CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
16.07.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: девять проблем

CITKIT.ru

В потоке событий, которыми было богато начало года, наметилась какая-то пауза. Громко провозглашенная концепция НПП пока так и не конкретизировалась, официальная регистрация РАСПО еще не состоялась, денег на продолжение школьного проекта пока не найдено. Ждем'с.

А чтобы ожидание не было скучным, самое время вспомнить о некоторых вещах, ускользнувших от нашего внимания. А именно — о конференции "Свободное программное обеспечение в высшей школе", которая состоялась в начале февраля этого года в славном граде Переславль-Залесский (между прочим, именно там родился Александр Невский, если кто не знал). В этом городе находится Институт программных систем РАН (ИПС РАН) — не путать с Институтом системного программирования РАН (ИСП РАН), расположенном в Москве на Таганке.

Применительно к школьной теме, нас интересует доклад А.А.Якушина "Результаты разработки и апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2007-2008 годах". Точнее — та его часть, в которой автор выделил девять факторов, существенно сдерживающих массовый переход на СПО.

Тема, как нетрудно заметить, весьма популярная. Читатели CITKIT уже знакомы с мнением на сей счет заместителя директора Департамента государственной политики в сфере информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций Сергея Иванова. И, полагаю, будет любопытно узнать точку зрения, основанную на опыте практического внедрения. Разумеется, докладчик рассматривал этот вопрос применительно к школе, поэтому экстраполяция выводов на иные отрасли вряд ли будет корректной. Поэтому, будем воздерживаться от обобщений.

Низкая материально-техническая база и общая изношенность оборудования

Несмотря на бравурные рапорты о выполнении задач, поставленных в рамках нацпроекта "Образование", практика показала, что особых поводов для радости нет. Г-н Якушин отметил, что около трети всех образовательных учреждений, в которых проводилось внедрение ПСПО, имеют компьютеры с объемом оперативной памяти менее 128 Мбайт. Наверное, лет десять тому назад такие машинки были бы предметом зависти. А сейчас — утиль, если называть вещи своими именами.

С другой стороны, именно это побудило разработчиков предложить школам использовать терминальные решения. Что, кстати, не только экономно, но и удобно с чисто технической точки зрения.

Как известно, перечеркнутый минус — это плюс. Терминальные технологии — это очень перспективно не только для учебных заведений. Думаю, даже в домашних сетях они способны неплохо себя показать. Тем более, что тяга к централизации уже налицо — взять хотя бы медиасерверы, позволяющие смотреть фильмы с любого приспособленного для этого устройства. Пора делать следующий шаг.

Другое дело, что в большинстве случаев слабая машина — это старая машина. И если электроника на ней еще работает, то механика дает сбои очень часто. Поэтому, вероятнее всего, не стоит позиционировать терминальные решения исключительно как средство для реанимации металлолома.

Недостаточное количество образовательных программных продуктов для использования с ПСПО

Понятно, что это не может быть упреком в адрес СПО. Никаких разумных ограничений, препятствующих написанию для него нужного софта нет и быть не может. С другой стороны — нельзя приказать независимым разработчикам делать программы, функционирующие под Linux. Поэтому эта проблема фактически состоит из двух.

Первая — заинтересованность независимых разработчиков. Понятно, что приказными методами тут действовать нельзя. Необходимо создание и практическое внедрение экономической модели, позволяющей зарабатывать деньги, создавая качественный продукт, а не придумывая для него какие-то лицензионные ограничения.

Как это сделать? Тут надо думать. Хочется верить, что РАСПО, которое в ближайшее время должно получить официальный статус , будет рассматривать эту проблему, как первоочередную — подготовит какие-то предложения и инициирует общественное обсуждение.

Другое дело — ПО, создаваемое за бюджетные деньги. Для школ это — программы для ЕГЭ. Требование мультиплатформенности к таким решениям должно получить статус закона. Государство не должно работать промоутером частных компаний, а чиновникам пора научиться жить без "откатов", тем более, что у большинства жителей страны это как-то получается.

Отсутствие необходимого количества образовательной литературы

Разумеется, докладчик имел в виду прежде всего учебники по курсу "Информатика и ИКТ". Однако, это именно тот самой случай, когда экстраполяция не только возможна, но и правильна.

Уровни советского и российского образований сравниваются уже давно, причем не в пользу последнего. Но дело тут не только в учебниках, а во всей образовательной инфраструктуре.

Советскому школьнику были доступны не только учебники (кстати, по многим предметам их качество не сильно отличалось от нынешних в лучшую сторону), но и журналы ("Юный техник", "Техника-молодежи"), телепередачи ("Это вы можете")... Я уже не говорю о бесплатных кружках технического творчества при каждом уважающем себя доме пионеров.

Все это, безусловно, надо восстанавливать. Интересно, что государство выделяет какие-то средства на развитие "правильных" СМИ, в том числе и электронных. Наблюдая за тем, во что это выливается на практике, думаю, что при рассмотрении претендентов на получение бюджетных средств следует заранее выделять квоту на научно-популярные и технические издания. Желательно, процентов девяносто, а остальные десять — на спорт. Что же касается политики, то ее и из окон прекрасно видно безо всяких газет.

Отсутствие тематического сообщества

Еще один камень в сторону информационной инфраструктуры. Практика показала, что успех проекта напрямую зависит от взаимодействия со всеми заинтересованными лицами — учителями, методистами, энтузиастами СПО.

Для того, чтобы это было, нужен серьезный портал, посвященный не просто общим вопросам СПО, а вещам сугубо прикладным. Причем, следует обеспечить не просто "голую" площадку для обмена мнениями, а ресурс, постоянно пополняемый свежими материалами, в обсуждении которых будут принимать участие члены профессиональных сообществ, а не столь любимые всеми нами анонимусы.

Важно понимать, что формирование сообществ — это не то, что делается само по себе с нулевыми финансовыми затратами. Это серьезная работа, требующая значительных усилий.

К сожалению, на сегодняшний день в СПО-сообществе доминирует идея о том, что все, относящееся к разряду PR — дело второстепенное и заниматься им следует по остаточному принципу. Мол, в наших рядах место только энтузиастам, которые сами способны объединиться. Увы, это мышление на уровне LUG небольшого городка и к российским масштабам оно плохо применимо.

Плохое решение вопросов информационного пространства образовательного учреждения

Г-н Якушин совершенно справедливо замечает, что для решения задач организации сетевого пространства образовательного учреждения, требуется создание принципиально новых программных продуктов, подчиненных единой концепции. В настоящее время это не так. Причем, не только в школах.

Знакомая картина — сперва купили ОС, потом какие-то разнородные программы, потом начинают думать, что со всем этим добром делать. Причина — отсутствие адекватной постановки задачи на формирование законченного и целостного комплекса.

Это действительно очень серьезная и тяжелорешаемая проблема, поскольку происходит она от разрухи в головах. На словах все за системный подход к решению задач, а на деле получается преодоление трудностей по мере их поступления. Причем, в большинстве случаев эти самые трудности мы сами себе и создаем.

Предустановленное проприетарное ПО

Поскольку конференция проводилась в феврале, докладчик еще не знал о том, что за OEM-поставки действительно возьмутся всерьез. Тем не менее, с учетом предыдущих пунктов особых поводов для оптимизма не наблюдается.

Мало иметь возможность вернуть деньги за OEM, надо еще знать о ней. Таким образом, мы снова возвращаемся к необходимости создания тематического сообщества. В противном случае значительная часть учителей будет продолжать использовать Windows, искренне полагая, что это предопределено свыше.

Необходимость привлечения к работе учреждений высшей школы

Практика показала, что интерес к СПО со стороны высшей школы есть и это надо использовать для решения проблем системного характера. Например, привлекая студентов к работе над прикладными программами.

И им хорошо. Во-первых — практика. Во-вторых, хорошо бы, чтобы еще и деньги за это платили, что при условии госзаказа вполне реально.

Интерес средней школы тоже довольно высок. Помимо получения программ, они могут принимать участие в постановке задачи, тестировании etc. Хороший способ для способных учеников интегрироваться в сообщество разработчиков как можно раньше.

Необходимость создания специализированных дистрибутивов

Специально для любителей холиваров подчеркиваю — не дистрибутива, а дистрибутивов. Школа — это неисчерпаемый источник, и работы хватит для всех.

Спектр задач достаточно широк — от продуктов для классов с углубленным изучением каких-то предметов до учебных заведений для детей с ограниченными физическими возможностями. И все это нужно, и все это важно.

Даже в рамках пилотного проекта учебным заведениям предлагалось несколько решений. Разумеется, на практике их требуется значительно больше и хочется надеяться, что со временем появятся новые решения для школ.

Необходимость концептуального подхода

Это, пожалуй, самое главное. За последние годы мы отучились мыслить законченными категориями, путая цель со средством, а форму с содержанием. Главная задача школы — учить детей и любой проект следует рассматривать именно в этом контексте. К сожалению, сейчас даже нет ясности в вопросе о том, чему надо учить. Поэтому все остальное даже обсуждать нелепо.

Сложность решения этой проблемы в том, что она разнородна и требует усилий всего общества, поскольку в результатах работы школы заинтересованы все — государство, бизнес, академическая наука...

Необходимо иметь четкую концепцию разработки и использования СПО в народном образовании, вытекающую из основной цели школы. Это непростая задача, но решать ее надо. За нас ее никто не решит.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: следующая

GreyAngel, Fri Apr 17 06:38:07 2009:
>...Отпадет проблема совместимости форматов (если везде будет стоять Open Office, то и формат документов будет один). Так что проблем на самом деле очень много и решить их на голом энтузиазме не получится.

Кстати о голом энтузиазме. Чисто из голого энтузиазма пытаю директора периодически, вопросом на какое ПО будем переходить после декабря 2010, поскольку с ответом на данный вопрос необходимо определяться сегодня, но увы и ах все мои намеки пропадают в туне....

Чувствую что получиться опять классическая ситуация "Грянул гром - мужик крестится". Вот тогда и посыпятся те неоправданно поспешные решения которые окончательно угробят процесс информатизации всего образования в целом. Может кому то покажеться что данный взгляд слишком паникерский, но примеряя те проблемы которые перечисленны в статье к своей школе, более половины из них я бы назвал чересчур актуальными. Мне вот просто необходимо знать как наши управленческие кадры представляют себе процесс принятия решения. Как бы не получилось так что в Москве отдана команда о внедрении СПО (об отправки школ в вопросе лицензионности ПО в свободное плавание), на уровне регионов быстренько накропали проект регионального уровня, на уровне районов и городов сказали обеспечить выполнение уже принятых решений в крайне нереальный срок, и чтобы при этом всё работало зачипись. Причем с маленькой оговоркой обеспечте решение проблем своими силами. Т.е. как хотите так и крутитесь. И получится, что школа вынуждена работать в рамках уже принятых кем-то решений причем школа об этом узнает за три-два дня до того как необходимо уже предоставить отчет по работе на которую необходима неделя. И тут уже никакой энтузиазизм не поможет. А где же обсуждение, выработка общего мнения и другие демократические процедуры...?

Я понимаю директора, он человек занятой, как и все административные работники системы образования, но спросите их "Какие проблемы с информатизацией вы предполагаете будут в самое ближайшее время?" то наврядли большинство из них вам грамотно ответят. Поскольку являются рядовыми пользователями, и кроме этого проблем и так много и успеваем мы их решать кое как только в режиме поступления таковых.
аноним, Fri Apr 17 05:40:28 2009:
Пока не будет нормального централизованного решения о том что нужно переходить на СПО ничего путнего не будет поскольку здесь проблема должна0 решаться сверху вниз. Если пошла речь о внедрении СПО, то должна быть организована следующая система. Есть районое управление образования которому нужно выдать приказ и инструкции (в которых должно быть четко прописано, что является бесплатным, что является платным и вообще что нужно делать), на внедрение СПО в муниципальных образовательных учреждениях. Эти инструкции и приказы должны расслаться ОУ, вместе с предлагаемым ПО (если нет денег на ПО, то на официальном сайте должны быть предоставлены ссылки, на рекомендуемое СПО для ОУ). Тогда решится большинство проблем. Например сразу отпадет вопрос о законности использования Linux, т.к. есть приказы, инструкции, положения и т.д., которые присланы сверху. Директорам МОУ в уже не придеться ничего доказывать и объяснять, т.к. сущетсвует соответсвующий приказ (иные директора не просто не хотят использовать Linux, а еще делают выговор преподавателям за установку Linux). Отпадет проблема совместимости форматов (если везде будет стоять Open Office, то и формат документов будет один). Так что проблем на самом деле очень много и решить их на голом энтузиазме не получится.
akdengi, Thu Apr 16 16:14:41 2009:
Сергей, сравните с моим выступлением:

http://wiki.edumandriva.ru/index.php/Проблематика_построения_образовательного_процесса_на_Открытом_ПО

Почти год назад я говорил о похожих вещах, причем представители заинтересованных сторон были "на местах". По поводу "трупов" - надо тогда переделывать ЕГЭ, который расчитан на Бейсик, Паскаль и C конечно (вопрос в том что его даже в вузах не успевают изучать и он сам по себе - язык - уже стает раритетом на фоне C#, Python и других "дружелюбных" языков).

Ну а поводу "энтузиазима" - ну не даст государство денег тем кто этого заслуживает или до них дойдет в лучшем случае процентов десять - мои опыты участия в тендерах позволяют это говорить.
аноним, Thu Apr 16 16:05:15 2009:
сейчас этим уже не занимаюсь:)
аноним, Thu Apr 16 16:04:49 2009:
описание:
http://mydebianblog.blogspot.com/2007/01/latex.html

Отображение тэгов приводит к некоторому притормаживанию, особенно при быстрой прокрутке документа, что не удивительно: LyX приходится форматировать документ "на лету". Зато можно не изучать работы с текстом, формулами и графикой, а сразу заняться набором документов. Благо для этого есть хорошо проработанные инструменты и менюшки, в которых простым тыком мыши можно вставлять формулы, таблицы и рисунки.

жаль раньше не знал. не пришлось бы кучу доков самому форматировать. когда надо все просмотреть - не расползлось ли.
аноним, Thu Apr 16 15:59:24 2009:
Lyx-Обзор
http://www.linuxfocus.org/Russian/March1998/article31.html
аноним, Thu Apr 16 15:02:48 2009:
2 аноним, четверг, 16 апреля 2009 г. 10:32:04:
>А вернее какие разделы требуют присутствия машины:

Ну, давайте.

>1)Работа с текстовыми и графическими редакторами, СУБД, создание презентаций.

MS Word - это не текстовый редактор, а WYSIWYG-редактор. Текстовый редактор - это SciTE, Emacs, Vim.

>Сейчас в школах все это длеается с помощью пакета MS OFFICE. Аналог в СПО - OOO.

И где же в MSO находиться графический редактор и СУБД?

А делать в MSO более-менее сложные по оформлению документы (особенно с формулами и рисунками) может только мазохист или идиот. Для этого уже более 25 лет используют только TeX и варианты.
То же относиться и к презентациям. Классический вариант песца, который забегает с таким подходом, можно увидеть здесь: http://pedsovet.su/load/

>2)Основы программирования - Pascal, Basic, Visual Basic

Прекратите насиловать трупы! На этих языках пишут сейчас только быдлокодеры. Тем более, что С в Линуксе - нативный язык со всеми вытекающими плюсами. Лучше научите детей какому-нибудь скриптовому языка. Да хотя бы тому же Perl или Python.

>3)Навыки работы с антивирусными программами, браузерами, менеджерами закачек.

На Линуксе не удастся научить работать с антивирусами. Это там всё равно не нужно. Пусть лучше файерволл изучают.

>В принципе как я показал платное ПО можно заменить на бесплатное.

И даже нужно. И не просто бесплатное, а свободное, с открытыми исходниками.

>Отдельный вопрос связан с образовательным ПО.

А разве оно не почти всё свободное?
аноним, Thu Apr 16 10:32:04 2009:
2 Учитель информатики.
Давайте посмотрим чему учат у нас на уроках информатики. А вернее какие разделы требуют присутствия машины:
1)Работа с текстовыми и графическими редакторами, СУБД, создание презентаций. Сейчас в школах все это длеается с помощью пакета MS OFFICE. Аналог в СПО - OOO.
2)Основы программирования - Pascal, Basic, Visual Basic - насколько я знаю Turbo Pascal для учебных заведений бесплатный. Visual Basic можно заменить на Object Pascal и тогда использовать Lazarus
3)Навыки работы с антивирусными программами, браузерами, менеджерами закачек. Так есть же много бесплатных программ - Firefox, Download, Claim и т.д.
Так вроде и все. В принципе как я показал платное ПО можно заменить на бесплатное. Отдельный вопрос связан с образовательным ПО. Но тем не менее как часто проходят такие уроки? Когда я учился в школе их было всего 2.
Said, Wed Apr 15 21:33:06 2009:
2 Учитель информатики.
Прошу принять искренние заверения в моем уважении
(уважуха - если коротко).
>> Смешная постановка вопроса.
И ответ - по форме черносотенный,
по сути - результат работы здравого ума.
Добавить лично мне - нечего.
аноним, Wed Apr 15 21:31:39 2009:
2 Учитель информатики.
Прошу принять искренние заверения в моем уважении
(уважуха - если коротко).
>> Смешная постановка вопроса.
И ответ - по форме черносотенный,
по сути - результат работы здравого ума.
Добавить лично мне - нечего.

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds