CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
21.10.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Движение Open Source :: История

Linux: судьба ресурсов Рунета

Давно пора, е...а мать,
Умом Россию понимать!
Игорь Губерман

Вот уже скоро десятилетие подвизаюсь я на ниве линуксописательства (разбор архивов показал, что первые материалы на эту тему датируются 1998 годом). За прошедшее время мне довелось написать не один десяток статей и заметок, имеющих то или иное отношение к Linux и Open Source. Большая часть из них либо размещалась на моих сайтах, кочевавших, в силу ряда причин, с хоста на хост (и в конце, концов, нашедших окончательное, надеюсь, пристанище на http://www.posix.ru), либо публиковалась на таких онлайновых ресурсах, как Citforum (http://citforum.ru) или Linuxcenter (http://www.linuxcenter.ru). Начиная с некоторого времени, я стал задуматься о судьбе сетевых ресурсов вообще и ресурсов Open Source в частности. В результате чего и была сочинена в далеком уже 2001 году заметка О судьбе ресурсов Open Source в Сети (http://posix.ru/openway/oo_resources/).

Однако пять лет - большой срок для Интернета, и ситуация с ресурсами по описываемой тематике могла существенно измениться (так это или нет - стане ясным под занавес). Поэтому я, наконец, собравшись с силами, и решился описать положение дел на сей день. Тем более, что старейшим из ныне живущих популярных Unix-ресурсов, таким, как http://www.opennet.ru и http://linux.org.ru, исполняется уже 10 лет.

В своей заметке я не ставлю себе задачи ни упомянуть все (или даже самые крупные) русскоязычные Интернет-ресурсы, связанные с тематикой Unix, Linux и Open Source, ни описать их историю: такая работа уже проделана Виктором Костроминым на его сайте http://rus-linux.net и в статьях, опубликованных на Линуксцентре (http://www.linuxcenter.ru/lib/articles/obzor2004.phtml, http://www.linuxcenter.ru/lib/articles/obzor2004.phtml). Нет, цель моя - проследить жизненный цикл Linux-сайтов Рунета разного происхождения в исторической ретроспективе (из которой, возможно, удастся вычислить футуристическую ретроспективу).

Префикс "Ру" в данном контексте символизирует лишь языковую принадлежность, но не физическое размещение сайтов, подданство или, паче того пятый пункт анкеты их создателей. И еще: ниже я использую для краткости термин Linux-ресурсы, но не следует забывать, что он подразумевает сайты, связанное с Unix и Open Source во всех его проявлениях.

Для начала посмотрим, как выглядят сайты очерченной тематики в мировом, так сказать, масштабе. Все они могут быть разделены на три группы. Первая - это сайты крупных и долгоживущих свободных проектов, начиная с самого http://www.linux.org/ и кончая многочисленными дистростоителями. Общественный их статус подчеркивается принадлежностью (как правило) к зоне org. Этой группе свойственна стабильность во времени и (сетевом) пространстве: история многих org-сайтов исчисляется уже десятилетиями.

Вторая группа - сайты более или менее крупных фирм - разработчиков дистрибутивов и иных, в том числе коммерческих, программных комплексов. Их стабильность тесно коррелирует с положением создателей, в качестве коих могут выступать фирмы, отдельные лица или их объединения. Если одни сайты (Red Hat, скажем, или Suse) существуют и развиваются уже более десяти лет, то другие - исчезают в одночасье.

Наконец, третья группа, самая многочисленная - сайты Linux-энтузиастов, каковыми являются не только разработчики софта, разного рода группы пользователей, но и все более крепнущая группировка пользователей-индивидуалов.

Четких границ между выделенными группами нет. Общественные проекты могут обрастать коммерческими или квазикоммерческими dot-com'образными структурами, и, напротив, вокруг сайтов коммерческих фирм возникают сайты общественной поддержки (типичные примеры - сопряженные пары Red Hat и Fedora, или Novell/Suse и OpenSuse). А сайты энтузиастов в любой момент (при благоприятных условиях) могут превратиться в источник хлеба насущного.

А как обстоит дело на Руси? Как всегда, "все вроде бы так, да вообще-то не так" - вплоть до полной противоположности. Начать с того, что org-сайтов на Руси практически не водится - и оно понятно: граждане нашей страны, участвующие в крупных общественных проектах (таких, как Debian или Gentoo), на соответствующих сайтах (например, htpp://www.debian.org) и базируются. В частности, обеспечивая поддержку на них русскоязычных страниц вообще и русских переводов документации в частности. В качестве примера (в том числе и для подражания) здесь можно привести русскую секцию документации Gentoo (http://www.gentoo.org/doc/ru/)

Правда, время от времени на просторах Рунета возникают своего рода национальные клоны международных общественных проектов - как правило, посвященных отдельным дистрибутивам. Тут можно вспомнить и http://www.gento.ru (у истоков которого стоял автор этих строк), и http://www.archlinux.ru, и проекты, связанные с дистрибутивом CRUX (http://crux.isa.kz/ и http://crux.org.ua/). Однако на деле это, как правило, все те же сайты энтузиастов - лишь немногие из них обретают подлинно общественный статус. И потому к ним мы еще вернемся - при рассмотрении ресурсов третьей группы.

Разумеется, наличествуют в Рунете и сайты фирм - разработчиков дистрибутивов. Тем паче, что на просторах несколько съежившейся одной шестой Земной суши дистрибутивов c национальной спецификой разрабатывается больше, чем в какой-либо иной стране. Разве что за исключением Бразилии и Испании - в первой развивается масса общебразильских проектов, во второй же, похоже, собственный дистрибутив скоро будет в каждой провинции.

Да, сайтов фирм-майнтайнеров в Рунете немало - тут нужно вспомнить и Altlinux (http://www.altlinux.ru), вышедший из недр IP Labs Linux Team, первопроходца русского дистростроения, и ASPLinux (http://www.asplinux.ru), и недавно ворвавшийся в их ряды MOPSLinux (http://www.rpunet.ru/mopslinux/). Не следует забывать и о фирмах, распространяющих и поддерживающих дистрибутивы международные, а также русскоязычных секциях последних - например, Linux, Ink (http://www.linux-ink.ru) и http://www.novell.com/russia/, соответственно.

Пожалуй, на фоне "фирменных" сайтов не менее заметны сайты распространителей дистрибутивов. Хотя в количественном отошении их немного - на сегодняшний день можно говорить только об активном развитии сайта Linuxcenter (http://www.linuxcenter.ru) - ресурсе, объединяющем в себе онлайновый магазин по торговле дистрибутивами, новостной портал и онлайновую библиотеку материалов по тематике Open Source. Второй игрок на этом поле - Linuxshop (http://www.linuxshop.ru/), - в последнее время существенно снизил обороты. Возможно, потому, что пытается совмещать распространение с разработкой собственного дистрибутива (http://www.linux-online.ru/).

Кстати говоря, дистрибутивы Linux (и всяких BSD-систем) предлагаются на продажу на многих сайтах третьей группы. Однако называть их онлайновыми магазинами было бы неправильно - это или участники партнерских программ, или просто попытки превратить свой энтузиазм в источник... ну если не совсем дохода, так хотя бы средвто погашения издержек.

И, наконец, разделы, посвященные Open Source, на сайтах онлайновых СМИ общей IT-тематики. Не сказать, чтобы они были так уж многочисленны. В исторически обозримом прошлом вспоминается только раздел, посвященный свободному софту, на сайте Компьютерры (http://www.computerra.ru), к сожалению, уже давно прекратиший свое самостоятельное развитие (хотя теvатике Open Source на страницах Компьютерры внимание уделяется). А из ныне активных можно указать только раздел Open Source в библиотеке Citforum - но для этого ресурса Unix всегда был профильным направлением.

Так что определяют погоду в Linux-сегменте Рунета все-таки сайты энтузиастов. Они многочисленны и разнообразны - перечислять их не буду, полную подборку ссылок можно найти на упомянутом выше ресурсе Виктора Костромина (http://rus-linux.net) - кстати, одного из типичных представителей этой группы. И еще: все сайты, которые будут поминаться ниже, приводятся лишь в качестве примера, иллюстрирующего то или иное положение; и совсем не значит, что другие, не умпомянутые мной ресурсы, хуже - просто они не пришлись к слову.

В первом приближении сайты энтузиастов можно разделить на:

  • новостные порталы;
  • форумы;
  • коллекции ссылок;
  • подборки документации;
  • места размещения авторских материалов.

Жестких границ между сайтами разных видов нет: новостные порталы неизбежно сопровождаются форумами для обсуждения новостей (типичный пример - http://linux.org.ru), коллекции ссылок на тематические ресурсы рано или поздно обрастают как подборками документации, так и авторскими материалами (http://rus-linux.net), из форумов подчас вырастают оригинальные авторские проекты (http://linuxforum.ru), форумы прикручиваются и к сугубо авторским сайтам (http://www.posix.ru) и так далее - вплоть до создания универсальных порталов типа http://www.opennet.ru. Примеры контаминации можно было бы умножить многократно - и, тем не менее, основной профиль каждого из популярных Linux-ресурсов просматривается достаточно отчетливо.

От чего зависит судьба таких сайтов? До некоторого времени - во многом от условий их хостинга. Насколько можно было судить по имеющимся (обычно косвенным) данным, они в большинстве своем размещались а) на серверах фирм или госучреждений (любого профиля, но, в общем случае, с Linux'ом никак не связанных), где работали их создатели, и б) на всякого рода серверах, предоставляющих услуги бесплатного хостинга.

В первом случае размещение сайта осуществляется либо с официального (чаще - молчаливого) разрешения начальства, либо - просто явочным порядком, пользуясь его, начальства, некомпетентностью (или обычным пофигизмом). Случаи активной поддержки таких сайтов руководством, хотя, вероятно, и имеют место быть, вряд ли типичны и многочисленны.

Как следствие, стабильность таких "квази-фирменных" сайтов может быть далекой от идеала. Что особенно характерно для госбюджетных учреждений: выгорание хаба или развал винчестера могут вызвать их паралич на неопределенный срок (это я по собственному опыту говорю). А всякого рода внешние обстоятельства могут привести к исчезновению ресурса вообще - и примеров тому за историю Рунета можно было бы привести много.

С сайтами, пользующимися бесплатным хостингом, другая сложность. В свое время я посвятил немало времени изучению проблемы бесплатных хостов, в результате чего вывел нехитрую закономерность их жизненного цикла. Сначала, сразу после создания, такой сервер функционирует просто замечательно, налагая лишь минимальные обязанности рекламного характера типа показа баннеров (а то и вовсе обходясь без таковых).

Такая лафа имеет естественным следствием наплыв пользователей. По достижении некоей критической массы которых качество сервиса столь же естественным образом падает. Далее возможно несколько сценариев развития:

  1. хроническая агония бесплатного хоста, вплоть до летального исхода;
  2. ужесточение рекламных обязательств пользователей (к баннерам добавляются принудительные pop-up'ы и прочие прелести) на предмет отсечения халявщиков (или максимального затруднения жизни для тех, кому на халяву и уксус сладок);
  3. беззастенчивое урезание пользователей бесплатного хостинга под любыми предлогами (типа - необновления в течении такого-то срока), в том числе и просто выдуманными;
  4. наращивание его ресурсов (пропускной способности каналов, дисковых объемов и прочего) с одновременными мерами по компенсации понесенных затрат.

Компенсация эта может выражаться как теми же рекламными акциями, так и просто переходом к платному хостингу. Стоимость которого может быть вполне символической в масштабах вечности, но более чем реальной для отечественных Linux-энтузиастов (большинство из которых излишними доходами не отягощены). Да и, по моим наблюдениям, "малоплатный" хостинг, в большинстве случаев, отличается от чисто бесплатного тем, что предоставляет услуги того же качества и количества, что и последний, но - уже за деньги.

Я не хочу сказать худого про действия хостеров. Во-первых, "халява, сэр" - она халява и есть, грех на нее обижаться. Во-вторых, даже не лучший по качеству бесплатный хостинг все же лучше, чем никакого: вспомним, сколько интересных проектов выросло из бесплатной странички на geosites.com и подобных серверах. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что бесплатный хостинг - как секс: если он хорош, это здорово, если же плох, то это все же лучше, чем... эээ... - "сам с собою одною рукою". И наконец, в третьих: существует некоторая категория бесплатных хостеров (хотя их скорее следует отнести к системам поддержки проектов), на удивление ответственно относящихся к добровольно принятым на себя обязательствам (и тут я не могу не вспомнить добрым словом Чертовы Кулички. Так, моя страница Укрывище эникейщика (http://www.kulichki.com/~anykey/), не обновлявшаяся с июля 2000 года, по сей день функционирует вполне справно; вот уж воистину - "хранить вечно"...

В последние годы острота проблемы хостинга несколько сгладилась. Во-первых, появилось достаточное количество серверов, стабильно предоставляющих достаточно качественные услуги такого рода за вполне умеренную плату. Во-вторых, под существующий интересный проект можно получить поддержку со стороны серверов "фирменных": так, Линуксфорум и еще несколько проектов уже давно "проживают" на сервере Линуксцентра, и это - не единичный пример. Наконец, в-третьих, рост "осетенения граждан" за счет "домотканных" провайдеров, провайдеров районного масштаба и всякого рода ADSL-подключений приводит к тому, что в ряде случаев собственный сервер с Linux-ресурсмо становится реальным содержать чуть не в домашниху условиях (и такого рода примеры чукча знает).

Конечно, варианты хостинга 1) и 3) - да в некоторых случаях и 2) - требуют дополнительных финансовых расходов. И на предмет их поддержки (в том числе и финансовой) разработчики многих персональных ресурсов ныне широко прибегают к продаже дистрибутивов, а также тематической лтературы и специфической атрибутики. И тут просматривается два варианта. Первый - участие в партнерских программах больших онлайновых магазинов, где платится определенный процент при "покупке по клику". Правда, насколько я знаю, в интересующей нас области такую партнерскую программу предлагает один-единственный магазин - тот, что на Линуксцентре.

Второй вариант - это отладка собственной системы записи, приема заказов и рассылки дистрибутивных дисков, причем подчас по неправдоподобно низким ценам. Обясняемым а) исключением из декларируемой цены стоимости доставки (за которую, тем не менее, платить придется), и б) отсутствием издержек на содержание офиса, бухгалтерского учета и прочей атрибутики пост-советского бизнесмейства. Первое при желании можно трактовать и как обман покупателей. Второе же имеет место только до тех пор, пока продажи носят штутчный характер: при переходе на "индустриальные рельсы" создание соответствующей инфраструктуры становится неизбежным, и сайт теряет свою принадлежность к "группе энтузиастов".

Так что я не стал бы, подобно Виктору Костромину в цитировавшейся статье (http://www.linuxcenter.ru/lib/articles/obzor2004.phtml), считать онлайновую торговлю дистрибутивами фактором, способствующим выживанию Linux-ресурса. Как раз наоборот - вся история Linux-сайтостроения яляет собой яркий пример опровержения доктрины классиков марксизма-ленинизма (в число коих необходимо включить и профессора Выбегаллу) о приоритете материального над духовным. Наеюсь, что заключительные части моей заметки убедят в этом непредвзятого читателя.

Однако факт остается фактом: в рассматриваемом контексте следствием неопределнности положения является частая миграция Linux-ресурсов, а то и просто их, казалось бы, бесследное исчезновение: подсчитайте количество "мертвых" ссылок в любой их коллекции. Например, на rus-linux.net, почти исчерпывающей подборке русскоязычных Linux-ресурсов. И станет ясным, сколько интересных материалов скрылось с горизонта за последние годы.

Все это было бы очень грустно, если бы не феномен эпохи Интернета - фактор переразмещения. На котором я хотел бы остановиться подробнее.

Начиная с некоторых пор, я довольно часто получаю письма с просьбой о переразмещении того или иного из моих материалов на сайте корреспондента. И еще чаще - письма вроде: "прочитал твою статью на www.khren-znaet-gde.ru и хочу сказать...". Что, с одной стороны, доставляет мне известные неудобства: после многоточия обычно следует сообщение о допущенной мной там или здесь ошибке.

Поймите меня правильно: я ни в коем случае не против таких писем . более того, очень даже "за". Ведь именно таким образом я узнаю массу нового и для меня интересного. Однако ошибки, на которые в них указывается, с большой долей вероятности, исправлены в оригинальном материале. Или этот материал давно уже снят за утратой актуальности...

С другой стороны, мне весьма лестно, что мои писания переразмещаются на многих сайтах. Это вселяет надежду - что бы ни случилось со мной или моим сайтом, они будут существовать, пока к ним сохраняется интерес. Хотя, должен заметить, что последнее время я по умолчанию разрешения на переразмещение не даю. По причинам, упомянутым в предыдущем абзаце, и еще некоторым, важнейшую из которых я назвал бы "политкорректностью".

На вопросе "политкорректности" хотелось бы остановиться отдельно. Он включает несколько аспектов. Первое - ссылки на первоисточник, от которых не освобождают никакие представления о свободе и свободном лицензировании. Почему-то во многих случаях считается достаточным привести e-mail автора - хотя, повторяю, автору это ничего не дает, кроме лишней головной боли (в виде писем "как бы по делу", не говоря уже об откровенном спаме.

И даже ссылка на конкретный материал с авторского сайта - не вполне корректный способ цитирования. Ибо настоящий авторский сайт - это цельное произведение, подобное книге. А ведь никому не приходит в голову ссылаться на главу из книги (а то и выдранный с мясом абзац), а не на книгу как на системную целостность.

И главное: переразместитель, по моему глубокому убеждению, должен не только пользоваться плодами чужого труда, но и принимать на себя некоторые обязанности. Из которых важнейшая - отслеживание изменений в оригинале переразмещенной статьи. Ведь сетевые материалы по определению не есть нечто неизменное - они постоянно исправляются, дополняются, актуализируются.

В общем, если культура цитирования бумажных изданий, складываясь веками, к настоящему времени устоялась (по крайней мере, среди образованной части населения:-)), то культура онлайнового цитирования находится в зародыше. Хотя роль ее в настоящее время трудно переоценить.

Ведь именно практика свободного переразмещения в Сети спасла от забвения множество вещей, забвения отнюдь не заслуживающего. Для примера вспомним авторскую песню в своем классическом выражении, казалось бы, прочно забытую к середине 80-х. И вдруг волшебным, как из небытия, образом возникшую снова во второй половине 90-х. И в лице не только своих всенародно известных представителей. Но и тех, кто и в старые-то времена пользовались очень широкой известностью лишь в очень узких кругах. Ну кто, скажите на милость, лет десять-пятнадцать назад помнил, что Михаил Анчаров был автором всенародно известной "Баллады о воздушном десанте", Владимир Ланцберг - культовых, как говорят нынче, для моего круга и поколения песен "Пора в дорогу, старина" и "Мы условимся, трупов не будет". А уж "Юнкера", "Кони вороные", "И падал я в душные травы..." Бориса Алмазова, казалось, вообще канули в Реку Забвения...

Впрочем, это - совсем отдельная тема. Как-нибудь, выкроив время и собравшись с мужеством, я сочиню статью о внутреннем родстве между явлениями советской авторской песни и движением Open Source. А пока - вернусь к последнему.

Можно сказать, что "написанное пером - не вырубишь топором". Однако не нужно иллюзий на тему "рукописи не горят". Мы-то знаем, что как раз они и горят, да еще как. В отличие от того, что попало в Сеть. Правда, и Сетевые материалы вырубить можно - не топором, но рубильником в мировом масштабе. И страховка от этого только одна: их переразмещение на максимально возможном количестве физических серверов. И потому Сетевые материалы я сравнил бы скорее не с печатной, но с устной традицией.

Каковая, при всей своей кажущейся хрупкости, гораздо устойчивее того самого, "написанного пером". Не зря же в седой и бронзовой индоевропейской древности только устная традиция считалась истинно священной - ибо хранилась памятью поколений. Так было и у кельтов, и у иранцев, и у индоариев. Хотите примеры? Их есть у меня...

О скольких авторах античной древности, начиная с Гекатея Милетского, зафиксированных письменно, знаем мы только то, что они были авторами чего-то? В лучшем случае - авторами чего именно они были.) А ирландские эпические сюжеты, именуемые в русских переводах ирландскими - не путать с исландскими - сагами (по ирландски они назывались просто scela, то бишь повесть), зафиксированные письменной традиции не раньше X в. н. э. (от Р. Х., как стало модно говорить в последнее время), восходят часто к рубежу эр (а то и к III-II вв. до н.э.. И все это время сохранялись исключительно в традиции устной. То есть устная традиция существует вплоть до поголовного физического истребления ее носителей - и даже позже: традиция парфян, исчезнувших с лица Земли в III веке н.э., сохранилась в поэмах Дакики и Фирдоуси, в позднесредневековом персидском криминальном, как мы сказали бы ныне, "романе" Самак-Айар. Или - до тех пор, пока носители традиции не потеряют к ней интереса окончательно - такое в истории тоже случалось.

Итак, какова же судьба сетевых Linux-ресурсов? Да будут они существовать вечно, не на сайте автора - так на ином, где к ним был проявлен интерес. И появляться, после своего кажущегося исчезновения, снова и снова, в самых неожиданных местах. И так будет, пока тема материала сохраняет интерес для сообщества Open Source (хотя бы и исторический), пока существует само движение Open Source и пока существует Сеть как наследница коллективной устной традиции наших предков.





Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds