CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
25.03.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: рассказывает Алексей Костарев

CITKIT.ru

Несмотря на то, что пилотный проект по внедрению СПО в средние школы уже давно завершен, страсти продолжают кипеть по сей день. Поэтому я и обратился с просьбой к непосредственным участникам процесса внести хоть какую-то ясность. Первым откликнулся директор ООО "Невод" Алексей Костарев, беседу с которым я предлагаю вашему вниманию.

Сергей Голубев: Что Вы можете сказать по поводу откровенного отсутствия разнообразия дистрибутивов, вошедших в конечном счете в ПСПО? Признаться, я был немало удивлен, узнав, что их там даже не два, а вообще всего один.

Алексей Костарев: Если говорить про мою точку зрения, то мне кажется, что в рамках одного проекта есть смысл внедрять дистрибутивы одного-двух производителей. Увеличение числа производителей приведет лишь к неоправданному увеличению стоимости поддержки и сопровождения дистрибутивов и, как показала практика, к совершенно бессмысленному флейму между сторонниками разных дистрибутивов.

Мне кажутся более важными вопросы, связанные с задержкой на полгода внедрения ПСПО в школы России, задержкой с выходом постановлений правительства по поводу использования СПО в органах власти и т.п.

Если говорить о выводах, которые стоит вынести из обсуждений проблем внедрения СПО в школы России, то по моему мнению в дальнейших проектах, связанных с внедрением СПО в другие сферы, стоит соблюдать следующие условия:

  • Во-первых, обеспечить на начало проекта однозначность ситуации.

  • Договоренность, какой дистрибутив ляжет в основу (или какую будет иметь нишу в проекте) и какие организации будут эти заниматься должны быть на начало проекта.

  • Во-вторых, техническую возможность быстрого портирования наработки по одному дистрибутиву в другой.

Проблема заключается также в том, что у нас крайне мало независимых российских разработчиков дистрибутивов.

Не секрет, что большинство российских фирм, занимающихся внедрением конкретных дистрибутивов, занимаются лишь тюнингом известных брендов. Компаний же, занимающихся "полным сборочным производством" (от исходных текстов до создания дистрибутива) и ответственных за все этапы, крайне мало. Практически из Российских компаний можно привести только компанию "Альт Линукс".

С.Г.: А как отнеслись к внедрению сами преподаватели? Им самим-то интересно переходить на СПО?

А.К.: Тут можно выделить три категории:

  1. Пассивные — с ними было просто работать, но результативность была низкая.

  2. Активно "против". Работать с ними было тяжело, но если удавалось заинтересовать, то мы получали активных сторонников СПО. Как пример — Мария Зильберман. Кстати активно против были в основном не учителя, а системные администраторы.

  3. Активно "за". С ними была другая проблема — они уже работали с определенным дистрибутивом и неохотно шли на установку других. Но в общем-то они оказывали нам поддержку и соглашались, что в школах (при массовом внедрении) дистрибутивов не может быть много. В этом случае, мы договаривались, что школа установит требуемое число дистрибутивов, по которым мы гарантируем поддержку.

    Школа вправе работать и с другими дистрибутивами (а это были и Debian, Ubuntu, Mandriva, Arch, Gentoo, SUSE, ... ); мы по мере сил оказываем по ним информационную поддержку, но техническую поддержку гарантировали только по устанавливаемым в рамках проекта.

С.Г.: Не кажется ли Вам, что большое количество "равнодушных" учителей частично вызвано тем, что руководители проекта не позаботились о заблаговременной PR-компании в специализированных школьных СМИ? Может быть, следовало заранее объяснить учителям преимущества СПО?

А.К.: Смотря кого Вы понимаете под руководителями проекта. Если говорить о Заказчиках — то да, поддержки не хватало. Из значимых событий я могу припомнить только решение Минобразования о присоединению к проекту школ, не входивших в пилотные регионы.

Если говорить об Исполнителях, то "Армада" и "Альт Линукс" на протяжении всего проекта активно участвовали в региональных PR-мероприятиях

Приведу небольшую выборку (очень небольшая часть из того, что было сделано):

  • После пилотного внедрения в школах был проведена видеоконферения с участием менеджеров "Альт Линукс", пилотных школ, и сотрудников школ, где предстоит внедрение;

  • "Армада" и "Альт Линукс" регулярно присутствовали на наших семинарах по установке ПСПО ;

  • После апробации СПО в пилотных школах "Армада" и "Альт Линукс" дали у нас пресс-конферецию;

  • По просьбе "Армады" были сделаны два видеофильма с учителями пилотных школ.

Если говорить о третьем активном участнике проекта — компании "Линукс ИНК", то, к сожалению, мы не видели их на региональных мероприятиях, хотя техническую поддержку по проекту они осуществляли качественно, оперативно помогая при возникновении проблем при установке дистрибутивов.

Большую роль в проекте сыграла организация конкурса "Код Свободы" "Центром Свободных технологий" (ЦеСТ) и спонсорами — компании ASUSTeK, "Гудлайн", "Армада, "Альт Линукс" .

Таким образом основные участники проекта, "Армада" и "Альт Линукс" и компания "Линукс ИНК" в прошлом году в работе по пилотному внедрения СПО в школы провели, кроме своих прямых обязательств по разработку дистрибутивов огромный объем работы в области PR, разработке методических материалов, реальной работе по установке ПСПО. Информацию по всем этим работам Вы можете найти в Интернете как на сайте группы Армада, так и на сайтах пилотных регионов внедрения.

К сожалению, этого нельзя сказать о других работах, проводимых в рамках внедрения СПО.

С.Г.: А пример можно? Например, насчет работы "АйТи", ведь она выполняла очень важную часть проекта.

А.К.: В конце прошлого года с сентября месяца компания АйТи проводила обучение СПО учителей в Пермском крае. К сожалению, никакой координации работ между участниками работ ни на федеральном уровне, ни на местном практически не было.

К этому времени во все школы уже был установлен Linux, и удаленное обучение можно было бы организовать в среде Linux, используя Интернет-браузер Mozilla. Во время установочных семинаров мы рекомендовали начинать обучение работе с Linux именно с работы в Интернет через браузер Mozilla. В этом случае обучаемый работает со знакомым интерфейсом, кроме того резко снижается риск заражения вирусами. К сожалению, на начало работ "АйТи" не смогла обеспечить гарантированную работу системы дистанционного обучения во всех типах дистрибутивов, внедрявшихся в рамках проекта и большинство учителей было вынуждено проходить обучение используя Internet Explorer в ОС Windows.

К сожалению, данных о том, сколько учителей реально прошли обучение в прошлом году из открытых источниках мы не имеем.

Эта проблема, я думаю, возникнет и в этом году при продолжении работ. В условиях, когда проект разбит на отдельные лоты и отсутствует единый заинтересованный координатор, исполнители работ по лотам не заинтересованы в координации проводимых работ.

С.Г.: Кстати, вопрос по "Коду свободы". Конкурс проводил ЦеСТ (а председатель этой организации уже сказал, что ни с Армадой, ни с Альт Линукс она никак не связана). Призы предоставили сторонние фирмы — ASUS и "Гудлайн". Получается, что "Армада"-то к этому конкурсу никакого отношения не имеет.

А.К.: Как я уже упоминал выше учредителем и организатором открытого конкурса является общественная организация «Центр Свободных технологий» (ЦеСТ), спонсорами – компании ASUSTeK, "Гудлайн", "Армада", "Альт Линукс".

То есть Армада являлась непосредственным спонсором конкурса.

Компания Альт Линукс проделала большую работу по оценке работ конкурса. Всего было около 500 работ. Необходимо было отсеять работы, откровенно сделанные в Windows, разработать систему оценки работ, организовать работу по оценке и т.д.

С.Г.: А выросла ли популярность СПО-решений у местного ИТ-бизнеса? Появились ли какие-то новые компании, предлагающие подобные услуги? Предложена ли им какая-то адекватная бизнес-модель?

А.К.: К сожалению, по моему мнению, приложенных государством усилий пока совершенно недостаточно для повышения популярности СПО-решений у местного ИТ-бизнеса. Не последнюю роль здесь сыграла приостановка на 9 месяцев работ по внедрению СПО в школы России.

Следует учесть также грамотный ход руководства Microsoft, принявших решение вложить в Российские проекты $ 300 млн инвестиций. Нет сомнения, что этот шаг напрямую связан с проектами внедрения СПО.

Таким образом государство, вложив 70 млн руб в проект внедрения ПСПО в школах, получило около 10 млрд рублей инвестиций от Microsoft. Итого, 110 рублей инвестиций от Microsoft на 1 вложенный рубль в СПО.

Я думаю, что говорить о заинтересованности бизнеса в СПО-решениях можно только при наличии политической воли у государства в решении этого вопроса — контроле лицензионной чистоты ПО на всех уровнях, стимулированию в разработке и использовании свободных решений и т.д. Пока же этого, к сожалению, не наблюдается. Из положительных результатов на региональном могу отметить появление интереса органов власти и бизнеса к СПО. Но говорить о конкретных результатах пока рано.

С.Г.: Ак. Иванников говорил о необходимости опираться на региональные университеты. Насколько это реально? Используется ли в регионах университетская база при продвижении СПО? Удалось ли в ходе школьного проекта наладить взаимодействие с высшей школой?

А.К.: Да мы опирались при проведении конференций на местные университеты, но объем привлекаемых специалистов был пока невелик, так как в рамках тех работ, в которых мы принимали участие, не стояли задачи обучения СПО.

Основные работы по обучению проводились в прошлом году силами специалистов компании АйТи.

В этом году в рамках работ по "Обучению специалистов сферы образования внедрению пакета свободного программного обеспечения и использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе", я думаю, будет возможность по широкому привлечению местных университетов

С.Г.: И все-таки, почему в рассылку ПСПО не вошли дистрибутивы от "Линукс ИНК"?

А.К.: Официальные данные по поводу исключения дистрибутивов от "Линукс ИНК" отсутствуют. Если обратиться к официальным данным от группы компаний Армада, то в конце 2008 года Заказчику по проекту были переданы дистрибутивы двух производителей — ALTLinux (комплект А на начало проекта) и "Линукс ИНК" (комплект Б на начало проекта).

В ходе внедрения в нашем регионе мы производили установку обоих комплектов. По итогам года в школах на 2380 компьютеров школ было установлено СПО с дистрибутивов ALTLinux, на 143 — СПО с дистрибутивов "Линукс ИНК".

Столь низкий процент установок дистрибутивов "Линукс ИНК" объясняется несколькими причинами:

  • среднее время установки дистрибутива вдвое превышало время установки дистрибутивов ALTLinux (один час против 30 минут);

  • после установки дистрибутива "Линукс ИНК", как правило, требовались дополнительные настройки сети и оборудования, в дистрибутиве ALTLinux все необходимые настройки производились во время установки;

  • слабое участие "Линукс ИНК" в региональных мероприятиях.

В рассылке дистрибутивов осенью 2008 года дистрибутивы "Линукс ИНК" не вошли в комплект по причине их неготовности к рассылке (официально данные дистрибутивы были приняты в декабре 2008 года).

В рассылке дистрибутивов СПО, осуществленной в мае 2009 года также присутствовал только один дистрибутив. Здесь ключевую роль, по моему мнению, могло сыграть не столько предпочтение Заказчика, сколько соображения экономии. Как известно при этой рассылке организаторы (IBS и Компьюлинк) пытались "оптимизировать" число дисков путем слияния информации с нескольких дисков на один. Так что решение заказчика не рассылать дистрибутив "НАУЛинукс" может объясняться этими соображениями.

Как я уже отмечал, основная проблема внедрения СПО заключается в отсутствии координации работ между участниками проекта, и в случае возникновения проблем очень трудно найти ответственную инстанцию.

С.Г.: Спасибо за беседу.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 14 :: 15 :: 16

аноним, Wed Sep 16 08:06:50 2009:
Злоддей, среда, 16 сентября 2009 г. 07:50:10:
...ага, а следующим шагом будет изучение шестнадцатеричных сигнатур этих же самых файлов ))

O-o! Ужос! мастдай.. мастдай..
Злоддей, Wed Sep 16 07:50:10 2009:
...ага, а следующим шагом будет изучение шестнадцатеричных сигнатур этих же самых файлов ))
тшсл, Wed Sep 16 06:53:49 2009:
а пока учеников 6-го класса учат тому, какие бывают расширения файлов (exe, jpg, bmp etc)...

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 14 :: 15 :: 16

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds