CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
18.08.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Апокалипсис для СПО?

http://alv.me/

Настоящая заметка посвящена прискорбному событию, а потому я начну её цитатой, оное описывающей:

Во все российские школы исполнителями госконтракта о поставке СБППО ("Первая ПОмощь") рассылаются диски ПСПО, по крайней мере два из которых, после добавления на них материалов без ведома "Армады" и "Альт Линукс", непригодны к использованию.
Источник цитаты — сообщение в блоге Алексея Новодворского, по ряду причин вызвавшее большой резонанс на всех ресурсах, связанных с FOSS и Linux. В частности, и обсуждение на Linuxforum'е, причём сразу в двух темах — Внедрение СПО в школах под угрозой и Коррупция, головотяпство и разгильдяйство в одной коробке. Именно они и заставили меня написать настоящую заметку.

Сразу скажу, что она

  • резюмирует всё сказанное мною в указанных трейдах;
  • выражает моё личное мнение;
  • не касается ни собственно проекта внедрения СПО в школах (далее — Школьного проекта) как такового, ни способов его реализации.
А касается она преимущественно двух вопросов:
  1. методов обсуждения вопроса, послужившего его первопричиной, и
  2. возможных последствий.
Начнём с методов, для чего придётся рассмотреть историю вопроса — благо, на сегодняшний момент она укладывается в несколько дней.

Итак, всё началось с указанного сообщения в блоге Алексея Новодворского (датированного 2009-06-12 01:58:00): О рассылке ПСПО внутри коробки "Первой Помощи", к коему и отсылаю тех, кто ещё "не в теме". Для остальных сформулирую свое отношение к событию.

Да, поставка дефективных дисков — это плохо. Причём кем бы то ни было, кому бы то ни было и любых по содержанию, хоть порнушных (если они были заказаны через соответствующие службы). Не менее плохо, чем продажа тухлой колбасы или плохой водки. Но и не более плохо.

Поэтому возмущение Алексея и некоторая эмоциональность в его описании события более чем понятны. Тем не менее, итоговый вывод сообщения вполне сдержан:

Жадность и непрофессионализм.
Что же, за годы пост-советской действительности к этому нам не привыкать.

Однако тут в действие вступает тяжелая артиллерия: не прошло и полусуток, как в блоге Виктора Алксниса появляется (2009-06-12 09:53:00) сообщение: Вести с полей: два непригодных к использованию диска за 17 миллионов рублей. Где после изложения канвы событий в несколько расширенном виде к определению Алексея добавляется,

...что это типичное проявление КОРРУПЦИИ, царящей в коридорах власти.
А завершается всё обращением:
Уважаемые друзья! Помогите вывести этот пост и пост Алексея Новодворского в ТОП, дайте у себя в блоге ссылку на них! Кроме того, по возможности, прошу оставить комментарий о происходящем в блоге у Д.Медведева...
Приводя обе цитаты, я позволил себе опустить колоризацию текста и некоторые другие детали его оформления — но не содержания.

Что же, призыв был услышан мгновенно. И реализован на ЛОРе (12.06.2009 17:06:53) постом с устрашающим названием: Внедрение СПО в школах под угрозой. Где уже рисуется грядущая апокалиптическая картина:

Поймите, если школьный проект провалится (к чему идет дело), то будут провалены и планы перехода нашей страны на СПО.
Ну и, разумеется прозвучавший ранее призыв Виктора Алксниса был подхвачен (а также расширен и углублен:
Вне зависимости от наших разногласий по тем или иным вопросам, сегодня самое главное спасти школьный проект. Спасем его, значит Linux в России победит!
Который почти немедленно был "ретранслирован" (определение топикстартера) на Linuxforum'е: Внедрение СПО в школах под угрозой.

Не знаю, как на ЛОРе (тамошних обсуждений не читаю), а на Линуксфоруме реакция определённой части посетителей была вполне предсказуема. И лучше всего может быть выражена сакраментальным

Пионеры наших бьют!
из "Республики Шкид". Что и было целью этой, по выражению vinny, тестовой акции.

Хорошо, спросите вы меня устами одного из участников обсуждения, sash-kan'а

как с твоей точки зрения должен вести себя в этой ситуации тот самый all? тихонько похихать в уголке?
Если я сам же признаю, что ситуация с рассылкой дисков, мягко говоря, нехорошая? Отвечаю: для здравомыслящего человека есть два варианта поведения.

Вариант первый: глубоко вникнуть в тему — а она имеет обширную ретроспективу; причём вникнуть с разных сторон — ибо противостоянием героев и злодеев эта история не ограничивается. И уже после этого принять взвешенное решение и поступать соответственно своим убеждениям и темпераменту.

Вариант второй: если на изучение темы нет времени, сил или возможностей, просто спокойно заниматься своим делом. В каковом каждый из нас, смею надеяться, разбирается лучше, чем в организации сетевых митингов и тому подобных акций протеста. Особенно если точно не знаешь, против чего именно следует протестовать.

Впрочем, результатом первого варианта будет скорее всего переход ко второму. Потому что ничего из ряда вон выходящего описанная история, несмотря на всю свою плохость, не содержит. Ибо в ретроспективе своей имеет и иные не вполне хорошие случаи. Например, беззастенчивое "использование" материалов Тихона Тарнавского (пересказывать этот случай не буду, желающие могут обратиться к соответствующему обсуждению на POSIX.ru).

Почему же именно дело о запорченных дисках получило такой резонанс? И тут мы переходим ко второму аспекту настоящей заметки — о возможных последствиях.

Да вследствие того, что делу этому придали апокалиптический оттенок. Вспомним цитату, где провал Школьного проекта приравнивается чуть ли не к гибели FOSS в масштабе страны. Так ли это? Для ответа на этот вопрос опять придётся обратиться к истории, теперь уже более давней, охватывающей уже более пятнадцати лет.

А история эта свидетельствует, что на протяжении более чем пятнадцати лет FOSS и Linux на Руси (в это понятие я включаю также Украину и Белоруссию) без всяких Школьных и иных проектов и внедрений Linux'а куда бы то ни было. UNIX был, FOSS был, Linux был, FreeBSD крутилась на серверах бессчётного числа Интернет-провайдеров, а Школьного проекта не было. Из этого рискну предположить, то если его снова не станет — всё вернётся на круги своя, только и всего.

За счёт чего или кого? Да всё того же сообщества. Того самого пресловутого, аморфного, неорганизованного. На которое со всех сторон сыпятся жалобы, что оно ничего никуда не внедряет и никому ничем не помогает.

Но ведь это не его, сообщества, собачье дело — чего-то куда-то внедрять или кому-то в чём-то помогать. Сообщество — оно или есть, или его нет. И то, и другое — констатация медицинского факта.

В нашей стране и некоторых сопредельных сообщество, хвала Аллаху, есть. Благодаря усилиям многих поколений его членов. В числе которых, причём первых, напомню, был и Алексей Новодворский. Так неужели оно исчезнет в случае провала Школьного проекта?

А пострадают ли от его провала ученики, ради грядущего счастья которых всё затевается? Позволю себе высказать очередное крамольное соображение: нет, не пострадают. В обоснование чего процитирую самого себя:

И потому каждый приверженец идеи Open Sources должен быть благодарным нашему Минобразу за то, что в качестве базовой платформы для обучения школьников основам компьютерной грамотности он не принял Linux или FreeBSD. Не согласны? А припомните-ка, какой срок карантина по окончании школы вам потребовался, чтобы прочитать, наконец, “Капитанскую дочку” или “Мцыри”?
Это — из заметки Пора ли кричать караул?, написанной в 2001 году по поводу начала Windows'изации российской школы. Много воды утекло с тех пор, но главный её вывод я готов повторить: нерадивые учителя могут привить ученикам отвращение к Linux'у столь же эффективно, как их предшественникам в наше время удавалось привить нам отвращение к Пушкину или Гоголю.

Так что в повсеместном внедрении Linux'а в школы, да ещё в приказном порядке, я не вижу ничего хорошего. Там же, где ученикам это интересно, а учителя радивые, FOSS и Linux будет внедряться, вне зависимости от всех проектов. В обоснование позволю себе процитировать один из постов vinny всё из того же обсужения на Linuxforum'е:

Год назад на "Инфокоме" в рамках конкурса "Цифровой маршрут" я протестировала на знание Gimp около 1000 школьников. Задание было простое: найти в Линуксе графический пакет и что-нибудь в нем нарисовать. На компах стояла Mandriva и Runtu. Половина детей справлялась за пару минут, потому что "У нас в школе везде стоит Линукс"... ситуация не так плоха, как её малюют на ЛОРе, исходя из общения с одним, двумя школьниками. Процесс перехода идёт, вне зависимости от "общей линии партийного руководства", взяток, откатов, головотяпства с дисками и прочих проблем.

И опять же можно спросить — чьими силами движим этот процесс? Да силами учителей и учеников, составляющих сообщество. И потому он будет идти, несмотря ни на что. Потому что это нужно людям. А наше дело, дело тех, кто относит себя к сообществу — обеспечить, чтобы те, кому это нужно, узнали о том, что им нужно. А не митинговать в Сети и наяву. И не участвовать в кампаниях, кем-то и зачем-то затеянных.

Комментарий из блога Сергея Голубева

У нас до сих пор нет четкой границы между СПО-сообществом и СПО-бизнесом. Тем более, что зачастую в то и другое входят одни и те же люди. Поэтому, пора уже как-то разделять — вот это говорит АЕН, как часть СПО-сообщества, а вот это — как менеджер коммерческой компании ALT Linux. С борцами за счастье тоже не все понятно. Один все еще борется, а второй что-то утих после того, как его окончательно оправдали. Приема новых борцов как не было, так и нет.

Теперь про участие в кампаниях. Опять же непонятно. Я, например, с удовольствием поучаствую в акции "Круглый стол по вопросам внедрения СПО в систему образования". Хорошо бы, виртуальный, чтобы не тащиться в Москву, на которую у меня аллергия. Это правильная акция. А "зафлудим блог Медведева" — неправильная акция. Отличие правильной акции от неправильной в том, что первая стоит денег. Правильная акция — это то проводит СПО-бизнес для СПО-сообщества (кстати, именно ALT Linux такие мероприятия устраивает относительно часто).

Еще одно отличие правильной акции от неправильной. Первая — информационный повод для PCWeek. Вторая — для блога депутата Пономарева. PCWeek я уважаю, Пономарева — нет. Применительно к теме. Где-то в апреле СПО-бизнес понял, что школьный проект от него уплывает. Что в таком случае делает нормальный бизнес? Начинает правильные кампании — дает интервью, устраивает пресс-конференции, круглые столы etc. Но это если сам бизнес правильный.

А неправильный бизнес либо начинает плакать в уголке, либо, как ты справедливо заметил, вопиет "Пионеры наших бьют". Причем, зачастую уже после драки, когда махать кулаками как-то даже и неприлично.

И что интересно. В блоге Алксниса я предложил несколько мер, которыми может воспользоваться правильный бизнес (хотя некоторые из них откровенно некрасивые, тут я не спорю). Реакция — ноль. Зато там же целая тема о том, как сообщество донесло инфу до царя-батюшки.

Знаете, в какой-то момент времени меня посетила мысль, что я не хочу быть с убогими. Мне очень не нравится, когда бизнес меня о чем-то просит. Бизнес должен либо покупать мои услуги за деньги, либо решать свои проблемы без меня.

Комментарий из блога Алексея Новодворского

Алексей,
воля Ваша склеивать три публикации — мою, Алксниса и на LOR в “кем-то и зачем-то затеянную кампанию”, но мне кажется, что даже анализ моего довольно специального текста говорит о том, что я вовсе не рассчитывал на попадание в топ Яндекса.

Постарайтесь все же прочитать все заметки раздельно, без гипотезы “спланированной компании”. Темы “отечество в опасности” и “всюду коррупция” — не мои. Первая была поднята на LOR, вторая — у Алксниса. Что общего? Общее — возмущение произошедшим, а причину и следствия каждый видит по-своему.

Я получаю регулярно письма от тех самых учителей, которых Вы справедливо называете двигателями СПО в школах. Да, именно СПО, free software, а не open source. И вот что важно, что для меня самого было удивительно в прошлом году, когда мы увидели мотивы этого движения. Очень, очень многие учителя внедряют СПО, движимые во многом тем самым возмущением. Возмущением десятками страниц типовых приказов со словами “нельзя”, “прокуратура”, “удалить с компьютера” и “увольнение”, возмущением перекладыванием с 2011 года закупок софта на школы, возмущением (из песни слова не выкинешь) диктатом забугорного Билла. Гораздо меньшая, хотя и довольно громкая часть, в основном из крупных городов, возмущается навалившимися хлопотами по изучению СПО, но их гораздо меньше. А интерес — огромный, неожиданный. Переполненные залы. Не “одобрямс”, а именно интерес. И — удивление, что государство в кои-то веки сделало хорошее дело.

Но в этом деле все важно, особенно уважение к людям. К неуважению все мы, и учителя особенно (я учительствовал 8 лет и знаю о чем говорю), очень чувствительны. И когда вместо больших красивых коробок с постером (оформление кабинета!), наклейками и лицензией (вот, теперь у нас есть и этот признак лицензионности, которого нет в “Первой помощи”!), печатной документацией (мало, к сожалению, но хоть по установке и настройке), получают несколько дисков в коробке от “противостоящего” (это не наше позиционирование, но он естественно, правда?), то это — неуважение. А еще два безнадежно (убиты права на файлы) испорченных диска — уже возмущение. Возмущение СПО, так как теперь “и они такие”. Потеря хрупкого доверия, наметившегося в прошлом году, — это не апокалипсис, конечно. Но это очень плохо по-человечески, безотносительно к сообществам, СПО, open source, мне, Вам, Альт и всем прочим.

А преимущества Unix и открытости кода в школах поймут позже, мы все этому поможем. Если вместе будем объяснять и помогать создавать единое сообщество учителей, учеников и профессионалов.

Давайте все же и мы уважать друг друга и не подозревать заговоры там, где есть другие объяснения.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 16 :: следующая

аноним, Thu Aug 20 14:46:21 2009:
В.А., четверг, 20 августа 2009 г. 14:00:11:
Для: аноним, четверг, 20 августа 2009 г. ++Текущим ремонтом кабинетов и сейчас занимаются сами учителя. Или родители, если есть классное руководство.

Очевидно не бесплатно? Тем более лучше чем болтаться без дела. Знакомая учительница каждое лето устраивается подрабатывать. Про обязаловку делать ремонты в школах от нее не слышал.
В.А., Thu Aug 20 14:00:11 2009:
Для: аноним, четверг, 20 августа 2009 г. 12:54:32:
==будут уметь доски прибивать. строгать, паять, пилить - вобщем ремонт школ будут делать сами учителя.

++Текущим ремонтом кабинетов и сейчас занимаются сами учителя. Или родители, если есть классное руководство.
В.А., Thu Aug 20 13:58:01 2009:
Для: аноним, четверг, 20 августа 2009 г. 12:06:21:
==Стоимость одного рабочего места Linux в школах 500-600$, по академической лицензии Windows - 10-15$.

++Еблан? Стоимость одного рабочего места на Линукс даже с покупкой техподдержки от RH или Новела -- $100. При использовании некоммерческих дистрибутивов -- вообще ничего.
аноним, Thu Aug 20 13:25:08 2009:
>то надо требовать с MS за работу по реукруту им клиентов, иначе Вы, извините, лопух

Цель тебя , мудака неграмотного, научить говорить по русски.
аноним, Thu Aug 20 13:06:36 2009:
аноним, четверг, 20 августа 2009 г. 12:06:21:> Стоимость одного рабочего места Linux в школах 500-600$, по академической лицензии Windows - 10-15$.

Давайте сначала определимся с целью. Если цель - знакомство с "набором текстов-таблиц-презентаций в ворде-экселе-пауэрпойнте" то надо требовать с MS за работу по реукруту им клиентов, иначе Вы, извините, лопух. А что касается денег - деньги здесь не цель, даже не регулятор, а лишь ограничивающий элемент.
аноним, Thu Aug 20 12:56:48 2009:
аноним, четверг, 20 августа 2009 г. 12:53:16:
И почему за меня выбрали что виндовс учить надо а линукс-юникс - нет?

Потому что ты линуксоид. А это не есть хорошо.
аноним, Thu Aug 20 12:54:32 2009:
Линукс надо ввести в школы обязательно. Тогда придется к каждому компу привязать по админу и таким образом решить вопрос с безработицей не только в нашей стране но и во всем азиатском регионе. И кризис будет не страшен. И в педагогических инститатах надо ввести обучение линуксу. Тогда они будут учиться лет по - 10 и будут уметь доски прибивать. строгать, паять, пилить - вобщем ремонт школ будут делать сами учителя. Афигенная экономия, на которую можно будет еще прикупить линуксов и удвоить выше сказанный оборот. Даже дух захватывает от перспектив.
аноним, Thu Aug 20 12:53:16 2009:
Знания заложенные в школе будут для человека фундаментом для дальнейшего развития в жизни. И почему за меня выбрали что виндовс учить надо а линукс-юникс - нет?
Это тому, кто там говорил про свободу.
аноним, Thu Aug 20 12:51:21 2009:
>Вот она свобода)
А может она в том, что не только в школах но и в некоторых вузах ответственный за информатику персонал учебного заведения кроме виндовс+оффис ничегошеньки не знает (или вернее, не преподает)? Хотя я как студент химфака (в принципе-то, естественно-научного, а не посудомоечного факультета) хотел бы ознакомится в программе курса "Использование компьютеров в химии" не только с набором текстов-таблиц-презентаций в ворде-экселе-пауэрпойнте? Ну. хотя бы с тем же ТеХом, а не с убогим Microsoft Equation 3.0. А растет все из благодатной винды - рассадницы идеолоии "вам всем уже есть пе*дато"...
аноним, Thu Aug 20 12:49:42 2009:
>Вот она свобода)
А может она в том, что не только в школах но и в некоторых вузах ответственный за информатику персонал учебного заведения кроме виндовс+оффис ничегошеньки не знает (или вернее, не преподает)? Хотя я как студент химфака (в принципе-то, естественно-научного, а не посудомоечного факультета) хотел бы ознакомится в программе курса "Использование компьютеров в химии" не только с набором текстов-таблиц-презентаций в ворде-экселе-пауэрпойнте? Ну. хотя бы с тем же ТеХом, а не с убогим Microsoft Equation 3.0. А растет все из благодатной винды - рассадницы идеолоии "вам всем уже есть пе*дато"...

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 16 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds