CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
29.03.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Open Source и жизнь

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Гвоздики, болтики, шурупчики...

CITKIT.ru

Наверняка во всяком доме есть коробочка, куда складывается всякая мелочь, которая когда-нибудь может пригодиться — гаечки, винтики, шайбочки... За несколько лет она наполняется до краев и принимается единственно верное решение — разгребать и раскладывать. Примерно этим мы сейчас и займемся применительно к истории с испорченными дисками, которые компания IBS дважды разослала по школам (кстати, забегая вперед я хочу сказать, что даже в этом предложении есть одна неточность). Почему это следует сделать? Да потому, что вокруг этого дела поднялась изрядная волна, на гребне которой, как обычно и бывает, красуется куча фейков, которые генерят вполне приличные в сущности люди. Причина вполне заурядная — специфика сети привела к тому, что одновременно и в одном месте обсуждались совершенно разные вопросы. Возникла некоторая, не побоюсь этого слова, путаница в головах. А это нехорошо, ибо в головах должен быть порядок.

Предваряя вопрос об источниках информации — только открытые и только официальные. Нигде я со свечкой не стоял и никто мне на ушко ничего не шептал. Потребовался только Гугль и примерно сутки времени.

Как было дело

Граждане судьи, он говорит, что дело было вечером.
Не слушайте его — я точно помню, что дело было в сарае.
Из старого анекдота

Итак, в рамках известного школьного проекта по внедрению Linux учебные заведения получили неработоспособный комплект ПСПО. Это, вроде, знают все. Но не все знают, что вышеприведенное утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Поэтому, начнем танцевать от печки.

Тот самый известный школьный проект по внедрению СПО в пилотных регионах уже давно завершен. Контракта НП-18 больше нет, как действующей юридической сущности, и интерес он представляет разве что для историков. Тема закрыта, работа выполнена, у заказчика претензий нет.

А как же продолжение? Ведь были же разговоры о том, что сразу же по завершении пилотного проекта, начнется внедрение СПО во все школы, создание инфраструктуры и т.д. Отвечаю — разговоры действительно были. Были надежды, были планы, были обсуждения типа "а что будет, если будет". Но конкурса в текущем году государство даже не объявляло.

И я думаю, что не стоит тут искать каких-то врагов. Был финансовый кризис, бюджет принимался долго... В-общем, наверняка какие-то уважительные причины у государства есть.

Тогда откуда же взялась эта злополучная рассылка и почему на нее деньги нашлись? А взялась она из проекта "Первая ПОмощь". Расчитан он был на три года, включая нынешний. Поэтому, если продолжение внедрения СПО требовало нового конкурса и нового контракта, то проприетарные продукты — только выделения ресурсов в рамках уже действующего договора. Приоритеты, сами понимаете, очевидны.

Отсюда вывод — надо забыть о пилотном проекте и говорить о "Первой ПОмощи". Рассылка обновлений предусматривалась именно этим проектом.

Теперь о самой рассылке. Понятно, что программы надо обновлять — хоть свободные, хоть проприетарные. Это даже не обсуждается. Вопрос только в технологии. Заказчик решил, что доставку байтов до учебных заведениях надо произвести с использованием физических носителей, а не по сети.

Решение, мягко говоря, спорное, если принять во внимание результаты еще одного госпроекта, в рамках которого все российские школы были подключены к интернету. Отмаза была придумана быстро — мол, они подключены, но пропускная способность канала не у всех так хороша, чтобы качать из сети гигабайты.

К сожалению, я не смог найти официальной информации о том, в скольких именно школах (а их в России более 55 тыс.) есть проблемы с сетью. Я-то по наивности предполагал, что высылать диски следует только им, а все остальные прекрасно обойдутся онлайном.

Более того, я думал, что будет проведена какая-то географическая оптимизация. Скажем, если проблемы с интернетом есть в каком-нибудь дальневосточном поселке, то в самом-то Владивостоке все должно быть прекрасно. А во Владивостоке есть местный комитет по образованию. Он скачает обновления, заболванит их и разошлет по нуждающимся школам.

Впрочем, как решили, так и решили. Заказчик, как известно, всегда прав. Тем более, что живем мы в процветающей стране, бедность у нас ликвидирована еще в тринадцатом году прошлого века. И заставлять государственных мужей тратить свои интеллектуальные ресурсы ради экономии даже не миллиардов, а всего-то каких-то миллионов... Согласитесь, несолидно.

Тем более, что их умы и так были заняты проблемой экономии. Здраво рассудив, что несколько лишних дисков не сильно удорожат посылку, они решили вместе с обновлением "Первой ПОмощи" разослать и комплекты ПСПО. Сами видите, что эта идея — не какая-то банальная оптимизация доставки, тут действительно потребовалось серьезное напряжение ума.

Смотрите как красиво получилось. Поскольку планировалось продолжить внедрение СПО, то дистрибутивы в школы так или иначе доставлять надо. Так зачем объявлять какой-то конкурс, придумывать какие-то условия, когда одну операцию, а именно — адресную доставку, можно провести почти даром, упав на хвоста "Первой ПОмощи". Сказано — сделано. Тем более, что закон позволяет в случае необходимости включать в госконтракт дополнительные работы, если их стоимость невелика по сравнению с общей сумой контракта (по-моему, точное значение — 10%, но поручиться не могу, да и для этого рассказа цифра особого значение не имеет). Было составлено дополнение к договору, и ПСПО вошел в ту же рассылку, что о обновление "Первой ПОмощи". Исполнитель, разумеется, остался тем же.

Промежуточный сухой остаток. К той злополучной рассылке ни одна СПО-компания отношения не имела, поскольку она проводилась в рамках "Первой ПОмощи". Никаких гипотетических договоров, которые отобрали у одних и передали другим, в природе не существует и не существовало.

Тем не менее, IBS получила от государства подарок и виде дополнительного соглашения и дополнительных денег. Но, как выяснилось, этот подарок оказался троянским конем — никакой пользы, окромя вреда, фирма не получила.

Как известно, два диска из комплекта ПСПО из первой рассылки оказались испорченными. Исполнитель обязался исправить ошибку за свой счет. И вот тут начинается самое смешное.

Как я уже писал выше из-за задержек с принятием бюджета, рассылка обновлений началась практически в конце учебного года. Закончиться она должна была первого июля, поскольку второго весь российский педагогический состав убывает в заслуженный отпуск. Поскольку договор требует адресной доставки (вручение ответственному лицу под роспись), то исправленные варианты раньше конца августа отправлять бессмысленно — расписаться в получении будет некому.

В самом начале статьи я писал о двух рассылках и возможной ошибке в этом словосочетании. Строго формально никакой второй рассылки не было. IBS за свой счет и за рамками договора выслала школам какие-то диски. Имеет право — у нас в стране благотворительность не запрещена.

А вот третий этап проекта "Первая ПОмощь" можно считать проваленным. Какое отношение ПСПО имеет к "Первой ПОмощи"? Теперь самое непосредственное, ведь рассылка свободного софта проводилась в рамках именно этого проекта. И дополнительное соглашение — это не что-то очень опциональное, а юридически полноценная часть договора.

Вы наверное думали, что я иронизировал, когда писал про светлые умы наших государственных мужей? Надеюсь, что теперь поняли, что я был абсолютно серьезен. Ведь диски с обновлениями к программам, входящим в "Первую ПОмощь" уже в школах, а договор не выполнен. Если рассуждать формально, то платить не за что. Обещали доставить холодильник с дверцей, а доставили без дверцы. А, как известно, холодильник без дверцы — это не холодильник вообще.

Если госчиновники могут рапортовать об экономии, то IBS считает убытки. Даже если исключить штрафные санкции, то компании придется организовать адресную доставку двух (!!!) дисков в каждую школу за свой счет. Это стоит хороших денег.

От комментариев и выводов я воздержусь. По-моему, тут и так все ясно.

Реакция большого бизнеса

— Каким же законам ты повинуешься?
— Никаким. Я слушаюсь кого хочу или
кого заставит слушаться нужда, —
сказал цыган.
— Но есть же у вас начальник? Кто он?
— Старший в роде, если я захочу его признать,
а не захочу — живу без начальства.
В.Скотт. Квентин Дорвард

Если вы подумали, что я тут буду анализировать содержимое трех официальных документов (от "Альт Линукс", "Компьюлинка" и IBS), то я даже и не собирался этого делать. В первом содержится некая информация для учителей (дистрибутивы неработоспособны, поддержка новым школам не оказывается), во втором — констатация наличия косяка и обещание все переделать за свой счет, в третьем — оправдания IBS (их просили, а они нам не помогли) и ссылка на какую-то принятую Рособразованием кодировку, используемую во второй рассылке (как я уже писал, сам факт юридической значимости этой рассылки вызывает сомнения). Короче, скучно. По крайней мере, если сравнивать это с той бучей, которая поднялась в Рунете.

Конечно, сеть бучами не удивить, но у этой была одна любопытная особенность. На некоторых ресурсах сошлись две принципиально разные группы. И получилось то, о что мой коллега по PCWeek Андрей Колесов охарактеризовал как "разговор рыб и птиц: они могут оговорить о среде своего обитания, но при этом подразумевать разные вещи". Правда, сказано это было по другому поводу, но фраза мне очень понравилась. Я ее скопипастил на будущее — вот и пригодилась.

Итак, бизнес пересекся с сообществом. Разумеется, в данном случае под сообществом я подразумеваю именно позитивную его часть, а не анонимных горлопанов. если внимательно посмотреть на обсуждение, то диагноз очевиден — моя твоя не понимает. Позиция представителей большого бизнеса (а в дискуссиях уже принимают участие даже сотрудники московского офиса Microsoft) достаточно проста — IBS, конечно, облажалась, но раздувать скандал все равно нельзя — это вредит всей отрасли. И очень удивляются, когда выясняют, что сообществу судьба эта отрасли, по большому счету, совершенно по барабану.

А ведь реальность такова — если завтра со скандалом будут ликвидированы все крупные отечественные интеграторы, то сообществу джастфофанщиков от этого ни горячо, ни холодно. Более того, некоторые его представители, работающие админами в компаниях, пользующихся услугами больших IT-компаний, вздохнут с облегчением, поскольку не будут переделывать за этими горе-специалистами их работу.

И не делайте удивленных глаз. В обсуждениях ляпа IBS очень часто встречаются сообщения о том, что это нормальный стиль работы крупных компаний. Просто одних поймали за руку, а других еще нет.

Впрочем, так недолго дойти до морализаторства, чего я делать совсем не желаю, тем более, что речь идет о бизнесе — категории сугубо прагматичной. А любой прагматик знает, что помимо "хорошо и плохо", есть еще "реально и нереально". Исходя из этого, обвинять СПО-бизнес в скандале, которое устроило СПО-сообщество, по меньшей мере глупо. Прочтите статью "Апокалипсис для СПО?", в которой коллега Федорчук довольно точно вычисляет степень влияния СПО-бизнеса на СПО-сообщество. Если она и не равна нулю, то очень близка к этой величине. Так что обвинять некоторых представителей Linux-компаний в разжигании страстей может только человек, не знающий старого доброго офицерского правила — если не можешь пресечь пьянку, то хотя бы постарайся ее возглавить. А пресечь они не могут.

Понятие виновности корректно только в системе действий, размерность которой превышает единицу. Если у объекта нет реального выбора, то говорить о его вине бессмысленно. Поэтому, давайте искать того, у кого был выбор. Причем без всякой высшей математики — тупым перебором.

Опуская промежуточные рассуждения, которые настолько тривиальны, что не заслуживают публичности, сразу сообщаю вывод — в скандале виновна компания IBS. Просто потому, что только у нее были какие-то варианты действий. Она могла отказаться от заказа, мотивируя это отсутствием специалистов; она могла нанять для создания образов дисков фрилансера (лично я бы согласился за 1% от общей суммы контракта); она могла заставить своих сотрудников прочесть документацию; она могла зайти под любым ником на "Линуксфорум" и спросить, как дописать файлы в дистрибутив... И никакого скандала не было бы.

А после того, как испорченные диски уже пришли в школы, ни один представитель СПО-бизнеса не смог бы помешать скандалу, даже если очень этого хотел. Что же касается обращения к президенту — то была бы смесь, а искра найдется. Именно так рассуждают эксперты, которые ищут виновного во взрывах на промышленных предприятиях. Давайте отбросим невозможное, и тогда придется принять невероятное — вся вина за скандал ложится только на IBS. И дело даже не в двух одинаковых технических ошибках, а во всем поведении этой компании.

Будем исходит из того, что топы IBS не глупее меня и про СПО-сообщество примерно в курсе дела. Иначе бы не связались с рассылкой ПСПО. Но в этом случае Служба Безопасности предприятия должна получить недвусмысленный приказ — мониторить Linux-сайты круглосуточно и с особой тщательностью. Чтобы если что, так сразу же... Они же поступают с точностью до наоборот. Молчат несколько дней, а когда страсти уже практически утихли, в сети появляется официальное сообщение компании "Компьюлинк" о технической ошибке, чем подбрасывается сухое поленце в угасающий костер.

Более того, сообщение составлено как будто специально таким образом, чтобы разозлить сообщество. А ведь у людей было время, чтобы придумать более-менее красивую версию. Мол, поскольку наша компания занялась продвижением СПО, то мы решили на примере школьных дистрибутивов показать нашим сотрудникам разницу между RockRidge и Juliet, рассказать про загрузочный раздел и дать им попрактиковаться. Они, конечно, запороли при этом кучу болванок, но две из них, по недосмотру менеджера (лето, жара) не были выброшены в корзину, а ушли в тираж. Вместо тех, что были изготовлены заранее и лежали на столе у ответственного исполнителя, который отпросился с работы, поскольку у него прямо в это время рожала жена. Ребенка, кстати, хотели Линусом назвать.

Это версия настолько идиотская, что в нее сразу хочется поверить. А если параллельно с этим проскочит информация о выделении каких-то грантов двум-трем отечественным СПО-проектам, то IBS станет любимой компаний всех российских линуксоидов. Причем, я уверен, что Службы Безопасности и PR-отделы "Компьюлинк" и IBS придумают что-то значительно лучшее, чем это сделал журналист за десять минут.

Затем происходит вторая рассылка. Как я уже писал выше, никакого смысла в ней нет — школы пустые и торопиться было совершенно ни к чему. Вполне можно успеть договориться с "Альт Линукс" (ведь бизнесмены должны уметь договариваться) выпустить обновление к системе и в конце лета разослать по учебным заведениям уже свежую версию ОС. Вероятнее всего, при таком раскладе инцидент будет полностью исчерпан и ничья репутация не пострадает.

Увы, вместо этого IBS машет перед СПО-сообществом очередной красной тряпкой — своим официальным заявлением, в котором обвиняет во всем произошедшем "общественного деятеля и представителя компании, не являющейся исполнителем контракта по разработке СПО". А при этом еще и сообщает, что "переданные материалы были записаны IBS в принятой для материалов Рособразования кодировке" (фишка в том, что кодировка в двух рассылках была различной). И сетует, что не слышит мнения "профессионалов и авторитетных экспертов рынка". Еще одно полено в топку скандала — ни больше, ни меньше.

Я прекрасно помню, что не надо искать умысел там, где все объясняется глупостью. Но не слишком ли много глупостей произошло за столь небольшой промежуток времени?

На этом месте я планировал закончить статью, но не получилось. Поскольку в ней речь идет о бизнесе, то перед тем, как предлагать текст вниманию читателей CITKIT.ru, я выложил фрагмент на ITBlogs и попросил тамошних завсегдатаев указать мне на ошибки. И буквально сразу меня ткнули носом в то, что я не рассмотрел еще один вариант — во всем виновато СПО-сообщество. Ну что ж, извольте. Сообщество — это стихия, неуправляемая и неконтролируемая. С равным успехом можно обвинять в чем-то дождь или ветер.

Чуть раньше я писал о том, что виновность при отсутствии вариантов — абсурд. Но это, очевидно, еще не все. Говорить о чьей-либо вине можно только привязавшись к одной системе координат и предполагая, что обсуждаемый объект самоидентифицирован в ней же. Но это не так, причем не только по причине смещения осей — порой даже размерность пространств различна.

Проще говоря — то, что для одних — вина, для других может быть доблестью (смещение осей), или вообще заячьим хвостиком (иная размерность пространства). Если бизнес описывается по Евклиду, то сообщество — по Евклиду, по Лобачевскому и по Риману. Причем, одновременно.

При таком раскладе можно применить к любому сообществу любое высказывание и оно будет верным. И одновременно неверным. Стало быть, занятие это бессмысленное. А если бизнес собирается его практиковать, то никакой пользы ему это не принесет — разве что поупражняется немного в софистике.

Закончить мне хотелось бы цитатой. Товарищ с ником rssh написал на ITBlogs следующее: "...позиция "тихо, динозавры делят деньги" имеет смысл для динозавров, но не млекопитающих. И предъявлять млекопитающим претензию, что они не используют правил, разработанных динозаврами для динозавров, как-то не совсем логично". А ведь он абсолютно прав. Если же бизнес этого не понимает, то он ССЗБ.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 6 :: следующая

аноним, Mon Aug 17 13:51:23 2009:
Хорошая дискуссия развернулась, только можно узнать, кто из участников имеет отношение к школе в качестве сотрудника школы. Что происходит в школах, в частности с учителями информатики. Не редкость когда учащиеся знают о компьютере больше своего учителя и тот в свою очередь просит ученика установить ту или иную программу.
Получается что менять и переделывать надо много, стандарты, уровень учителей, заработок ( не редкость когда учитель вырос качественно и его знаний вполне достаточно для работы администратором в коммерческой сфере )и т.д.
Теперь тематика самой статьи. Кто был на сайте проекта, для тех кто не знает где это (вдруг такие есть) linux.armd.ru. Судя по всему жизнь там замерает потихоньку, слегка народ тусит на форуме. Есть нарекания к документации, отдельный факт поясню, рассматривал дистрибутив школьного сервера к которому выложен документ с названием "Администрирование MediaWiki" капля в море от раздела документации сайта разработчиков.

Получается проблема глобальна и многогранна, нельзя ее рассматривать только с позиции линукс или виндовс.
Проблематику школы знаю не по наслышке, обслуживаю компьютеры в школе.
Из личного опыта могу сказать, детям им без разницы с чего начать. Моя дочь одинаково пользуется линуксом и виндусом, потому что изначально было две системы и в процессе проб и сравнений она привыкла к обоим.
аноним, Thu Aug 6 21:02:54 2009:
>Разработанный дистрибутив годится только для уроков информатики. Для секретаря. Но не более. Надеюсь пока.

Пока учитель в общеобразовательной школе РФ на порядок дешевле программиста?
Сегодня вижу информатику как математическую дисциплину с её безупречным дедуктивным методом.
Zaraki, Thu Aug 6 09:36:34 2009:
2 Алексей, среда, 5 августа 2009 г. 20:43:44:
> Нужно было не "дистрибутив" разрабатывать, а "требования" и "стандарты".
---
Именно так и было сделано. Вы просто не в курсе. В качестве первого этапа ограничились чисто учебными применениями. Кстати, несколько претендентов отвалились именно из-за несоответствия "требованиям" и стандартам".
аноним, Wed Aug 5 22:58:53 2009:
В школе надо учить детей думать самостоятельно. На чем - это не имеет значения. Главное подход и методология. Из этого и создавать школьные программы, в том числе и по информатики. А вопли на тему о "свободном-не свободном" ПО - это от лукавого. Люди хотят пилить бабло и с той и с другой стороны. Одни, уже получили сладкое, у других - слюни текут.
аноним, Wed Aug 5 22:37:48 2009:
аноним, среда, 5 августа 2009 г. 20:54:10:
Вот именно, что энтузиаст...Ты хочешь, чтобы твои дети учились на чем-то глючном и убогом?
--------------------
А ты хочешь чтобы они при простом вопросе "сколько будет 55^2?" судорожно тыкали пальцами кнопки на калькуляторе?
аноним, Wed Aug 5 20:54:10 2009:
Вот именно, что энтузиаст...Ты хочешь, чтобы твои дети учились на чем-то глючном и убогом?
Алексей, Wed Aug 5 20:43:44 2009:
>Для чего собственно нужен компьютер в школе?
>познакомить с терминами бит, байт, файл, память, программа и т.д.
>Как современный инструмент общения,

Являюсь одним из энтузистов внедрения СПО.
Считаю, что одна из ошибок этого проекта, упорно цитируемое высказывание, из которого следует, что в школе компьютер нужен только для ИЗУЧЕНИЯ компьютерных технологий.
Но это не так. Компьютер в школе уже давно инструмент, используемый в самых разных областях. От управления школой до обучения правописанию.
Тех задание на разработку дистрибутива это не учитывает. Разработанный дистрибутив годится только для уроков информатики. Для секретаря. Но не более. Надеюсь пока.
Считаю, что нужно мыслить более широко и в первую очередь разрабатывать стандарты: требования к обучающим программам, которые можно использовать в школе например. Т.е. "одобрено министерством образования" ставить на диски отвечающие требованию межплатформенности, например. Вложить деньги во всякие конверторы, кодеки. Прописать структуру дистрибутива. Стандартизировать его. Чтобы желающие могли переделать свои дистрибутивы под "государственный" стандарт. Чтобы линукс-программа разработанная разработанная для школы гарантированно "пошла" если дистрибутив отвечает некому "стандарту".
Нужно было не "дистрибутив" разрабатывать, а "требования" и "стандарты".
аноним, Tue Jul 21 21:36:51 2009:
Автор: только у нее (IBS) были какие-то варианты действий
Вряд ли у IBS был выбор - предложенные варианты экзотичны. Может выбор был у министерства - работать с академией образования, что ли? Тоже нет. Поскольку консультант от бизнеса осваивает на порядок больше средств чем академик, не будет ни понимания задач, ни методологии, но красивые коробки от Адобе и Майкрософт. Так что с системной точки зрения виновных нет. Выбор есть всегда у каждого отдельного человека. Ну да это уже вопрос мировоззрения.
аноним, Tue Jul 21 14:04:45 2009:
2 аноним, вторник, 21 июля 2009 г. 01:09:07: пишет:
Сегодня мне пришлось объяснить американской школьнице, которая привезла с собой на экскурсию в Россию Mac с диагональю дюймов эдак 17, почему на ноутбуке Fujitsu-Siemens появилась ее почта на Google.

Это оттого что американская школьница не освоила на самом простом и прозрачном инструменте как буковки сообщения кодируются и побайтно записываются в файл, что файла можно копирывать и обрабатывать.
аноним, Tue Jul 21 13:00:00 2009:
Знаете я вот к Linux отношусь нормально, но вот вся это затея с внедрением в школы, а вернее реализация ее вызывает гнев. Вот нахуй просирать бабки!! лучше лицуху продлили дешевле вышло, а то просрали а нехуя нет. Это не дело

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 6 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds