CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
24.10.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: рассказывает Александр Казанцев

CITKIT.ru

Уверен, что руководитель образовательного проекта EduMandriva к.т.н., доцент Александр Сергеевич Казанцев в особых представлениях не нуждается. Поэтому обойдемся без длинных предисловий.

Итак, о внедрении СПО в школы рассказывает Александр Казанцев.

Сергей Голубев: Вы знакомы с системой образования не понаслышке. Скажите, пожалуйста, действительно ли использование не одного, а нескольких дистрибутивов в школах может вызвать какие-то проблемы?

Александр Казанцев: Проблемы может вызвать не наличие нескольких дистрибутивов в школах, а отсутствие технической поддержки преподавателей. То есть наличие того или иного дистрибутива в школе должно определяться не его национальностью или "брендом", а наличием гарантированной поддержки.

Объясню свою точку зрения — количество программного обеспечения, применимого к использованию в образовательных учреждениях, конечно, и, если взглянуть на состав последних версий учебных дистрибутивов, совпадение входящих в них программ достигает 90% и более. То есть различие идет на уровне "пакетов" и "настроек". Но последний факт нивелируется грамотной технической документацией по дистрибутиву. Какая разница, в каком дистрибутиве обучать работе с программами?

Значит, критерием выбора будет наличие доступа к информации и помощи (неважно, за счет государства или коммерческих структур она будет оказываться). Если исходить из этого критерия, число дистрибутивов будет не один и даже не два.

Также наличие нескольких дистрибутивов даст толчок к развитию "школьного СПО". Исправление ошибок в программных средствах одного дистрибутива неизбежно приведет к появлению этих же исправлений в остальных. То есть одна команда сделает гораздо меньше, чем несколько. Если, например, смотреть в сторону проприетарного ПО, то там над ОДНОЙ программой могут работать порядка десятка или даже сотни человек (даже в составе той же локализации). У нас же суммарный объем дееспособных членов СПО настолько мал, что мысль о возможности справиться с работой силой одного какого-нибудь "дистростроителя" кажется утопией.

С.Г.: Директор "Линукс ИНК" Леонид Сомс утверждает, что дистрибутивы для школ пока не готовы функционально. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

А.К.: Согласен, но не совсем. Функционал дистрибутивов будет полным на 100%, когда будет покрыто большинство потребностей школ — то есть будут существовать решения для всех составляющих школьной деятельности, а не только учебной. Но тут надо опять же решить — что все-таки мы разрабатываем?

ПО для обучения — в этом случае готовность всех дистрибутивов будет примерно на одном уровне и будет иметь общие проблемы из-за одинаковых версий ПО, отсутствия драйверов, проблем с национальными языками (например, наличие локализации на национальные языки вообще должно быть вынесено для свободного ПО в сторону "внедистрибных" и "внелинуксовых"), но, с другой стороны, это учебное ПО, и почему мы тогда не предъявляем претензии к ПО, например, из "Первой помощи"?

Если же рассмотреть административную составляющую, то тут проблем еще больше. Здесь "правят бал" специализированные решения, порты и версии, которых под Windows нет и не предвидится. А работа под эмуляторами может быть очень проблемной. Опять же, получается, что речь идет не о версии дистрибутива, а о работающих под Linux программах.

С.Г.: После завершения пилотного проекта прошел уже почти год. Произошли ли за это время серьезные функциональные изменения в "школьных" дистрибутивах? Если нет, то почему, на Ваш взгляд?

А.К.: Функциональные изменения идут, но это заслуга команд, разрабатывающих программное обеспечение, т.н. "апстрима". То есть заслуга в новом функционале обеспечивается не авторами школьных дистрибутивов, а авторами программ. Здесь я перефразирую мысль — "улучшения в учебном ПО определяются не заслугой авторов дистрибутивов, а заслугой команд используемого в них программного обеспечения, даже если вторые совпадают с первыми".

Если честно, серьезных изменений я не вижу — команды разработки ПО почти те же самые, программы тоже эволюционируют. За редким исключением "русских версий учебного ПО" я тоже не наблюдаю — есть обещания, идеи, но воз и ныне там. На вопрос "почему?" ответ един — инертность системы образования и отсутствие четкой "политики партии" у чиновников наверху. Производители ПО не видят для себя гарантированного рынка учебного ПО, на который они могут придти с решениями (в основном платными), а свободное ПО в этой области находится в зачаточном состоянии.

С.Г.: Изменилось ли отношение к СПО после пилотного проекта? Растет ли число школ, желающих использовать СПО?

А.К.: Изменилось, но в сторону "придется делать так, как прикажут". Не секрет, что школы ставят себе пришедшие в рамках "Первой помощи" дистрибутивы Linux, так как сверху пришли указания "попробовать и, если не будет денег, то перейти". Но я считаю, что это не тот вариант, которого добивались. Учителя, школы, регионы должны выбрать для себя Linux не как бесплатный выход из положения, а как надежного и стабильного партнера для учебного заведения.

С.Г.: Насколько мне известно, одно из самых "узких" мест внедрения СПО в школы — это учебные и методические материалы. Что делается в этом направлении сегодня?

А.К.: Судя по тому, что я вижу, работы ведутся теми же командами, которые работают над "учебными" дистрибутивами — ALT LInux и Mandriva (в лице ЛинуксЦентра). Но тут идет речь о полумерах — выходе справочной, учебной и учебно-методической литературы, которая для учебных заведений желательна, но не обязательна.

С другой стороны в планах учебников, методик, элективных курсов у нас "полный швах". На начало 2009-2010 года учебников информатики, полностью подходящих к обучению с использованием СПО, почти нет (точнее, есть учебники, в которых не затрагиваются конкретные программные продукты), комплексных методик для учителей тоже не наблюдается (я работаю в педвузе и вижу, что предлагается для закупок в библиотеки школ).

Этот год для нас переломный — если не сделаем до нового года попытки изменить ситуацию (до выхода списков рекомендованных и допущенных учебников и пособий), то проиграем битву.

С.Г.: Спасибо за беседу.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 14 :: следующая

аноним, Tue Dec 22 00:00:44 2009:
Почему же, Грызлов до сих пор хочет нанофильтры через свою контору внедрить по всей Руси.
аноним, Mon Dec 21 23:11:17 2009:
>и как следствие процветания России и нанотехнологии.

нанотехнологии уже неактуально. сейчас важнее энергосберегающие лампочки. а так как линуксы работают только на эллектронных лампах, то он тоже стал не актуальным.
аноним, Mon Dec 21 22:15:24 2009:
Вы не поняли, денег на внедрение линукса выделять вообще не нужно - он же бесплатный. Нужно просто расстрелять всех кто относится халатно к такой археважной задаче как внедрение линукса. Расстрел и принудительное направление на преподавательские работы, это простая и эффективная методика даст нам небывалый рост образования, и как следствие процветания России и нанотехнологии.
аноним, Mon Dec 21 19:25:06 2009:
>а не об использовании Линукс и Открытого ПО в Школах и Вузах.

чё, с дуба рухнул? кому это надо? бабло распилят и забудут.
аноним, Mon Dec 21 18:50:50 2009:
Скажите профессор, вот наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев завещал нам заниматься инновацией. Профессор, вы инновацией сколько раз в день занимаетесь? Это не вредно для здоровья? Я где-то читал что от этого слепнут, то есть красноглазят.
ВАК,док.комп.наук, Sun Dec 20 21:26:20 2009:
очень странная статья в форме дикуссии - о чем, да ни о чем??? опять о дистрибутивах, а не об использовании Линукс и Открытого ПО в Школах и Вузах. Об использовании Линукс и ПО в школах на уроках и экзаменах информатике - ни единого слова???
аноним, Mon Nov 9 15:01:02 2009:
>Свободной волей человек определяет что добро а что зло. То что в просвещении целью имеет выживание нации, то добро.


Почему именно нации, а не личное? Человек же для себя решает , а не для нации, для нации его частное мнение ничто. Что важнее индивид или государство или нация или человечество в целом? Потом надо оценивать влияние свое на социум и социума на человека. Сейчас те кто может влиять на Россию действуют по правилу "выжать сколько можно, продать и уехать". Кому от этого лучше? Персонально им - очевидно да, государству - нет, нации - а хз смотря кем себя считают, человечеству - тоже не очевидно. Повлияет ли позитивно на человечество кто Российские недра будет потрошить гниющая Россия, растущий Китай или доминирущие во всех областях США.
Короче все решает человек и кем ему комфортнее себя считать, националистом, индивидуалистом, глобалистом и тд. Нациолистом себя может называть и эгоист (если ему так приятнее, хотя он сам действует сначала себе а что не принципиально нации) и конформист (если ему выгоднее если окружающие так о нем будут думать).
аноним, Mon Nov 9 13:48:25 2009:
аноним, воскресенье, 8 ноября 2009 г. 21:16:09:
>Ну в процессе добро будет выделятся, и опять же, а что еще лечь и помереть? Движение жизнь.

вместо метана от натуги в процессе вышибания зла - злом?
аноним, Mon Nov 9 13:45:24 2009:
аноним, понедельник, 9 ноября 2009 г. 13:34:16:
>Свободной волей человек определяет что добро а что зло.

а мнение - это воля?

>То что в просвещении целью имеет выживание нации, то добро.

Не знаю, есть ли у нас нация, но население - выживает. В отдельных заповедниках население даже лосниться. Похоже, у нас больше добра.
аноним, Mon Nov 9 13:34:16 2009:
Свободной волей человек определяет что добро а что зло. То что в просвещении целью имеет выживание нации, то добро.

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 14 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds