ПО эта проблема никакого отношения не имеет.

Однако, в школах, где в этом плане все в порядке, "не смогут" запросто трансформируется в "не захотят". То есть, не пожелают тратить свое время на смену платформы за те деньги, что получают.

Конечно, сейчас положение с зарплатой работников сферы образования потихоньку выправляется. У меня есть знакомый преподаватель информатики - грамотный учитель, служащий в благополучной небедной школе. Получает около 30 тыс. рублей в месяц - для большинства его коллег сумма практически нереальная.

Однако - шесть дней в неделю по шесть-семь уроков, не считая факультативов. Если кто-то имел опыт преподавательской работы, то согласится, что нагрузка не просто чрезмерная, а выходящая за все разумные рамки. Человека, который выдержит такой график в течении хотя бы года, можно без экзаменов принимать в отряд космонавтов.

Он работает в Windows. И не потому, что не сможет разобраться с Linux. У него просто нет на это времени.

Сухой остаток этой части - пока зарплата учителя не будет сравнима с доходами девочки, сидящей под вывеской "Обмен валюты", наивно говорить о каких-то переменах к лучшему в системе образования. Но трудность освоения Linux тут никаким боком.

Что имеем в результате?

Во-первых, мы имеем практически первый за все постсоветские годы масштабный проект, относящийся к математической дисциплине. Хочется верить, что это - первая ласточка, свидетельствующая о возврате к традиционной для нас системе образования.

Во-вторых, Linux все-таки более располагает к программированию, а не к изучению графических редакторов. Опять же, весьма приятно по причине, изложенной несколькими строками выше.

В-третьих, за дело взялось государство. Как бы мы его не ругали (а кто и когда хвалил власть?), но это хотя бы какая-то гарантия того, что будет получен положительный результат.

В-четвертых, школа вовсе не собирается заниматься нереальной для нее задачей по подготовке администраторов Linux-систем. Ее задача - дать ученикам какие-то базовые знания и умения.

А вот в-пятых получается не слишком оптимистичным. В-общем, надо повышать зарплату учителям. Впрочем, может быть именно на это пойдут средства, сэкономленные благодаря переходу с Windows на Linux. Поживем - увидим.

Читайте также статью С. Голубева Linux в школе: в чем же выгода?




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 34 :: следующая

ВАК,док.комп.наук, Thu Dec 24 22:43:47 2009:
ЭВМ - Это Вы можете??? ЭВМ - Электрон.ВычМашины -Машины как и автомобили должны быть надежными с хорошими надежными и безопасными движками.
Плохое авто - дает сбои, отказы, содержут кучу дефектов и конструктивных недостатков.
Плохое ПО - это ненадежное ПО и ненадежные ОСи??? Сбоят. скрипят, дают сбои, отказы. нельзя починить и отремонтировать - Это Клозетное (закрытое) ПО с конструктивными дефектами и недостатками. Создатели Дефектного ПО - Клозетники.
Раньше их называли АСУнизаторами???
ВАК,проф.,доктор Комп.наук,маг.прав.WDU.
аноним, Thu Dec 24 20:37:04 2009:
Ах вот оно в чем дело... Каймин. Так я думал.
ВАКаймин,док.наук, Thu Dec 24 20:34:25 2009:
Революция в Образовании: ЕГЭ-2010: Экзамены по информатике и ИКТ можно сдавать на компьютерах - решения Президента Медведева и ректора МГУ Садовничего по результатам анализа достижений и провалов ЕГЭ-2009.
Информатика без компьютеров - как физкультура без спортзалов??? Езда на машинах - без машин??? Нонсенс, Дурь методическая???
Все школы России оснащены компьютерами, Интернет и двумя базовыми пакетами программ - Отечественного Открытого ПО и Импортного Закрытого (Клозед)ПО.
ВАК,док.комп.наук, Sat Dec 12 17:02:07 2009:
Нехватка Знаний,интеллекта, опыта и квалификации - это большой недостаток. Все кто на ЕГЭ по информатике не могут набрать более 35 баллов - лебилы и двоешники??? Им лучше дурь свою никому не показывать. ЕГЭ по информатике и ИКТ требует знаний логики, алгоритмизации, баз данных и технологий программирования, а кнопочки - это для дебилов и дураков???
аноним, Sat Dec 12 16:35:08 2009:
To аноним, суббота, 12 декабря 2009 г. 01:32:48:
---------------
Привык, что ли, когда последнее слово всегда остаётся за тобой? И ещё при этом смеешь упрекать кого-то в гипертрофированнос ЧСВ? Ну-ну...
А теперь насчёт знаний и их качества. Специально для таких вот живых воплощений "ума, чести и совести нашей эпохи", каковым считаешь себя ты.
Любой работник должен СООТВЕТСТВОВАТЬ знанимаемой должности, учителя не исключение. Если они действительно все из себя такие адаптивные, обладают пытливым умом и пр., проблемы вообще нет как таковой.
Если же такие "высококлассные спецы с многолетним стажем" устраивают форменную истерику из-за того, что привычная им кнопочка "уехала" куда-то на другое место - таким людям следует искать другую работу. Или всё0таки сделать над собой усилие и привыкнуть к новому для них ПО.
Мне бы очень не хотелось, чтобы будущие поколения обучали учителя, буквально срывавшиеся на визг, стоило только учащемуся нажать "лишнюю", с их точки хрения, кнопочку. Так, как это имело место быть и у меня.

А теперь можешь и дальше заниматься самовнушением.
ВАК,док.комп.наук, Sat Dec 12 15:58:15 2009:
IQ - уровень Интеллектуального Развития - а теперь ЕГЭ - показатель знаний и развития интеллекта. 50 тысяч школьников сдали ЕГЭ по информатике и всех их зачислили в вузы на компьютерные специальности, а все остальные недоучки - их в вузы тепрь не возьмут, только в армию???
НеЗнание и НеСдача ЕГЭ по Информатике - это позор для хакеров - дураков значит по русски??? Ни на Олимпиадах, ни на ЕГЭ интеллекта не показал - что дурак на всю оставшуюся жизнь? Так или не Так??? Иль просто - Дурак???
аноним, Sat Dec 12 02:13:13 2009:
Они (знания) должны быть АКТУАЛЬНЫМИ!
-------
Линукс очень актуально. Когда расстреляют всех виндузятников, а всех не осиливших линукс сошлют в лагеря. Знание линукса будет единственным действительно полезной наукой и религией.
аноним, Sat Dec 12 01:32:48 2009:
аноним, суббота, 12 декабря 2009 г. 00:57:41:

1. Я не "Васёк".
2. Перечитал.
3. Знания обязаны быть актуальными. Учителя стремятся быть актуальными.
4. Цитирую себя ещё раз для особо одарённых
>>>Плохая такая позиция - свысока так, вальяжно.
>>> учителя - они такие, дотошные
>>> А тебе до их знаний, постоянно обогащаемых, ну о-о-очень далеко.
>>>скан аттестата в студию!
5. Факт: у тебя присутствует ЧСВ. Очень заметно.
6. Факт: недалёкий ты какой-то.

Теперь для Натальи.

Наталья, здесь далеко не все неадекватные. Просто сюда заходят малолетки-анонимы, каких Вы в школе каждый день имеете возможность наблюдать. У Вас, полагаю, нет никаких иллюзий насчёт их IQ.
Успехов Вам!
аноним, Sat Dec 12 00:57:41 2009:
To аноним, суббота, 12 декабря 2009 г. 00:44:56:
---------------
Когда проспишься, перечитай ещё раз мною написанное.
Может, наконец дойдёт (хотя и с запозданием), о чём шла речь.

З.Ы. Дело не в величине "багажа знаний". Они (знания) должны быть АКТУАЛЬНЫМИ!
аноним, Sat Dec 12 00:54:41 2009:
To аноним, суббота, 12 декабря 2009 г. 00:44:56:
---------------
"Васёк". ты опять принял свою вечернюю норму?!
Н

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 34 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds