CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
23.05.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: продолжение проекта

CITKIT.ru

Хочу предупредить сразу — я не располагаю сколько-нибудь официальной информацией по поводу возможного продолжения школьного проекта. Конечно, слухи такие ходят, но не более того. Тем не менее, людям свойственно верить в лучшее и даже готовиться к нему. По всей видимости именно этими соображениями руководствовалась компания ЛИНУКС ИНК, когда решила подготовить свои предложения о том, что именно следует делать для того, чтобы в переходе на СПО было заинтересовано больше школ, чем это имеет место в настоящее время. Мысли и идеи были соответствующим образом оформлены в документ "О внедрении свободного программного обеспечения в систему школьного образования". О нем и пойдет речь.

Предложения ЛИНУКС ИНК

Итак, что мы имеем на сегодня в сухом остатке. Прежде всего, был создан так называемый базовый пакет свободного программного обеспечения (ПСПО). Он состоит из двух функционально сходных комплектов "школьных дистрибутивов": один — на базе дистрибутива Альт Линукс (одноименной компании), другой – на базе дистрибутива НауЛинукс (компания ЛИНУКС ИНК). Обе системы уже прошли успешную апробацию в учебных заведениях пилотных регионов.

В рамках этого проекта Linux-компании приобрели опыт работы с большим числом пользователей, были созданы сети поддержки, проводились мероприятия по повышению квалификации сотрудников школ. Также разработан набор методических материалов, хотя и нуждающийся в улучшениях и дополнениях.

Однако, созданные продукты на совсем верно называть школьными, поскольку они охватывают только один, хоть и самый важный, аспект деятельности образовательных учреждений — учебный процесс. Чтобы частично восполнить этот недостаток, были созданы три серверных дистрибутива: от ВНИИНС, от ЛИНУКС ИНК и от Альт Линукс. Тем не менее, проблемы это не решило — часть процессов, с которыми школа сталкивается (например, бухгалтерия) традиционно решается несвободными программами.

Исходя из этого, компания ЛИНУКС ИНК считает, что внедряемые комплекты СПО должны давать учебным заведениям полноценное комплексное решение — как по организации учебного процесса, так и по обеспечению методической, административной, коммуникативной и мониторинговой составляющих школьной деятельности. Таким образом, продукт должен состоять из следующих модулей:

  • единая среда для учащихся, которая обеспечивает эффективную работу в классе и выполнение домашних заданий, а также позволяет организовать совместную работу групп;
  • рабочая среда для педагогов и организаторов учебного процесса, позволяющая составлять учебные планы, расписания занятий, автоматизировать проведение уроков и проверку знаний;
  • управленческая среда — бухгалтерия, средства контроля и управления учебной деятельностью, административно-хозяйственный блок и т.д.;
  • инфраструктура дополнительных информационных услуг, включающая в себя портал для работы с родителями и выпускниками, связь с другими госорганами, предоставление образовательных ресурсов заинтересованным лицам.

Работу предлагается разбить на три этапа. Первым делом надо довести до ума уже имеющиеся школьные дистрибутивы, расширив их функциональность до требуемого уровня. Готовые продукты должны появиться к началу следующего учебного года.

Затем нужно внедрить полученные системы в пилотных регионах (там учителя уже имеют опыт работы с СПО, поэтому проблем будет меньше). На основании полученных отзывов и замечаний дистрибутивы следует доработать. Наряду с этим потребуется:

  • создать прототипы инфраструктуры обеспечения функционирования ИТ-комплексов образовательных учреждений в масштабе пилотных зон;
  • подготовить методические материалы;
  • создать прототипы инфраструктуры обучения педагогов и сотрудников образовательных учреждений в масштабе пилотных зон.

Этот этап планируется завершить в конце текущего календарного года.

Наконец, надо выпустить окончательные версии функционально полных "школьных дистрибутивов", создать инфраструктуру их поддержки и развития, а также инфраструктуру обеспечения функционирования ИТ-комплексов образовательных учреждений и обучения в масштабе страны. Это можно сделать к началу 2011 года. И только после этого уже можно ставить вопрос о широком, в масштабах страны, распространении свободного программного обеспечения в учебных заведениях.

Комментарии Леонида Сомса

Предложения, безусловно, весьма резонные, однако, вопросов возникает много даже без усиленного чесания затылка. Чтобы не гадать, я решил связаться с генеральным директором компании ЛИНУКС ИНК Леонидом Сомсом, который, собственно, и прислал мне этот документ. Предлагаю вашему вниманию запись нашей беседы.

Сергей Голубев: Наверное, Вы уже догадались, что темой нашей беседы будут предложения Вашей компании относительно внедрения свободного программного обеспечения в систему школьного образования.

Леонид Сомс: Хочу сразу предупредить, что эти предложения следует рассматривать как исключительно рабочий документ, предназначенный для широкого публичного обсуждения. Я считаю, что сейчас самое время его начать. В документе изложена моя точка зрения на то, как это надо делать. И, конечно же, я буду весьма признателен за конструктивную критику.

С.Г.: Насколько я знаю, в России не слишком много разработчиков оригинального ПО, особенно если речь идет о сложных решениях. Попробую конкретизировать задачу. Допустим, мы говорим о программе для составления расписания уроков. Это же сложнейшая задача, и для автоматизации ее решения нужна фактически серьезная экспертная система.

Л.С.: Совершенно верно. И разработчиков у нас немного, и задача очень сложная.

С.Г.: Отсюда и первый очевидный вопрос. А потянет ли сообщество решение этой задачи? Есть ли какие-то фирмы, какие-то неформальные группы, которые могли бы за нее взяться, гарантируя, что на выходе будет более-менее достойный результат?

Л.С.: Ну вообще-то, программы для внутришкольной деятельности уже существуют. Я знаю по крайней мере две таких программы, которые уже приняты в школах. Например, "Хронограф" — это, правда, закрытое приложение, но оно вполне функционально и в десятках тысяч школ (я не преувеличиваю — когда я разговаривал с создателями этой системы, то они упоминали о двадцати тысячах школ) оно успешно используется.

В Петербурге принята система "Параграф". Это белорусская разработка. Так что в принципе такие программы существуют.

Другое дело, что в условиях конкурса может содержаться требование о том, чтобы и управленческое ПО было открытым. По крайней мере, к этому следует стремиться в любом случае.

Тогда можно воспользоваться опытом международных разработчиков. Есть программа "School Tool" (желающие потестировать могут взять ее на www.schooltool.org — прим. С.Г.), поддерживаемая Ubuntu. Мы уже списались с разработчиками этого приложения и будем думать по поводу ее адаптации к отечественным образовательным стандартам — у наших школ есть своя специфика.

С.Г.: А если рассмотреть идеальную ситуацию? Допустим, государство скажет, что денег у него много, на хорошее дело их не жаль. Готово ли сообщество организовать крупную компанию по разработке ПО? Чтобы уже не дорабатывать чужие решения, а создавать свои?

Л.С.: Вообще-то этот вопрос имеет весьма косвенное отношение к школьному проекту. Впрочем, вопрос действительно важный. На известном совещании подобная мысль прозвучала из уст г-на Щеголева. Мол, что ж вы не объединяетесь в ассоциацию? Тут вот как раз и встал Дмитрий Комиссаров, чтобы сообщить, что ассоциация создается. Я тоже выступал на этом собрании. Я говорил о том, что одна из задач государства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы способствовать появлению у нас компании масштабов хотя бы Red Hat, которая и может брать на себя выполнение больших проектов. На сегодняшний день такой компании нет — это факт.

С.Г.: А человеческий потенциал? Наверняка Вы помните знаменитую фразу: "У меня для этого нет человеко-часов!". Это действительно так?

Л.С.: Ну кто же таких фраз не помнит... Конечно, помню.

Но я с ней не согласен. Человеческий потенциал в Российском государстве для решения таких задач есть. Такую компанию вполне можно создать за четыре-пять лет. Конечно, при наличии определенных условий.

Чтобы привлечь бизнес, у государства должна быть четкая позиция относительно востребованности результата работы. У разработчиков должна быть уверенность, что их труд не будет напрасен, что они будут обеспечены работой. Ведь очевидно, что по крайней мере на ранних этапах этой работы главным заказчиком будет именно государство.

С.Г.: То есть, государство должно не столько давать деньги, сколько гарантировать соблюдение правил игры, а именно — получение денег при условии создания качественного продукта?

Л.С.: На мой взгляд, именно так и должно быть. Если государство дает деньги, то оно становится совладельцем компании. Но мне кажется, что никакой нужды в этом нет.

Государству достаточно гарантировать какой-то достаточный объем заказов на класс программных продуктов. В этом случае бизнес найдет деньги на разработку, тем более, что их надо не так уж и много.

В нашей фирме есть такая проработка — что-то типа бизнес-плана создания подобной компании. То есть, мои слова — это не сиюминутная фантазия. Есть соответствующие планы, расчеты... Предполагается создание филиалов в университетских городах, где имеются хорошие кадры — это Казань, Нижний Новгород... То есть, построение большой компании позволит решить в том числе и социальные проблемы.

С.Г.: Кстати, известно, что одна из больших проблем университетов заключается в том, что они не могут оставлять на кафедрах перспективных специалистов, поскольку зарплаты там весьма низкие. Вас не кажется, что работу по созданию больших программных систем, в том числе и для нужд образования, могли бы взять на себя университеты? И не надо создавать никаких компаний — все уже есть.

Л.С.: Нет, задача университета — учить студентов, а задача компаний — создавать программные продукты. Другое дело, что сама идеология свободного ПО именно такова, что в процесс разработки включаются самые широкие слои. В том числе и наиболее продвинутые студенты.

Но поручать такую работу университету... Вряд ли это разумно.

С.Г.: Ну почему же? Еще лет двадцать назад МФТИ, МИФИ, МГУ, Киевский университет и многие другие учебные заведения были крупными научно-исследовательскими центрами. И это не мешало учебе, а как раз наоборот.

Л.С.: А я и не говорю о том, что университеты должны быть отлучены от работы. Безусловно, с учебными заведениями взаимодействовать надо. Но не в ущерб их основной задаче — обучать студентов.

Мне думается, что университеты должны работать в тесной кооперации с предприятиями, а не пытаться их подменить.

С.Г.: Кстати, совсем недавно Виктор Петрович Иванников в нашей беседе как раз говорил о необходимости внедрять физтеховскую форму обучения, когда студенты привлекаются к реальным работам на базовых предприятиях.

Л.С.: Совершенно верно. И я имею в виду именно это. И свободные лицензии как раз способствуют сближению университетов и компаний.

А вот насчет физтеховской формы обучения (ведь под физтехом традиционно понимается МФТИ) я позволю себе сделать одно замечание. Впервые подобный метод был реализован не в МФТИ, а в тандеме — Ленинградский Физтех и Ленинградский Политехнический. Я, как выпускник Политеха, готов поспорить о приоритетах.

Хотя, разумеется, этот опыт был внедрен практически во все приличные институты. Они работали именно так, и это было одной из важнейших причин успеха советской высшей школы. Надо возвращаться к этой практике.

Связка "крупная фирма — учебные заведения" показала себя с очень положительной стороны. Если внедрение СПО в школы позволит как-то реанимировать эту концепцию, то уже само по себе это будет большим достижением. И вопрос о "человеко-часах" снимется сам собой.

С.Г.: Спасибо за беседу.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

аноним, Wed Jun 17 02:17:24 2009:
Уважаемые респонденты!

Кузьмич в фильме "Особенности национальной охоты" как-то сказал: от любого недуга - водки и баб, и лучше - сразу и много!

Мне было хорошо заметно в разных эссе название "Alt-Linux". А, оказывается, есть и НауЛинукс (Fedora 5 с довольно красивым комплектом учебных программ). Как только НауЛинукс был установлен, сразу стал понятен профессиональный уровень создателей: грамотные специалисты, не добавили ничего лишнего, учли особенности установки для разных компьютеров.

Внедрение СПО - это очень и очень постепенный процесс. И совсем не так, как у Кузьмича. Особенно если будет перебор, то можно заработать временную импотенцию (научную, педагогическую и проч.).

Сейчас все больше нарастает процесс "выбивания" вирусами разных версий Windows. И этот процесс нарастает. Даже компьютерные специалисты от подрядных организаций "за...тся" - у каждого из них учебных заведений штук по 10 на обслуживании. Есть и другие трудности, не говоря уже о лицензиях и прочей всячине - головной боли администраторов разного уровня.

Создавать декларативно (to declaire - объявлять, заявлять) коллективы программистов по вопросам СПО - это как в 1980 году в СССР случился коммунизм. Каждый плод должен созреть - от незрелого плода можно отравиться.

К сожалению, особенность толпы - исповедовать принцип "сразу и много".

Давно уже сказано: не пытайся изменять мир - пробуй изменять себя. Внедрение СПО, если пойдет "семимильными шагами", то только через кропотливую работу обывателей, в том числе и отдельных (пускай даже малочисленных) преподавателей. А ждать сиюминутного эффекта - это либо быть наивным глупцом, либо верить в сказки.

Во всякой затее требуется только одно - терпение и кропотливый труд.

У меня работают несколько линуксов: OpenSUSE, Mandriva, Ubuntu, Runtu, Debian, PuppyRus и др. Мне приходится настраивать разные варианты сетевых подключений, в том числе PPPoE и PPTP. Да, возни много. Но в результате получается довольно полная и полноценная картина возможностей и особенностей СПО. И все это только благодаря терпению.

А кто там будет участвовать - университеты или НИИ, то здесь можно сказать только словами профессора Кратова из повести "По следам ветра": какая детская самонадеянность - сделать открытие в одиночку; сотни лет тысячи ученых собирали по крупицам знания, вносили свой вклад в копилку научных трудов.

Если каждый сделает хотя бы немного из того, что от него зависит, то количество однажды (может быть, даже довольно скоро, особенно после окончания лицензий на Windows) обязательно перерастет в качество. Все же диалектика, туды ее в качель!
AlterFritz, Tue Jun 16 23:49:18 2009:
Да, да, конечно, "дать знания с учетом детской(подросковой) психики, пересилить инфантилизм, учесть особенности мозга ребенка" нам поможет СПО. Как мы без него раньше детей учили, ума не приложу.
А теперь без сарказма.
Вы умеете понимать прочитанное? Вам говорят о бесполезности ИТ-средств для формирования мышления, а Вы приписываете оппоненту отрицание методик образования.
Нет, Вы не понимаете прочитанное.
Специально для Вас поясняю еше раз свою мысль.
Внедрение ИТ-технологий я не считаю вопросом начального образования. Это вопрос специального образования, навыков владения определенными технологиями. Это задачи среднего и высшего образования. Начальная школа занимается другими вопросами, связанными в том числе и с "подростковой психокой". Если Вы в состоянии увязать наличие в школе ИТ-технологий и, пардон, позитивную динамику подростковой психики, то пишите об этом в нобелевский комитет. Они поймут.
Простите за резкость.
аноним, Tue Jun 16 17:19:34 2009:
>> Следовательно, все участие методистов и университетов в таком проекте должно свестись к обоснованию состава необходимых программных средств. И все.

Типичное заблуждение - нафига нам ваша методика, педагогика и прочая лабуда. Да я такой крутой приду в школу и всех научу, и меня будут все слушаться и все понимать. У вас дети есть? Вы с ними занимались? Вы знаете КАК дать знания с учетом детской(подросковой) психики, пересилить инфантилизм, учесть особенности мозга ребенка? Вы знаете ЧТО надо дать детям, чтобы они могли беспрепятственно продолжить обучение на старших ступенях. Если вы не разбираетесь в предмете, то и не говорите.
NTLDR, Tue Jun 16 12:38:30 2009:
grub, вторник, 16 июня 2009 г. 12:00:19:

4.2
grub, Tue Jun 16 12:00:19 2009:
2AlterFritz:
+1

Компьютер есть сейчас практически в каждой семье и ИМХО информатика себя изжила. Компьютерные классы занулить, вернуть классическое советское образование.
AlterFritz, Tue Jun 16 01:04:17 2009:
2 Владимир
-- А новые стандарты и в целом идеи "Нашей новой школы" кто-нибудь из разработчиков учитывает? Или думают, что в школе по-прежнему мелом пишут и не надо писать драйвера для современного оборудования: интерактивных досок и разного рода лабораторий? --

За некоторые новые стандарты "убивать" надо.
И зачем нужны интерактивные доски? Да, это новый продукт, ниша для коммерции. А что дает интерактивная доска для образования? Ничего.
Если думать в общественном масштабе - то информатизация учебного процесса в школе (отчасти и в ВУЗе) означает общественные затраты без какого-либо серьезного эффекта.
AlterFritz, Tue Jun 16 00:53:48 2009:
С идеями всяких ИТ-внедрений в школу много носятся сегодня. Тут и "Даешь каждой школе по Интернету!" и проект СПО в школы.
Мне представляется, что в этих проектах вопрос качества образования подменяется чисто административными задачами.
Надо ли внедрять СПО в школы? Наверно надо. Зачем платить деньги за то, что ничего особенного отличного от СПО в школе не даст. Но разговор об участии методистов, разработчиков методик считаю чепухой, ибо представления о какой-либо связи образования (некоторой системы мышления и знания) с какой-либо программной платформой полагаю ошибочными. Это все равно, что спорить о том, какая ручка должны быть у соски для младенцев - квадратная или круглая.
Вот простой вопрос - зачем школе Интернет? Чему в нем будут учиться? Думать? Нет. Сведения собирать? Надо ли школьнику столько бессистемных сведений?
А СПО чем поможет школьнику? Есть Басик? Есть и хватит. Остальное пишите на бумаге - разучивайте алгоритмы. Думать, думать надо учиться, анализировать и обобщать. При чем тут СПО?
Следовательно, все участие методистов и университетов в таком проекте должно свестись к обоснованию состава необходимых программных средств. И все.
Александр, Mon Jun 15 11:39:32 2009:
Граждане!!!
Нравится ли оно нам или не нравиться, всё равно это не наша идея. Эти компании теперь и в Россию лезут, наверника это их коммерческая деятельность.
Это не наша идея и не наша разработка -это плохо. Да, наша страна хоть и отстала на 25-30 лет по разработкам копьютеров и программ.
Одними частными случаями нельзя оперировать, необходимо работать с целостностью, с общими данными и не делать поспешных выводов.
Мне очень очень критика akdengi, я с этими высказываниями полностью согласен, вот что нужно развивать. Хорошо бы это опробывать на моделях.
knedlyk, Mon Jun 15 01:32:07 2009:
Не очень понимаю, для чего России необходим аналог Red Hat? Для чего необходимо дублировать существующее сообщество разработчиков, в которое включены и разработчики из России? Государство может и важный подрядчик, особенно с точки зрения образовательных услуг и фокуса етой статьи, но не единственный. На мой взгляд, стоит ориентироваться на конечного пользователя (домашнего, корпоративного, промышленного, научно-исследовательского и т.п.), а не думать о том, чтобы получить поддержку и благословение государства. У нас в Украине приблизительно такие же грабли сейчас изобретают, на которые со временем придется наступать....
LeGUN, Sat Jun 13 22:21:12 2009:
тшсл, среда, 10 июня 2009 г. 09:21:26:
********** С интерфейсом мой сын 11 лет разобрался в 1 вечер. Сам может поставить себе игрушки с помощью wine. Ему все равно, где мышью двигать: Винда (любая), (к)убунта, редхат... ****

Вот малодец пацан! пусть еще PlayOnLinux поюзает для развлечения и никакой винды ему уже ни надо :) а это извините от 3000р экономия только за 1 ОС

а сэкономленные средства можно пустить на дальнейшее развитее...

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds