CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
16.12.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Разное

BlockOut II: возвращение калифорнийской мечты

http://alv.me/

Много лет назад, когда в конторе, где я тогда служил, появились первые персоналки — легендарные Amstrad'ы на 8086 процессоре с тактовой частотой 8 Мгц в количестве двух штук — отношение к ним было весьма трепетным. В частности, клавиатуры и мыши к ним на ночь запирались в опечатываемый сейф, дабы враги не скоммуниздили (или, как сейчас сказали бы, не скапитализдили). Доступ к ним имели только те, кто, как предполагалось, должны были использовать их по прямому назначению. То есть аналитики — не биржевые, а те, кто анализы горных пород делал: химические, рентгено-флуоресцентные и прочей индукционно-связанной плазмы. Ну и, разумеется, особы, приближённые к императору, сиречь директору.

Однако главный программист среди аналитиков — по совместительству блестящий физик-рентгенщик — для реальных аналитических задач обходился чем-то вроде компьютера, встроенного в РФА-установку, то ли о 16, то ли о 64 Кбайт памяти. С накопителями в виде 8" дискет на 180 Кбайт — от природы односторонних, однако если в них проковырять дырку, они волшебным образом превращались в двухсторонние, и ёмкость их удваивалась.

Так вот, вследствие этого обе персоналки использовались аналитиками совсем по делу: кто на них учился программировать в GW Basic, позднее Quick Basic, кто — играл в игру Larry, шедшую в комплекте как предустановленный софт вместе с Norton Commander и графической средой GEM — да-да, задолго до Windows уже были графические среды, в том числе и способные работать на XT'шках. Ну а тот, кто с претензиями — играл в тетрис или игрушки, отобранные у детей.

Имея некоторое отношение к аналитике, как один из активных пользователей её результатов, и временами входя в круг особ, приближенных к ..., я, когда у меня появилась реальная задача, также получил доступ к персоналке. На которой много и продуктивно работал — в частности, моя предпоследняя действительно оригинальная работа только благодаря компьютеру и стала возможной.

Однако нельзя всё время пересчитывать результаты анализов и строить диаграммы — надо и отдыхать. А как тогда считалось, отдыхать за компьютером следует посредством компьютерных игр. И это имело глубокий смысл — попытка отдыха в отрыве от компьютера была чревата тем, что его тут же займёт игрок в Larry или "васёк-неофит" 1.

Но тут у меня случился прокол. Larry показалась мне бессмысленной, тетрис — скучным, а игры от детей сотрудников я откровенно не осиливал — они требовали гибкости интеллекта юного пионера, а не закосневшего мозга научного сотрудника 2.

И тут у нас, не помню уже откуда, появилась игра, ставшая известной под ником Объёмный тетрис, официально называвшаяся Block Out. Которая быстро приобрела популярность среди всех окрестных контор геологического профиля (а надо заметить, что в окрестностях их был целый рассадник). А меня она с первого взгляда покорила настолько, что я стал чемпионом в масштабах этих окрестностей. И почти всерьёз предлагал включить её в обязательную программу обучения студентов-геологов. Ибо она тренирует два качества, жизненно необходимые геологу-съёмщику как в работе, так и по жизни — пространственное воображение и быстроту реакции.

Игра эта распространялась фирмой California Dreams, а написана она была Александром Усташевским (Aleksander Ustaszewski) и Мирославом Заблоцким (Mirosław Zabłocki) в 1989 году, то есть, по тем временам, была у нас достаточно свежей. И, разумеется, пиратской — правда, к тогдашнему нелицензионному софту более применим термин каперский — ибо коммуниздился он у нас на государственном уровне и в общегосударственных масштабах.

Как я уже говорил, игра эта прекрасно шла на XT'шке. Но вот году в 92-м у нас появились первые AT'шки — те самые, вошедшие в историю "русские AT", описываемые абракадаброй вида AT/286/1/40/SVGA/косые 3. И играть в Block Out стало положительно невозможно — из-за фантастического быстродействия процессора редкий игрок мог продержаться "на поле" до 3-4 уровня 4.

Так что в моей игровой деятельности наступил перерыв — после объёмного BlockOut'а' играть в обычный плоский тетрис было совсем не интересно, а прочие игры, как уже говорилось, либо не привлекали, либо были непосильны.

Перерыв этот продолжался до прихода Windows (сначала 3.1, а затем и 95) с её Solitaire'ом, ныне более известным под своим исконно русским именем Косынка. Каковой, по моему мнению, является величайшим программным произведением Microsoft'а: если бы они остановились на нём, не занимаясь всякой ерундой типа операционных систем или офисных пакетов, моя благодарность им была бы безграничной. Ибо любил я пасьянсы и в докомпьютерные времена, и во времена компьютерные — занятие, замечательно успокаивающее нервы и позволяющее сосредоточиться над насущной проблемой. Правда, в этом случае успехов в раскладывании пасьянса ждать не приходится.

Кстати, сразу по выходе в свет Windows 3.1 появилось и ещё одно теоретическое обоснование для раскладывания Коcынки. Один американский парень (к сожалению, имя его вылетело из головы) опубликовал в одном из компьютерных журналов (кажется, в PC Magazine) статью об этом пасьянсе как средстве оценки быстродействия процессора и видеоподсистемы — по времени перетасовывания колоды после успешного завершения.

Так что, раскладывая Косынку, каждый мог оправдаться (кто перед начальством, кто перед собой), что не дурака валяет, а занят тестированием аппаратуры. Кстати, во времена появления первых 2D-акселераторов этот тест действительно давал некоторое представление о производительности — по крайней мере, не меньшее, чем попугаи из популярного тогда Norton Sysinfo.

Симпатию к Косынке я сохранил до сих пор — несмотря на изобилие пасьянсов в Linux (только в комплекте с GNOME или KDE их идёт с дюжину, если не больше), ни один из них не мог сравниться с ней по плавности и умиротворяемости. Давеча, когда возникла необходимость ознакомиться с Wine, первое, что я сделал в режиме эмуляции — это запустил sol.exe. Что, кстати, стало и последним деянием на этом поприще.

Однако вернёмся к нашему Block Out'у. По приобщении к Linux'у время от времени у меня появлялась мысль отыскать либо свободный аналог этой игры, либо её старую версию — дабы запускать, скажем, в dosbox. Однако делать это было лениво, и воспоминания о Block Out'е подёрнулись дымкой забвения...

... До тех пор, пока давеча, докопавшись наконец в инсталляторе Fedora до индивидуального выбора пакетов, я вдруг не увидел в категории Games знакомое, но ставшее таким далёким название. И, разумеется, тут же "поставил птицу" на соответствующем ему чекбоксе. А по завершении установки с удовольствием окунулся в далёкое прошлое.

Описывать игру не буду — правила её просты, достаточно один раз запустить её и, возможно, прочесть маленький хелп. А можно обойтись и методом научного тыка. А вот о чём стоит сказать — что игра эта (официально именуемая BlockOut II) и теперь живее всех живых, развиваясь в виде свободного римейка (см. сайт проекта).

Разумеется, есть она не только в Fedora: очень беглый поиск показал её наличие в репозиториях Debian (но, как ни странно, не в Ubuntu), Archlinux. Не говоря уже о том, что исходники программы можно скачать с Sourceforge и собрать самостоятельно.

В заключение приведу несколько скриншотов:

Тем, кто помнит прежние времена, ясно — перед нами абсолютно точное воспроизведение игры двадцатилетней давности. Но, в отличие от прежних времён, в неё можно спокойно играть на сколь угодно мощной машине. Например, автор этих строк играет в неё на Intel Core 2 Duo 3 GHz — и играет вполне успешно. Хотя до рекордов компьютерной юности нынче ему далеко...

1 Как известно, программисты испокон веков делятся на васьков — программирующих на Бейсике, пасквилянтов (или паскудников), использующих Паскаль, сионистов и приплюснутых — пишущих на Си или Си++ соответственно; в последние годы к ним присоединились зарешотченные, кодящие на Си шарп.

2 А научные сотрудники, они же учёные, делятся на учёных выдающихся, сложившихся, блестящих и просто больших — по какому признаку, догадливый читатель сообразит и сам.

3 "Русскими" они назывались не по происхождению, а по стране наибольшего спроса. А происходили они в основном со славного острова Формоза, он же Тайвань. Хотя как раз в то время и стало массовым явление отечественного "отверточного" (или "наколенного") производства персоналок. И в обиход вошли термины: "белая", "жёлтая" и "красная" сборка.

4 Переход от XT к AT (от есть от процессоров 8086/8088 к 80286) дал такой скачок в производительности, который с тех пор не повторился более никогда. С тех пор новые машины не становились быстрее — это старые становились медленнее.




Комментарии

жабабыдлокодер, Mon Jul 27 09:39:04 2009:
Ностальгия...

А в KDE Косынка лучше, чем в Win. А в 4-м KDE еще лучше (хотя, казалось бы, куда еще лучше-то? А ведь сделали же).
аноним, Mon Jul 27 09:14:03 2009:
аноним, четверг, 23 июля 2009 г. 17:24:13:
УМВР. ЧЯДНТ?

ФГМ
аноним, Mon Jul 27 07:44:16 2009:
Еще Диггер есть Мандриве...
аноним, Thu Jul 23 17:24:13 2009:
2 аноним, четверг, 23 июля 2009 г. 11:02:16:

>какие же все таки иксы г..о. даже с проприетарными дровами нвидия png картинка мерцает при прокрутке. от браузер не зависит.

Зато налицо корреляция с кривизной рук. УМВР. ЧЯДНТ?
аноним, Thu Jul 23 11:02:16 2009:
какие же все таки иксы г..о. даже с проприетарными дровами нвидия png картинка мерцает при прокрутке. от браузер не зависит.

ftp://ftp.worldofspectrum.org/pub/sinclair/games-maps/b/Batty.png
аноним, Thu Jul 23 10:56:58 2009:
мне больше арканоиды нравились. ничего лучше Batty не видел.

http://www.worldofspectrum.org/infoseekid.cgi?id=0000472

эмулятор только нужен без тормозов. под линуксом не видел. только fuse, но он кривой какой-то.
Zaraki, Thu Jul 23 09:20:31 2009:
А я ещё диггера под линукс видел! И играл! Ура!
аноним, Wed Jul 22 15:32:05 2009:
че та писателя на лирику потянуло ... видать устал.
Zaraki, Wed Jul 22 12:02:21 2009:
И не только в Федоре оно есть...

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds