CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
16.07.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: девять проблем

CITKIT.ru

В потоке событий, которыми было богато начало года, наметилась какая-то пауза. Громко провозглашенная концепция НПП пока так и не конкретизировалась, официальная регистрация РАСПО еще не состоялась, денег на продолжение школьного проекта пока не найдено. Ждем'с.

А чтобы ожидание не было скучным, самое время вспомнить о некоторых вещах, ускользнувших от нашего внимания. А именно — о конференции "Свободное программное обеспечение в высшей школе", которая состоялась в начале февраля этого года в славном граде Переславль-Залесский (между прочим, именно там родился Александр Невский, если кто не знал). В этом городе находится Институт программных систем РАН (ИПС РАН) — не путать с Институтом системного программирования РАН (ИСП РАН), расположенном в Москве на Таганке.

Применительно к школьной теме, нас интересует доклад А.А.Якушина "Результаты разработки и апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2007-2008 годах". Точнее — та его часть, в которой автор выделил девять факторов, существенно сдерживающих массовый переход на СПО.

Тема, как нетрудно заметить, весьма популярная. Читатели CITKIT уже знакомы с мнением на сей счет заместителя директора Департамента государственной политики в сфере информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций Сергея Иванова. И, полагаю, будет любопытно узнать точку зрения, основанную на опыте практического внедрения. Разумеется, докладчик рассматривал этот вопрос применительно к школе, поэтому экстраполяция выводов на иные отрасли вряд ли будет корректной. Поэтому, будем воздерживаться от обобщений.

Низкая материально-техническая база и общая изношенность оборудования

Несмотря на бравурные рапорты о выполнении задач, поставленных в рамках нацпроекта "Образование", практика показала, что особых поводов для радости нет. Г-н Якушин отметил, что около трети всех образовательных учреждений, в которых проводилось внедрение ПСПО, имеют компьютеры с объемом оперативной памяти менее 128 Мбайт. Наверное, лет десять тому назад такие машинки были бы предметом зависти. А сейчас — утиль, если называть вещи своими именами.

С другой стороны, именно это побудило разработчиков предложить школам использовать терминальные решения. Что, кстати, не только экономно, но и удобно с чисто технической точки зрения.

Как известно, перечеркнутый минус — это плюс. Терминальные технологии — это очень перспективно не только для учебных заведений. Думаю, даже в домашних сетях они способны неплохо себя показать. Тем более, что тяга к централизации уже налицо — взять хотя бы медиасерверы, позволяющие смотреть фильмы с любого приспособленного для этого устройства. Пора делать следующий шаг.

Другое дело, что в большинстве случаев слабая машина — это старая машина. И если электроника на ней еще работает, то механика дает сбои очень часто. Поэтому, вероятнее всего, не стоит позиционировать терминальные решения исключительно как средство для реанимации металлолома.

Недостаточное количество образовательных программных продуктов для использования с ПСПО

Понятно, что это не может быть упреком в адрес СПО. Никаких разумных ограничений, препятствующих написанию для него нужного софта нет и быть не может. С другой стороны — нельзя приказать независимым разработчикам делать программы, функционирующие под Linux. Поэтому эта проблема фактически состоит из двух.

Первая — заинтересованность независимых разработчиков. Понятно, что приказными методами тут действовать нельзя. Необходимо создание и практическое внедрение экономической модели, позволяющей зарабатывать деньги, создавая качественный продукт, а не придумывая для него какие-то лицензионные ограничения.

Как это сделать? Тут надо думать. Хочется верить, что РАСПО, которое в ближайшее время должно получить официальный статус , будет рассматривать эту проблему, как первоочередную — подготовит какие-то предложения и инициирует общественное обсуждение.

Другое дело — ПО, создаваемое за бюджетные деньги. Для школ это — программы для ЕГЭ. Требование мультиплатформенности к таким решениям должно получить статус закона. Государство не должно работать промоутером частных компаний, а чиновникам пора научиться жить без "откатов", тем более, что у большинства жителей страны это как-то получается.

Отсутствие необходимого количества образовательной литературы

Разумеется, докладчик имел в виду прежде всего учебники по курсу "Информатика и ИКТ". Однако, это именно тот самой случай, когда экстраполяция не только возможна, но и правильна.

Уровни советского и российского образований сравниваются уже давно, причем не в пользу последнего. Но дело тут не только в учебниках, а во всей образовательной инфраструктуре.

Советскому школьнику были доступны не только учебники (кстати, по многим предметам их качество не сильно отличалось от нынешних в лучшую сторону), но и журналы ("Юный техник", "Техника-молодежи"), телепередачи ("Это вы можете")... Я уже не говорю о бесплатных кружках технического творчества при каждом уважающем себя доме пионеров.

Все это, безусловно, надо восстанавливать. Интересно, что государство выделяет какие-то средства на развитие "правильных" СМИ, в том числе и электронных. Наблюдая за тем, во что это выливается на практике, думаю, что при рассмотрении претендентов на получение бюджетных средств следует заранее выделять квоту на научно-популярные и технические издания. Желательно, процентов девяносто, а остальные десять — на спорт. Что же касается политики, то ее и из окон прекрасно видно безо всяких газет.

Отсутствие тематического сообщества

Еще один камень в сторону информационной инфраструктуры. Практика показала, что успех проекта напрямую зависит от взаимодействия со всеми заинтересованными лицами — учителями, методистами, энтузиастами СПО.

Для того, чтобы это было, нужен серьезный портал, посвященный не просто общим вопросам СПО, а вещам сугубо прикладным. Причем, следует обеспечить не просто "голую" площадку для обмена мнениями, а ресурс, постоянно пополняемый свежими материалами, в обсуждении которых будут принимать участие члены профессиональных сообществ, а не столь любимые всеми нами анонимусы.

Важно понимать, что формирование сообществ — это не то, что делается само по себе с нулевыми финансовыми затратами. Это серьезная работа, требующая значительных усилий.

К сожалению, на сегодняшний день в СПО-сообществе доминирует идея о том, что все, относящееся к разряду PR — дело второстепенное и заниматься им следует по остаточному принципу. Мол, в наших рядах место только энтузиастам, которые сами способны объединиться. Увы, это мышление на уровне LUG небольшого городка и к российским масштабам оно плохо применимо.

Плохое решение вопросов информационного пространства образовательного учреждения

Г-н Якушин совершенно справедливо замечает, что для решения задач организации сетевого пространства образовательного учреждения, требуется создание принципиально новых программных продуктов, подчиненных единой концепции. В настоящее время это не так. Причем, не только в школах.

Знакомая картина — сперва купили ОС, потом какие-то разнородные программы, потом начинают думать, что со всем этим добром делать. Причина — отсутствие адекватной постановки задачи на формирование законченного и целостного комплекса.

Это действительно очень серьезная и тяжелорешаемая проблема, поскольку происходит она от разрухи в головах. На словах все за системный подход к решению задач, а на деле получается преодоление трудностей по мере их поступления. Причем, в большинстве случаев эти самые трудности мы сами себе и создаем.

Предустановленное проприетарное ПО

Поскольку конференция проводилась в феврале, докладчик еще не знал о том, что за OEM-поставки действительно возьмутся всерьез. Тем не менее, с учетом предыдущих пунктов особых поводов для оптимизма не наблюдается.

Мало иметь возможность вернуть деньги за OEM, надо еще знать о ней. Таким образом, мы снова возвращаемся к необходимости создания тематического сообщества. В противном случае значительная часть учителей будет продолжать использовать Windows, искренне полагая, что это предопределено свыше.

Необходимость привлечения к работе учреждений высшей школы

Практика показала, что интерес к СПО со стороны высшей школы есть и это надо использовать для решения проблем системного характера. Например, привлекая студентов к работе над прикладными программами.

И им хорошо. Во-первых — практика. Во-вторых, хорошо бы, чтобы еще и деньги за это платили, что при условии госзаказа вполне реально.

Интерес средней школы тоже довольно высок. Помимо получения программ, они могут принимать участие в постановке задачи, тестировании etc. Хороший способ для способных учеников интегрироваться в сообщество разработчиков как можно раньше.

Необходимость создания специализированных дистрибутивов

Специально для любителей холиваров подчеркиваю — не дистрибутива, а дистрибутивов. Школа — это неисчерпаемый источник, и работы хватит для всех.

Спектр задач достаточно широк — от продуктов для классов с углубленным изучением каких-то предметов до учебных заведений для детей с ограниченными физическими возможностями. И все это нужно, и все это важно.

Даже в рамках пилотного проекта учебным заведениям предлагалось несколько решений. Разумеется, на практике их требуется значительно больше и хочется надеяться, что со временем появятся новые решения для школ.

Необходимость концептуального подхода

Это, пожалуй, самое главное. За последние годы мы отучились мыслить законченными категориями, путая цель со средством, а форму с содержанием. Главная задача школы — учить детей и любой проект следует рассматривать именно в этом контексте. К сожалению, сейчас даже нет ясности в вопросе о том, чему надо учить. Поэтому все остальное даже обсуждать нелепо.

Сложность решения этой проблемы в том, что она разнородна и требует усилий всего общества, поскольку в результатах работы школы заинтересованы все — государство, бизнес, академическая наука...

Необходимо иметь четкую концепцию разработки и использования СПО в народном образовании, вытекающую из основной цели школы. Это непростая задача, но решать ее надо. За нас ее никто не решит.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 10 :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: следующая

аноним, Sun Apr 19 17:29:59 2009:
Кстати, на сайте edumandriva.org набор неплохого бесплатного учебного софта. Как для Win так и для Lin. Учителя, пока могут осваивать бесплатные Win программы а потом перейти на те же программы но уже в линуксе с тем же интерфейсом
аноним, Sun Apr 19 17:18:37 2009:
2аноним, воскресенье, 19 апреля 2009 г. 15:30:02:
>аноним, суббота, 18 апреля 2009 г. 16:29:11:
> проблемма №1:
>Русский язык.
Виндузятник в форум писал, может его эмоции захлестывали. Да и вы, я думаю, не всегда набираете правильно. Простим, ошибки...
аноним, Sun Apr 19 15:30:02 2009:
>аноним, суббота, 18 апреля 2009 г. 16:29:11:
> проблемма №1:

Русский язык.
аноним, Sun Apr 19 12:02:43 2009:
Все таки по-моему СПО это для тех, кто хочет понимать как все это и почему работает. Как оно должно правильно/просто и лучше работать. Если не так, то как изменить.
аноним, Sun Apr 19 11:37:31 2009:
Что мешает работать на Линуксе? Отсутствие целеустремленности по разным, причем в значительной степени, историческим причинам. Почитайте комментарии и посмотрите, какой из них более-менее грамотный?

Точно, точно! Почему-то вокруг линукса, подовляющим большинством, собрались ленивые и закомплексованные люди. У которых только хорошо получается гнуть пальцы и ненавидить то, что не осилили.
------

А в России, как известно, всегда чего-нибудь не хватает, жилья, денег, бензина, ума, программ, инструкций, воли к победе и т.д. (очень длинный список). А тут уж, как говориться, такова се ля ви.

так задуманно. все идет по плану.
аноним 190409, Sun Apr 19 11:22:34 2009:
Как писал Козьма Прутков: хочешь быть кем-то там - будь им!.

Наш народ живет мечтами: вспомнил Козьму с его "будь им!" и подумал - ну, завтра точно брошу курить, буду делать зарядку. А потом вспомнил: надо телесериал посмотреть про бандюганов. И сказал - ладно, как-нибудь потом, в ближайшее время, но обязательно сделаю!! Б.. буду!

Я часто обучаю людей печать десятипальцевым методом. Вернее, начинаю обучать. И здесь опять срабатывает наше, родное, российское - мне сейчас некогда, напечатаю побыстрее двумя пальцами, а вот потом уже буду печатать десятью (если только не двадцатью с учетом пальцев на ногах).

Что мешает работать на Линуксе? Отсутствие целеустремленности по разным, причем в значительной степени, историческим причинам. Почитайте комментарии и посмотрите, какой из них более-менее грамотный? (Автора сих перлов в расчет не брать!!!) А что мешает респондентам (сочинителям мнений) научиться в школе грамоте? Отсутствие целеустремленности - ибо даже лентяй, если ему пообещать $100 000, "на корячках" - но поползет - учиться десятипальцевому методу машинописи.

По моему глубокому убеждению, "проверенному в боях с лентяями", внедрение Линукса начинается только среди самих пользователей. Ну вот не верю я, что жители Германии гораздо умнее жителей России. И обязательно найдется умелец "от Линукс" по разным "каналам" и в разных вариантах. Надо просто поставить во главу угла своей жизни принцип Козьмы Пруткова.

Другое дело, что россияне в значительном количестве не умеют планировать свое время в отличие от жителей Западной Европы и Америки. И одна из больших причин отсутствия планирования своей работы - это когда люди работают не ставку, а на полторы-две. К концу рабочего дня такой сотрудник будет мечтать добраться по постельки или откинуться на диване по поводу телесериала.

А вот тут уже вопрос к Государству Российскому: как же это ты, Государство Российское, допускаешь, чтобы твой генефонд в 35 лет с 1,5-2 ставками получал болезни 70-летних и апатию к жизни. А в России, как известно, всегда чего-нибудь не хватает, жилья, денег, бензина, ума, программ, инструкций, воли к победе и т.д. (очень длинный список). А тут уж, как говориться, такова се ля ви.

Короче, освоение Линукса начинается не сверху, а снизу. Просто под лежачий камень вода не течет. В нашей стране все еще хотят опровергнуть это утверждение по разным соображениям.
аноним, Sat Apr 18 16:29:11 2009:
Линукс в школе, проблемма №1: у детей начинается красноглазие. Первый признак очень трудно излечимого психического недуга.
Всемирная ассоциация психотерапевтов не рекомендует произносить слово "линукс" в присутствии несовершеннолетних.
В.А., Sat Apr 18 16:11:26 2009:
Для: Дмитрий, суббота, 18 апреля 2009 г. 15:18:09:
==По поводу недостаточного количества ПО: моё ИМХО - писать в данном случае нужно мультиплатформенное ПО (на Java

++Вот чего упёрлась эта Жаба? Мало кроссплатформенных языков? Уж лучше Пистон, Пыхалка, Луна, Руби ли Пёрл, а кое-что надо вообще писать на Хаскеле или Лиспе.

==или Flash...),

++За такое -- расстреливать на рабочем месте в особо извращённой форме.
Дмитрий, Sat Apr 18 15:18:09 2009:
По поводу недостаточного количества ПО: моё ИМХО - писать в данном случае нужно мультиплатформенное ПО (на Java или Flash...), а под какой ОС его гонять - будет совершенно неважно. Это если действительно программа поддержки СПО выходит в ранг государственных проблем.
Юра пятница 13, Fri Apr 17 13:39:49 2009:
"... а чиновникам пора научиться жить без "откатов", тем более, что у большинства жителей страны это как-то получается."

Вот дались вам эти чиновники. На месте чиновника, отвечающего за внедрение ПО я бы за СПО душу продал. Почему? Очень просто..
Софт поставляемый в любые гос. учреждения, включая школу, может быть открытый, закрытый, бесплатный, какой угодно.НО!!!! Он (софт) должен иметь ответственного или крайнего, т.е. того кто может объяснить как софт работает, и если он работает не так как нужно, то уметь подкрутить его под требования заказчика (в данном случае МинОбраза). Иначе просто не получиться. Учителя должны учить, а не править код тогоже ОпенОФиса
А вот если софт бывает бесплатным, то его поддержка (а заодно и предварительное тестирование, формирование дистров и рассылка по школам,тестирование, подготовка мануалов и т.д.) есть услуга, за которую надо платить... например некой коммерческой организации. А сколько такие услуги должны стоить? Кстати предельные планки с проприетарным ПО вполне понятны - берешь прайс и смотришь. Опять-же коммерческое ПО надо создать, а СПО - скачать с инета.

Так что, сдается мне, что наши чиновники пока просто не представляют, насколько правильно и разумно использовать СПО в госучреждениях. И первый, кто им это "объяснит", думаю в накладе не останется.
Автору искрене желаю успехов.

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 10 :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds