CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
30.09.2016

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Копирайт

Краткая история копирайта

CITKIT.ru

Страницы: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Они для того и существуют,
чтобы в эфире звучала музыка.
Какие же могут быть претензии!
Борис Гребенщиков

Слова, вынесенные мной в эпиграф, были сказаны Борисом Борисовичем относительно правомерности использования музыкальных композиций всевозможными радиостанциями. Логика маститого музыканта с математическим образованием проста и понятна — их для того и открывали, чтобы радовать слушателей разнообразной музыкой. Но практика, как известно, частенько отличается от теории.

В 1995 году Микаэл Таривердиев стребовал с радиостанции "Балтика" гонорар за то, что она использовала в рекламном ролике фрагмент из известной мелодии, написанной для кинофильма "Семнадцать мгновений весны". Для тех, кто не в курсе, напомню, что этот фильм был снят еще в советские времена — в 70-х годах. И деньги за работу автор получил сполна, поскольку в те времена кидалово было как-то не принято.

В том же 1995 году Радиостанция "Европа Плюс" заплатила материальную компенсацию за ролик, в котором использовалась музыка Виктора Цоя. Сам музыкант к тому времени уже пять лет как пребывал у верхних людей, а претензии предъявила его вдова Марианна, значительная роль которой в написании песен группы "Кино", мягко говоря, не вполне очевидна.

Радио FM вообще любимчик копирайта. Еще в 1933 году его отцу-основателю Эдвину Армстронгу была предъявлена куча исков, инициированных компаниями, доминирующими на этом рынке и вещающими в формате AM, который уступает FM в качестве звучания. Закончилось это весьма трагически — проиграв все суды г-н Армстронг разорился и покончил жизнь самоубийством.

В конечном итоге радио FM все-таки победило, но только через несколько десятилетий. Вот так копирайт тормозит прогресс.

А ведь было время, когда никаким копирайтом и не пахло. Человечество при этом, кстати, вполне сносно существовало.

Докопирайтные времена

Историки считают, что первые книги, а соответственно — и авторы, появились в Древнем Египте. С их нематериальными правами дело обстояло проще простого потому, что они вовсе не стремились связать произведение с собственным именем, а считали, что рукой писателя водят боги, в том числе и живой представитель этой касты — фараон. По всей видимости, именно по этой причине профессия литературного критика в те времена была не слишком популярна — крыша у авторов была приличная.

С материальной точки зрения тоже не было той усложненности, что появилась при свободном рынке. Если спонсор в лице денежного товарища был доволен, то писатель жил припеваючи. Альтернативой хорошему гонорару был изрядный вред для собственного здоровья — по всей видимости, с графоманами тогда разбирались быстро и эффективно.

Зато в Древней Греции защита авторских прав была поставлена на широкую ногу. Правда, общество волновало не содержимое кошелька автора (вероятнее всего, технология оплаты была чем-то похожей на ту, что имела место в Древнем Египте), а две вещи — плагиат и искажения. Для этого оригиналы произведений передавались на хранение в соответствующие учреждения, которые следили за тем, чтобы писатели не передирали материалы друг у друга, а театральные режиссеры не позволяли себя чрезмерно вольных толкований при постановке трагедий и комедий.

Кстати, плагиат уже в те годы считался крайне постыдным занятием. Уличенного в этом человека могли запросто выгнать из города. Ну а честь его была опозорена навеки.

В имперском Риме, который считается колыбелью европейской юриспруденции, не делалось разницы между авторским правом на произведение и имущественным правом на рукопись. Автор мог переписать книгу и подарить или продать ее кому угодно, при этом новому владельцу не возбранялось сделать тоже самое. Правда, указать себя в качестве автора он не мог — плагиат, как я уже писал, с древнейших времен считается делом нехорошим.

Как нетрудно заметить, уже тогда существовало четкое разделение имущественных прав и прав писателя на то, чтобы его произведение при тиражировании не искажалось и "случайно" не сменило автора. О деньгах даже речи не было. Вероятнее всего потому, что творческий труд оплачивался каким-либо иным способом — либо меценатом, либо за счет бюджета.

Интересно то, что деньги в те времена уже существовали и авторы питались далеко не святым духом — некоторые кушали очень даже основательно и нисколько не заморачивались тем, что кто-то исполняет их произведение без отчислений в его пользу. Просто люди тогда, по всей видимости, мыслили более простыми и конкретными категориями, а не некими запутанными схемами, в которых сам черт ногу сломит.

Повторю еще раз — деньги были, юриспруденция была, а копирайта не было. Поскольку последнее есть некая производная первых двух, то уделим внимание этим категориям, сыгравшим большую роль в жизни человечества.

Итак, деньги, которые есть универсальный товарный эквивалент. А говоря проще — единица измерения вложенного труда, то есть — имя сугубо прилагательное, не существующее отдельно от реальных объектов.

Став некоей ценностью, деньги начали у кого-то накапливаться. Как праведным путем, так и не очень. Очевидно, что подобная ситуация чревата бунтами и прочими способами передела собственности, поэтому потребовалось нечто, что позволило бы как-то легитимизировать существующее положение вещей. Этим и стала юриспруденция.

Понятно, что она тоже была именем прилагательным. Поскольку должна была привести в соответствие базовые религиозные представления и набор условных соглашений, которые упорядочивали жизнь общества. Причем, порой изрядно при этом передергивая, но так и было задумано, поскольку во все времена девушку танцевал тот, кто ее ужинал.

Законы защищали право человека на владение собственностью. В том числе и деньгами. Стало быть, богатство стало легитимным. Несмотря на то, что тут уже имелось некоторое противоречие с сущностью денег, как средства для упрощения товарообмена. Понятно, что личным трудом ни один человек не мог заработать себе на каменные палаты. Но юриспруденция это позволяла. В том числе и потому, что все другие варианты были еще хуже.

Отсюда мы имеем одно важное следствие. Богатство — есть не что-то данное человеку свыше, а всего лишь продукт двух человеческих изобретений, которые несовершенны точно так же, как и те, кто их придумал. На практике это означает, что считать чужие деньги — вполне нормальная операция. Ибо быстрое накопление капитала (как, впрочем, и быстрое его потеря) говорят о каких-то ошибках либо в законах, либо в их исполнении.

На Западе, вероятнее всего, это знают. И без всякого душевного трепета принимают законы, ограничивающие деятельность корпораций. И только мы продолжаем, как попки, твердить принесенную откуда-то фразу про чужой карман.

Мораль сей главы очевидна. Право и деньги — это не более, чем условности, принятые для достижения некоего общественного компромисса. И относиться к ним следует именно так. В противном случае придется творить себе кумира, что нехорошо по определению. И вредно, поскольку может помешать решить вполне реальные проблемы.

Менять правила игры можно и нужно. Разумеется, если для этого есть веские причины. Но отговорки насчет того, что так велось испокон века совершенно ничтожны. Наши предки ошибались не реже, чем мы сами.




Страницы: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

аноним, Thu Oct 8 15:08:26 2009:
"Я всегда говорил и продолжаю говорить одну простую вещь: когда я написал песню, я ее записал, и она уже не моя. Она принадлежит всем людям, которые ее слушают".

Видимо автоматически считается что они ее купили. Ибо слушают законным образом. БГ вообще меркантилен, за копейку в церкве пернет.
Aggie, Thu Oct 8 10:38:23 2009:
Справедливость - штука сложная...
Если автор создал замечательное произведение, на котором кто-то совсем другой делает свой хлеб с чёрной икрой, а автору с этого ничего нет - это тоже как-то не совсем хорошо, 7 лет прошло с момента создания или 70 (написал в юности, оказался долгожителем). Желание обеспечить наследников или какое-то доброе дело - тоже, как минимум, понятно.
Возможность уследить, чтоб произведение не искажали - тоже нужна.
И возможность читать всё, что тебе нужно читать, тоже нужна. :)
аноним, Tue Aug 18 13:36:00 2009:
аноним, вторник, 18 августа 2009 г. 13:19:50:
> Если у нас свободное общество, то уж должна
быть свобода во всем.

Свободное общество в нашем контексте - общество которое свободно, со своим пониманием ответственности за выживание общества, принимает решение о соотношении частной и общественной собственности. Человек своим трудом создает частную собственность. Общество в целях самосохранения отчуждает часть частной собственности. Свобода общества есть свобода в совершении этого акта, в свободе решения какой продукт или доля продукта будет отчуждена от частной собственности в общественную. И более ничего.
--------
Господа! Я еще не слышал речи прекраснее этой! Предлагаю всем встать и по-аплодировать! У меня текут слезы от умиления и радости за наше будущее.... я плачу... простите, господа...
аноним, Tue Aug 18 13:19:50 2009:
> Если у нас свободное общество, то уж должна
быть свобода во всем.

Свободное общество в нашем контексте - общество которое свободно, со своим пониманием ответственности за выживание общества, принимает решение о соотношении частной и общественной собственности. Человек своим трудом создает частную собственность. Общество в целях самосохранения отчуждает часть частной собственности. Свобода общества есть свобода в совершении этого акта, в свободе решения какой продукт или доля продукта будет отчуждена от частной собственности в общественную. И более ничего.
анонимный аноним, Tue Aug 18 11:17:36 2009:
Автор> Право и деньги — это не более, чем условности, принятые для достижения некоего общественного компромисса... Менять правила игры можно и нужно.

Точно. Если у нас свободное общество, то уж должна
быть свобода во всем (кстати америкосы сами этого
хотят). А если так, то любой имеет право печатать
скажем, баксы.
Сергей Голубев, Tue Aug 18 09:42:52 2009:
>>> Да Вы, батенька, революционер.

Напротив - я контрреволюционер :). Практически все революции происходили именно потому, что "верхи" упорно не желали менять прогнивший фундамент.
И у копирайта есть два пути развития - либо его отменят "сверху", без революций и потрясений, либо его отменят "снизу". Очевидно, что первый вариант значительно лучше.
аноним, Tue Aug 18 01:01:00 2009:
Автор> Право и деньги — это не более, чем условности, принятые для достижения некоего общественного компромисса... Менять правила игры можно и нужно.

Да Вы, батенька, революционер. Менять фундамент? Нет, так не пойдет. Тысячи лет мир существуют на принципах частного права и государственного (публичного) права.

ru.wikipedia.org/wiki/Римское_право> Первое, известное нам описание различия частного (jus privatum) и публичного права (jus publicum), принадлежит римскому юристу Ульпиану: «Публичное право — то право, которое относится к положению Римского государства, частное — то право, которое относится к интересам отдельных лиц».

Вернемся к нашим баранам. Думаю вопрос надо ставить так. Если мы говорим о программном коде, спрашивается, под какое право он попадает - частное или публичное.
Борец, Mon Aug 17 09:00:31 2009:
Все должно быть нацелено на пользу общества.
Автор "чего-либо" не должен "почивать на лаврах" всю жизнь и еще его потомки в течении 50 лет после его смерти.
ИМХО, 7 лет максимум, после чего его "произведение" должно стать достоянием общества. Не смог за это время "создать еще что-нибудь" - пеняй на себя.
От такого расклада выигрывают все!

С уважением, Борец за светлое будущее, открытое прошлое и честное настоящее.
аноним, Sun May 24 02:20:55 2009:
Копирайт по своей сути в чем-то напоминает высказывание Ильфа/Петрова: в России из трех дверей открывают только одну; и весь народ в эту дверь ломится. Короче, делают, как труднее. И еще берут деньги не только за вход, но и за выход.

Или: копирайт напоминает рассказ Рея Бредбери, когда пожарные вместо тушения пожаров начали сжигать книги, чтобы народ находился в состоянии детства/прострации. Короче, поменяли свой профиль на прямо противоположный.

Тут как-то показывали в программе "Время" голландца, который по наивности решил поднимать сельское хозяйство/фермерство в России. Во время съемок репортажа на дальнем крае картофельного поля народ российский на глазах у хозяина картофеля выкапывал этот самый чужой для них картофель совершенно легко, без зазрения совести. И что характерно: голландец вещал о жесткой необходимости ставить охрану. Но насколько это реально в России?

Так и Билл Гейтс. Забывает, что самое первое, что сделали россияне во время интервенции начала 20 века, - это что они попи...ли все оружие и еду, какие только смогли. В стране откатов копирайт такая же фикция, как запрет курения в тамбурах электричек.
Короче, наивные американы - ну прямо, как дети.
x0r, Sat May 23 10:51:22 2009:
> * Докопирайтные времена
> * Копирайт рождается — XVIII век
> * Копирайт крепчает — XIX век
> * Копирайт побеждает — XX век
> * Тотальный копирайт — XXI век

да... маразм крепчает...

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds