CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
26.05.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: EduMandriva

CITKIT.ru

Если компании ALT Linux и Linux Ink решили выпустить отдельные дистрибутивы для учебных заведений, то Mandriva.Ru пошла иным путем — создала проект EduMandriva. Его как концепция, так и реализация весьма интересны и где-то даже необычны. В-общем, заслуживают отдельного разговора.

У пользователя Linux, привыкшего проглатывать новости, читая их "по диагонали" может возникнуть впечатление, что EduMandriva — это просто дополнительный диск с учебным ПО, адаптированным для системы Mandriva. Его можно купить в "Линуксцентре" или загрузить из сети, если позволяет качество связи и цены на трафик.

В действительности это не совсем так. EduMandriva — проект, имеющий солидную инфраструктуру — сайт и полноценный репозиторий, интегрированный в онлайновый инсталлятор http://za1raz.mandriva.ru (если кто-то не пользовался — рекомендую). То есть, если проблем с интернетом нету, то лучше всего вообще не качать никаких дисков (а потом записывать их на болванку, где-то хранить и т.д.), а подключить новый источник пакетов.

Забегая несколько вперед скажу, что удобство компакт-диска только в автоматике — достаточно запустить программу установки и весь софт будет проинсталлирован. Обратная сторона — если вы точно знаете, что именно вам нужно, а без чего вы прекрасно обойдетесь, то ручной выбор программ однозначно предпочтительнее.

Правда, тут есть один нюанс. По словам директора по маркетингу компании Mandriva.Ru Светланы Семавиной, EduMandriva — проект исключительно российский, поэтому программы с исправлениями и дополнениями, критичными именно для отечественного пользователя, будут сперва попадать именно в этот репозиторий. Если учесть, что некоторая часть софта, используемого в учебных целях, относится к приложениям общего назначения (например Midnight Commander или OpenOffice.org), то не будет лишним немного поразмышлять о возможных путях оптимизации системы.

Правда, в категориях портала Za1raz нет EduMandriva — учебный софт там раскидан по всем. К тому же, для просмотра краткого описания каждого пакета надо кликнуть на его название и перейти на страницу загрузки. Мне это решение представляется не самым эргономичным.

Впрочем, сие суждение абсолютно субъективно. Наверняка кто-то скажет, что забивать главную страницу комментариями негоже. И тоже будет прав. В-общем, это как раз тот самый случай, когда объективно хорошего решения, устраивающего всех без исключения, попросту нет.

Поэтому я абстрагируюсь от способов установки и переходу к рассмотрению состава диска. Дабы избежать банального перечисления программ, отсылаю читателя на официальный сайт проекта (http://wiki.edumandriva.ru/index.php/EduMandriva_2009.0). Там все это изложено, пусть даже не так подробно, как хотелось бы.

Коль скоро мы говорим о школе, я остановлюсь на приложениях, которые могут пригодиться учителю информатики. Под этим предметом я, вразрез с генеральной линией, все-таки буду понимать изучение основ программирования, а не выработку навыков нажимания на кнопки в текстовых процессорах, графических редакторах и браузерах. Ну и, понятное дело, нет резона касаться сугубо служебных программ типа File-roller и VirtualBox — о причинах появления некоторых из них на этом диске я уже писал.

Наконец, в рамках одной статьи даже все программы, предназначенные для программирования, тоже рассмотреть вряд ли получится — их там целых пятнадцать штук. Поэтому я постараюсь не особо умничать, а рассказать о приложениях, которые лично мне представляются наиболее интересными и востребованными средней школой, а не, допустим, институтами. Разумеется, весь софт свободный и его применение не противопоказано пользователям других дистрибутивов.

Scratch — для самых маленьких

Эта среда создана в знаменитом Массачусетском Технологическом институте. Сами разработчики считали, что она подойдет для детей в возрасте от десяти лет. А с поправкой на наш традиционный российские вундеркидизм — чуть ли не с первого класса. В чем главная фишка Scratch? В то, что можно составлять программы совершенно не зная ни одного языка программирования. То есть, полный уход от условностей в сочетании со снижением нагрузки на память.

Английского языка, кстати, тоже знать не обязательно, несмотря на то, что происхождение программы явно иноземное. Весь интерфейс переведен, причем очень качественно. Опять же, большой плюс для школ, где изучение информатики начинают рано.

Scratch — среда, в которой программы составляются по принципу конструктора. В одном окошке — элементы блок-схемы, в другом — рабочее поле, в третьем — вывод получаемого результата. Даже клавиатура тут не нужна. Берешь мышкой детальку, на которой русским языком написано какое-то действие, ставишь в нужное место и наблюдаешь, что из этого получается.

Работать предлагается большей частью с графическими объектами, что детям понравится значительно больше решения расчетных задач. Например, можно научить довольно симпатичного котика ходить по комнате, не натыкаясь на стены. По большому счету — весьма занимательная игра. Сам увлекся, когда изучал возможности приложения. Дополнительный плюс — развитое российское коммьюнити. Даже состязания проводятся, так что у любой школы есть все шансы на свою долю славы. А там, глядишь, и спонсоры какие на горизонте нарисуются.

Kumir (КуМир) — наш ответ западу

Эта среда — разработка нашего родного Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук. Во-общем, поддержим отечественную науку. Тем более, что этот учебно-методический комплект составлен на основе учебника А.Г.Кушниренко "Основы информатики и вычислительной техники".

Как говорится, законченное решение. Правда, книга вышла довольно давно — еще в прошлом веке. Но общеизвестно, что старый конь борозды не портит. Имея под рукой это пособие, опытный учитель всегда сможет составить план уроков.

Сразу хочу сказать о одной особенности, которая воспринимается многими в штыки — в системе КуМир используется оригинальный алгоритмический язык с русской лексикой. О минусах такого подхода говорилось много, поэтому эту часть я пропущу, а сразу перейду к одному большому плюсу. Заключается он в том, что у школьника в процессе обучения не возникает рефлекторных привычек к какому-то конкретному продукту.

Проще говоря — таким образом не сформируются умения, для появления которых у ученика средней школы недостаточно фундаментальных знаний. И вместо умной головы не образуется набитая рука.

В состав системы КуМир входит два встроенных инструмента — Робот и Чертежник. Таким образом, она может использоваться как старшеклассниками, так и учениками помладше. Интерфейс вполне комплексный — есть возможность пошаговой отладки программы с выводом результатов операций присваивания и значений логических выражений.

Моё глубоко субъективное мнение — большой популярность у систему КуМир не будет. Все-таки учителя больше привыкли к традиционным языкам Basic и Pascal (да и на олимпиадах по программированию актуальны именно они). Наверное, это нехорошо — на базе этого продукта вполне можно было бы разработать единый курс информатики для всех школ и как-то стандартизировать платформу. Но, по всей видимости, время для этого уже упущено.

SwiProlog и GProlog — для факультатива

Чуть выше я сетовал на то, что обучение основам программирования на примере языка с ярко выраженными синтаксическими особенностями — это не очень здорово. Но что же делать, если учебный процесс уже завязан на Basic или Pascal?

На мой взгляд, самый лучший вариант — уделить некоторое время (возможно, факультативно) ознакомлению с другими языками, радикально отличающимися от "штатных". Возможно, тут я опять буду очень субъективен, но Prolog должен обязательно входить в этот список — уж очень это интересный и необычный язык.

Да и ученикам, на мой взгляд, будет интересно попрактиковаться в составлении базы знаний, состоящих из фактов и правил, а потом наблюдать, как машина демонстрирует зачатки интеллекта, пытаясь ответить на их вопросы. Кстати, это занятие очень способствует развитию логики. Фактически — приучает людей мыслить законченными и непротиворечивыми категориями.

Лет двадцать тому назад я имел некоторое отношение к разработке экспертных систем. Время было своеобразное и никакого практического выхода эта работа не имела, за исключением одного — привлекаемые эксперты признавались, что при составлении базы знаний они прежде всего сами разобрались с тем, что хранится у них в голове, разложив там все по полочкам.

FreeBasic и FreePascal — классика жанра

Это наиболее адекватный ответ тем, кто говорит о необходимости глобального переучивания преподавателей. В очередной раз приходится констатировать, что противники СПО чрезмерно сгущают краски.

Большинство учителей применяют в учебном процессе языки Pascal и Basic. Так вот они — берите и используйте. Без всякого переучивания и переписывания учебных планов.

Более того, FreeBasic совместим с MS QBasic, так что даже примеры переделывать не придется. Ученики, вероятнее всего, вообще не заметят, что вместо Windows на школьных машинах теперь стоит Linux.

В сочетании с FreePascal можно использовать Lazarus — IDE-оболочку. В этом случае система будет очень похожа на известный всем TurboPascal. И, опять же, никакой переподготовки не потребуется.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

аноним, Sun Aug 2 14:32:07 2009:
анонимный аноним, воскресенье, 2 августа 2009 г. 09:18:42:
Согласен. Ну так составьте хороший учебник.
А то вот так все друг на друга кивают,
а дело стоит. Сам не сделаешь - никто не сделает.

Очень хорошая мысль. Я берусь это сделать: составить лучший учебник всех времен и народов. Завтра меня назначают призидентом, при вашей безусловной поддержке, и порядок в этом секторе образования будет обеспечен для всех и на - всегда!
Крепко жму руку. Пишите свои пожелания: Москва, Кремль, Президенту: т.е. - мне.
анонимный аноним, Sun Aug 2 09:18:42 2009:
2аноним, воскресенье, 2 августа 2009 г. 08:40:51:
>плохо, что в учебниках по информатике очень мало заданий для отработки навыков по решению различных задач, почему бы не составить учебник в стиле математики: теория+задачник или тема+ набор задач.

Согласен. Ну так составьте хороший учебник.
А то вот так все друг на друга кивают,
а дело стоит. Сам не сделаешь - никто не сделает.
аноним, Sun Aug 2 08:40:51 2009:
плохо, что в учебниках по информатике очень мало заданий для отработки навыков по решению различных задач, почему бы не составить учебник в стиле математики: теория+задачник или тема+ набор задач.
аноним, Sat Aug 1 18:33:07 2009:
Дурачок?Школиё??Пыанер...
аноним, Sat Aug 1 17:37:33 2009:
Учили бы то, что реально пригодится - хотя бы языки разметки XHTML и CSS, да JavaScript хотя бы. В хозяйстве пригодится. А потом можно и на Python - язык мощный, но считается не очень сложным в освоении. А то всякие Бэйсики, Паскали...
KIJ, Mon Apr 27 13:06:14 2009:
>Storke, воскресенье, 26 апреля 2009 г. 15:07:54:
>У меня такое ощущение, что тут принимают участие в обсуждении далекие от школы люди.
>Начнем с БУП-2004. А вы сравнивали его с БУП-98?

Нетолько сравнивали. а и работали по БУП-98 и переходим на БУП-2004. Только не путайте ситуацию 1998 г., практически небыло компьютеров у учеников дома и единицы родителей умели на них работать. И 2008 г. компьютеры есть почти у каждого и гораздо мощнее чем в школе, и значительная часть родителей использует компьютер на работе. Как использует это уже другой вопрос.
В те годы вопрос о факультативе по информатике не стоял. Было по 1-2 часам в кажом классе.
И практически все они уходили на программирование.
Сейчас особенно с введением НСОТ ни факультативов и кружков. Про деление классов на группы забудьте, даже если в классе 25 человек. В былые годы делили и 18.
Storke, Sun Apr 26 15:07:54 2009:
У меня такое ощущение, что тут принимают участие в обсуждении далекие от школы люди.
Начнем с БУП-2004. А вы сравнивали его с БУП-98?
А задания по ЕГЭ смотрели? А сами учебники рекомендованные? А преподавали по ним? Если нет, то и не стоит демагогией заниматься и давать далекие от школьных реалий советы.
Какой язык программирования выбрать для изучения в школе? Ответ дает ЕГЭ: С, Pascal и Basic. Не буду пускаться в преимущества и недостатки каждого из них, скажу лишь одно: практика показывает, что меньше всего ошибок в тексте программ в заданиях типа С допускают те, кто пишет на Бейсике. Почему? Да потому что кроме логики программы нужно еще не допускать синтаксических ошибок языка программирования, за которые снижаются баллы. И некоторые учителя информатики выбирают Бейсик не потому, что они такие крутые перцы а-ля Гейтс, а чтобы дети лучше сдали ЕГЭ.
Изучение 2-3 языков? Да помилуйте, хоть один бы успеть хорошо выучить. Опять же для сдачи ЕГЭ лучше знать один. На факультативах или кружках? А они еще есть в школах? Если есть, то скоро не будет, так как обязаловка только по математике и русскому. Вот туда и пойдут часы. А еще на спортивные секции после выступления в феврале Путина.
Так что не обольщайтесь. Я еще не сказал о том, кто сейчас преподает в школах. Такие, как Пиастро в 88 омской школе, единицы. Они уже как мамонты, скоро уйдут на пенсию и про информатику вообще можно забыть, так как некоторые лучше свои фирмы создают, чем с детьми нервы тратить.
Надеюсь, никого не обидел, лишь просто обрисовал обобщенную школьную ситуацию.
KIJ, Wed Apr 22 05:37:47 2009:
Насчет выбора учебников я уже писал повторяться не буду не все так просто. Захотел взял и сменил учебник, как бы не так учебник нельзя сменить в течении 5-ти лет, если только он неисключен из списка рекомендованных.
А вот насчет знания Бейсика и Паскаля абсолютно верно.
А вообще посмотрите БУП 2004 очень интересный документ. Как бы информатику не постигла учясть черчения. Слухи такие уже есть.
аноним, Tue Apr 21 15:23:29 2009:
В учебниках дают и ПАСКАЛЬ и БЭЙСИК. Кстати, учителя сами выбирают учебник из списка допущенных Фед.агенством. Я думаю они знают бэйсик и паскаль одинаково хорошо.Паскаль наверное даже лучше.
KIJ, Tue Apr 21 05:51:47 2009:
>аноним, понедельник, 20 апреля 2009 г. 11:43:49
>Так что с моим планом "Изучайте паскаль вместо бэйсика" никакого противоречия нет.

Это с вашими планами противоречий нет. А вы попробуйте объяснить это родителям и администрации, которые считают, что изчать программирование в школе вообще не надо. А тут еще надо доказать необходимость замены языка программирования данного в учебнике. Кому нужна лишняя головная боль и возможные оргвыводы.

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds