CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
29.08.2016

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Приложения

Дистрибутивы :: Fedora

Empathy: IM-клиент для способных к сопереживанию

http://alv.me/

В последние годы, в связи с прогрессирующей интернетизацией, как мировом масштабе, так и в масштабе одной отдельно взятой страны, клиенты служб мгновенных сообщений (Instant messages, далее — IM-клиенты) неожиданно оказались в числе самых важных пользовательских приложений для работы в Сети.

Причём в ряде случаев роль IM-клиентов не сводится к коммуникациям: благодаря сервисам типа Juick (собственно Джуйка описана здесь) они выполняют и креативные функции. И потому к выбору программы обмена сообщениями надо относиться не менее серьёзно, нежели к подбору браузера или почтового клиента.

Вполне возможно, что в скором времени IM-клиенты станут такой же неотъемлемой частью интегрированных десктопов, как эмуляторы терминала, файловые менеджеры или текстовые редакторы. Собственно, в KDE, стандартно включающей IM-клиента kopete, это уже произошло. В дистрибутивах же, отдающих предпочтение GNOME или Xfce, эту роль в большинстве случаев выполняет Pidgin (описанный на этой странице). Однако в альфа-версии Fedora заявку на интеграцию в среду GNOME сделал IM-клиент Empathy, о котором я раньше, грешным делом, ничего не слышал. И потому после установки означенной системы решил с ним ознакомиться.

Сразу замечу, что внешне Empathy очень похож на Pidgin, которым я пользуюсь с тех пор, как отказался от KDE (в котором применял штатное Kopete). К Pidgin’у я привык, он вполне удовлетворяет меня с точки зрения удобства настройки и работы и более чем удовлетворяет — своим функционалом. Поэтому дальнейший рассказ неизбежно окажется чем-то вроде сравнительного обзора этих двух IM-клиентов.

Название нашего IM-клиента происходит от явления эмпатии, каковое американский психолог Карл Роджерс определяет так:

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто».
Цитата по статье из Википедии

Так давайте посмотрим, насколько Empathy способствует реализации этого качества.

Как было сказано выше, в Fedora 12 Empathy присутствует на LiveCD с GNOME в качестве десктопа, а при инсталляции устанавливается по умолчанию. В Fedora 11 не составит труда установить его из репозитория штатными средствами. Пакет Empathy наличествует в репозиториях Debian, Ubuntu, вероятно — и в других “больших” дистрибутивах. Хотя, например, в Zenwalk’ке я его не обнаружил.

Будучи установленным, Empathy, естественно, попадает в меню Приложения -> Интернет, откуда и может быть запущен. После чего перво-наперво предлагается создать аккаунт — по умолчанию для Jabbaer’а:

После согласия на создание нового аккаунта надо заполнить соответствующие поля в форме — и дело в шляпе:

Если до этого использовался какой-либо иной IM-клиент — можно импортировать из него аккаунт и его основные атрибуты, такие, как группы, информация о пользователях, их локальные псевдонимы etc. Правда, журналы разговоров при этом не импортируются — по крайней мере из Pidgin’а.

Разумеется, Jabber’ом возможности Empathy не ограничиваются — в списке поддерживаемых протоколов можно видеть ICQ и ряд других, хотя, например, почему-то отсутствует IRC:

После создания или импорта аккаунта появляется окно Списка собеседников — пустое в первом случае:

или заполненное ранее созданными контактами во втором. Одновременно в трее управляющей панели GNOME появляется пиктограммка, свидетельствующая о том, что Empathy запущен и готов к приёму сообщений. Правда, по получении последних никакого мигания этой пиктограммы не наблюдается. Впрочем, получить информацию о поступлении сообщений можно другим способом — и мы скоро увидим, каким.

Как с обращаться со списком собеседников — ясно: щелчком на имени контактной персоны открывается окно беседы с оной, и поле набора сообщений; последующие беседы открываются в новой вкладке. Поле набора сообщений имеет высоту в одну строку, но само собой расширяется при наборе: в этом отличие от Pidgin’а, где для поля ввода устанавливается фиксированная высота от 1 до 8 строк. Кому как, а мне автоматически расширяемое поле ввода представляется очень удобным при наборе сообщений для Джуйки, которые у меня нередко имеют более восьми строк. Переход на новую строку осуществляется по комбинации Control+Enter или Shift+Enter, отправка сообщения — по нажатию голимого Enter‘а.

Представление об общей функциональности Empathy можно составить из просмотра главного меню, включающего четыре пункта:

  • Разговор;
  • Правка;
  • Комната;
  • Справка.

Смысл почти всех пунктов меню Разговор понятен без комментариев. Некоторых пояснений требует только пункт Просмотр предыдущих бесед (который можно вызвать также по клавише F3). Это — просмотр журнала и поиск в них. Поиск осуществляется в одноимённой вкладке вводом в поле Для: искомой последовательности символов, после чего в поле Учётная запись появляются данные для содержащей её беседы, а в безымянном нижнем поле — полное содержание последней:

Собственно просмотр журнала происходит во вкладке Беседа посредством выбора аккаунта нужного собеседника и даты. Функция поиска внутри беседы здесь также присутствует:

Файлы журналов ведутся в xml-формате и располагаются в каталоге /home/username/.gnome2/Empathy/logs/jabber# (для jabber-аккаунтов). В отличие от Pidgin’а, изменить формат журналов на текстовый нельзя.

В меню Правка — три пункта:

  • Учётные записи — создание и импорт аккаунтов, осуществляемые точно так же, как и при первом запуске Empathy;
  • Личная информация — вывод сведений о текущем аккаунте, включающих jabber-адрес и идентификатор, локальный псевдоним и статус:

  • Параметры — общие настройки программы, о которых речь пойдёт чуть позднее.

В меню Комната задаётся работа в режиме чата. Я с этим пока не разбирался ввиду неактуальности.

Наконец, в меню Справка вызывается, во-первых, руководство по Empathy в html-формате:

А во-вторых, выводятся сведения о программе:

Нажав кнопку Благодарности, можно просмотреть список её разработчиков:

… и переводчиков локализованной (в данном случае русской) версии:

Теперь самое время рассмотреть настройки Empathy. Панель настроек включается следующие вкладки:

  • Общие;
  • Уведомления;
  • Звуки;
  • Проверка орфографии;
  • Темы.

Во вкладке Общие можно включить или выключить представление списка контактов в сжатом (то есть без указания статуса) виде, показ аватар и смайликов, открытие новых бесед в новом окне (а не во вкладке, как по умолчанию). Здесь же устанавливается порядок сортировки списка собеседников — по имени или по статусу:

Во вкладке Уведомления включается или выключается показ сообщений во всплывающем окне — очень удобно, когда Empathy открыт на одном виртуальном десктопе, а текущая работа осуществляется на другом:

Во вкладке Звуки, как легко догадаться, можно включить или выключить звуковые сигналы при поступлении новых сообщений или изменении статуса собеседников:

Содержание вкладки Проверка орфографии очевидно из её названия и следующего скриншота:

Надо только сказать, что по умолчанию к Empathy подключён только английский словарь. Для включения русского (или любого иного из числа установленных в системе) надлежит отметить соответствующий чекбокс.

Наконец, во вкладке Темы изменяется внешний вид Empathy. Впрочем, выбор штатных тем не богат:

Да, следует отметить, что Empathy, в отличие от Pidgin’а, не поддерживает форматирования ни в окне сообщений, ни в поле ввода. Что, казалось бы, является недостатком — однако при интенсивной работе в Джуйке оборачивается достоинством, избавляя от необходимости отменять атрибуты шрифта при копировании из браузера ссылок, имён пользователей и идентификаторов постов. Любой джуйковец понимает, о чём я говорю, верно?

Внимательный читатель обратил внимание на отсутствие возможности изменить через конфигурационную панель сообщения о статусе. Однако таковая имеется, только делается это через выпадающий список статусов в окне списка собеседников: в нём надо выбрать пункт Другие сообщения и в появившейся панели указать желаемое:

Ну и не забыть отметить чекбокс его сохранения. После этого окно списка собеседников приобретёт примерно следующий вид:

Да, забыл сказать: при наведении курсора на какой-либо элемент списка собеседников появляется всплывающее окно с информацией о соответствующем аккаунте, как на последнем скриншоте. Однако сведений о времени последнего появления собеседника в Сети, как это имеет место быть в Pidgin’е, мы здесь не увидим.

Как видите, по сравнению с Pidgin’ом Empathy не блещет обилием настроек, хотя большинство реально необходимых изменений в конфигурации внести можно. Кто-то, вероятно, пожалуется на скудность настроек сообщений о статусе — но мне так хватает.

Некоторый дискомфорт поначалу доставляла невозможность включить мигание иконки Empathy в трее при получении новых сообщений. Однако, включив вывод уведомлений, я это более чем компенсировал: во всплывающем окне виден не только сам факт прихода сообщения, но его отправитель и содержание. И сразу становится ясным, следует ли бежать в окно бесед для немедленного ответа или таковой может подождать завершения текущих дел.

Да, ещё: даже при включённом сохранении текущего сеанса GNOME сам по себе Empathy категорически отказывается загружаться после перезапуска среды. Что, прочем, легко лечится добавлением его в список автоматически загружаемых приложений через меню Система -> Параметры -> Запускаемые приложения.

В общем, подведу итог: Empathy безусловно уступает Pidgin’у в богатстве возможностей для работы и настройки. Но превосходит — простотой обращения и конфигурирования. И к тому же идеально подходит для работы и общения в Джуйке.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: следующая

аноним, Mon Dec 21 01:21:06 2009:
Gajim...только gajim!
аноним, Sun Dec 20 23:39:34 2009:
Empathy не "отдает" версию клиента в jabber-конференциях при запросе у ботов, мелочь, но неприятно! Особенно если учесть что в некоторых конференциях есть определенные "гонения" на виндовс-пользователей. Вот и докажи что ты "пингвин".
аноним, Fri Nov 6 10:51:00 2009:
Мне понравился своей простотой. Хорошее начало.
анонимузмус, Thu Nov 5 00:18:18 2009:
<<В общем, подведу итог: Empathy безусловно уступает Pidgin’у в богатстве возможностей для работы и настройки. Но превосходит — простотой обращения и конфигурирования.>>
-Эт, туфта какая-то!!
SaNuke, Tue Oct 27 10:29:41 2009:
а еще он не работает через прокси!!!
аноним, Fri Oct 2 14:10:40 2009:
Быдло учи мат. часть хе.. хе..
sevka, Fri Oct 2 13:31:41 2009:
В Убунте 9.10 действительно заменили Пиджин на Эмпати. Только непонятно, зачем? По функционалу последний явно уступает Пиджину. И хистори нельзя взять из Пиджина. Плагинов в Эмпати я тоже не нашел.

Короче я остаюсь на Пиджине.
Беляев Николай, Fri Sep 18 09:35:41 2009:
не jungle, а jingle
:)
Беляев Николай, Fri Sep 18 09:35:15 2009:
Ничего не сказано, что этот клиент одним из первых внедрил jungle - voip функционал gtalk
Виктор Коновалов, Thu Sep 17 14:10:27 2009:
Кто знает как у Empathy с передачей файлов по протоколам XMMP/OSKAR ? Если никак то меня SIM-IM
еще доолго будет абсолютно всем устраивать.
Про статью... Очередная креативно-копипастовская белиберда, которая теперь будет висеть тут черти сколько.

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds