CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
29.03.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: девять проблем

CITKIT.ru

В потоке событий, которыми было богато начало года, наметилась какая-то пауза. Громко провозглашенная концепция НПП пока так и не конкретизировалась, официальная регистрация РАСПО еще не состоялась, денег на продолжение школьного проекта пока не найдено. Ждем'с.

А чтобы ожидание не было скучным, самое время вспомнить о некоторых вещах, ускользнувших от нашего внимания. А именно — о конференции "Свободное программное обеспечение в высшей школе", которая состоялась в начале февраля этого года в славном граде Переславль-Залесский (между прочим, именно там родился Александр Невский, если кто не знал). В этом городе находится Институт программных систем РАН (ИПС РАН) — не путать с Институтом системного программирования РАН (ИСП РАН), расположенном в Москве на Таганке.

Применительно к школьной теме, нас интересует доклад А.А.Якушина "Результаты разработки и апробации пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2007-2008 годах". Точнее — та его часть, в которой автор выделил девять факторов, существенно сдерживающих массовый переход на СПО.

Тема, как нетрудно заметить, весьма популярная. Читатели CITKIT уже знакомы с мнением на сей счет заместителя директора Департамента государственной политики в сфере информационных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций Сергея Иванова. И, полагаю, будет любопытно узнать точку зрения, основанную на опыте практического внедрения. Разумеется, докладчик рассматривал этот вопрос применительно к школе, поэтому экстраполяция выводов на иные отрасли вряд ли будет корректной. Поэтому, будем воздерживаться от обобщений.

Низкая материально-техническая база и общая изношенность оборудования

Несмотря на бравурные рапорты о выполнении задач, поставленных в рамках нацпроекта "Образование", практика показала, что особых поводов для радости нет. Г-н Якушин отметил, что около трети всех образовательных учреждений, в которых проводилось внедрение ПСПО, имеют компьютеры с объемом оперативной памяти менее 128 Мбайт. Наверное, лет десять тому назад такие машинки были бы предметом зависти. А сейчас — утиль, если называть вещи своими именами.

С другой стороны, именно это побудило разработчиков предложить школам использовать терминальные решения. Что, кстати, не только экономно, но и удобно с чисто технической точки зрения.

Как известно, перечеркнутый минус — это плюс. Терминальные технологии — это очень перспективно не только для учебных заведений. Думаю, даже в домашних сетях они способны неплохо себя показать. Тем более, что тяга к централизации уже налицо — взять хотя бы медиасерверы, позволяющие смотреть фильмы с любого приспособленного для этого устройства. Пора делать следующий шаг.

Другое дело, что в большинстве случаев слабая машина — это старая машина. И если электроника на ней еще работает, то механика дает сбои очень часто. Поэтому, вероятнее всего, не стоит позиционировать терминальные решения исключительно как средство для реанимации металлолома.

Недостаточное количество образовательных программных продуктов для использования с ПСПО

Понятно, что это не может быть упреком в адрес СПО. Никаких разумных ограничений, препятствующих написанию для него нужного софта нет и быть не может. С другой стороны — нельзя приказать независимым разработчикам делать программы, функционирующие под Linux. Поэтому эта проблема фактически состоит из двух.

Первая — заинтересованность независимых разработчиков. Понятно, что приказными методами тут действовать нельзя. Необходимо создание и практическое внедрение экономической модели, позволяющей зарабатывать деньги, создавая качественный продукт, а не придумывая для него какие-то лицензионные ограничения.

Как это сделать? Тут надо думать. Хочется верить, что РАСПО, которое в ближайшее время должно получить официальный статус , будет рассматривать эту проблему, как первоочередную — подготовит какие-то предложения и инициирует общественное обсуждение.

Другое дело — ПО, создаваемое за бюджетные деньги. Для школ это — программы для ЕГЭ. Требование мультиплатформенности к таким решениям должно получить статус закона. Государство не должно работать промоутером частных компаний, а чиновникам пора научиться жить без "откатов", тем более, что у большинства жителей страны это как-то получается.

Отсутствие необходимого количества образовательной литературы

Разумеется, докладчик имел в виду прежде всего учебники по курсу "Информатика и ИКТ". Однако, это именно тот самой случай, когда экстраполяция не только возможна, но и правильна.

Уровни советского и российского образований сравниваются уже давно, причем не в пользу последнего. Но дело тут не только в учебниках, а во всей образовательной инфраструктуре.

Советскому школьнику были доступны не только учебники (кстати, по многим предметам их качество не сильно отличалось от нынешних в лучшую сторону), но и журналы ("Юный техник", "Техника-молодежи"), телепередачи ("Это вы можете")... Я уже не говорю о бесплатных кружках технического творчества при каждом уважающем себя доме пионеров.

Все это, безусловно, надо восстанавливать. Интересно, что государство выделяет какие-то средства на развитие "правильных" СМИ, в том числе и электронных. Наблюдая за тем, во что это выливается на практике, думаю, что при рассмотрении претендентов на получение бюджетных средств следует заранее выделять квоту на научно-популярные и технические издания. Желательно, процентов девяносто, а остальные десять — на спорт. Что же касается политики, то ее и из окон прекрасно видно безо всяких газет.

Отсутствие тематического сообщества

Еще один камень в сторону информационной инфраструктуры. Практика показала, что успех проекта напрямую зависит от взаимодействия со всеми заинтересованными лицами — учителями, методистами, энтузиастами СПО.

Для того, чтобы это было, нужен серьезный портал, посвященный не просто общим вопросам СПО, а вещам сугубо прикладным. Причем, следует обеспечить не просто "голую" площадку для обмена мнениями, а ресурс, постоянно пополняемый свежими материалами, в обсуждении которых будут принимать участие члены профессиональных сообществ, а не столь любимые всеми нами анонимусы.

Важно понимать, что формирование сообществ — это не то, что делается само по себе с нулевыми финансовыми затратами. Это серьезная работа, требующая значительных усилий.

К сожалению, на сегодняшний день в СПО-сообществе доминирует идея о том, что все, относящееся к разряду PR — дело второстепенное и заниматься им следует по остаточному принципу. Мол, в наших рядах место только энтузиастам, которые сами способны объединиться. Увы, это мышление на уровне LUG небольшого городка и к российским масштабам оно плохо применимо.

Плохое решение вопросов информационного пространства образовательного учреждения

Г-н Якушин совершенно справедливо замечает, что для решения задач организации сетевого пространства образовательного учреждения, требуется создание принципиально новых программных продуктов, подчиненных единой концепции. В настоящее время это не так. Причем, не только в школах.

Знакомая картина — сперва купили ОС, потом какие-то разнородные программы, потом начинают думать, что со всем этим добром делать. Причина — отсутствие адекватной постановки задачи на формирование законченного и целостного комплекса.

Это действительно очень серьезная и тяжелорешаемая проблема, поскольку происходит она от разрухи в головах. На словах все за системный подход к решению задач, а на деле получается преодоление трудностей по мере их поступления. Причем, в большинстве случаев эти самые трудности мы сами себе и создаем.

Предустановленное проприетарное ПО

Поскольку конференция проводилась в феврале, докладчик еще не знал о том, что за OEM-поставки действительно возьмутся всерьез. Тем не менее, с учетом предыдущих пунктов особых поводов для оптимизма не наблюдается.

Мало иметь возможность вернуть деньги за OEM, надо еще знать о ней. Таким образом, мы снова возвращаемся к необходимости создания тематического сообщества. В противном случае значительная часть учителей будет продолжать использовать Windows, искренне полагая, что это предопределено свыше.

Необходимость привлечения к работе учреждений высшей школы

Практика показала, что интерес к СПО со стороны высшей школы есть и это надо использовать для решения проблем системного характера. Например, привлекая студентов к работе над прикладными программами.

И им хорошо. Во-первых — практика. Во-вторых, хорошо бы, чтобы еще и деньги за это платили, что при условии госзаказа вполне реально.

Интерес средней школы тоже довольно высок. Помимо получения программ, они могут принимать участие в постановке задачи, тестировании etc. Хороший способ для способных учеников интегрироваться в сообщество разработчиков как можно раньше.

Необходимость создания специализированных дистрибутивов

Специально для любителей холиваров подчеркиваю — не дистрибутива, а дистрибутивов. Школа — это неисчерпаемый источник, и работы хватит для всех.

Спектр задач достаточно широк — от продуктов для классов с углубленным изучением каких-то предметов до учебных заведений для детей с ограниченными физическими возможностями. И все это нужно, и все это важно.

Даже в рамках пилотного проекта учебным заведениям предлагалось несколько решений. Разумеется, на практике их требуется значительно больше и хочется надеяться, что со временем появятся новые решения для школ.

Необходимость концептуального подхода

Это, пожалуй, самое главное. За последние годы мы отучились мыслить законченными категориями, путая цель со средством, а форму с содержанием. Главная задача школы — учить детей и любой проект следует рассматривать именно в этом контексте. К сожалению, сейчас даже нет ясности в вопросе о том, чему надо учить. Поэтому все остальное даже обсуждать нелепо.

Сложность решения этой проблемы в том, что она разнородна и требует усилий всего общества, поскольку в результатах работы школы заинтересованы все — государство, бизнес, академическая наука...

Необходимо иметь четкую концепцию разработки и использования СПО в народном образовании, вытекающую из основной цели школы. Это непростая задача, но решать ее надо. За нас ее никто не решит.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 14 :: следующая

DevilMan, Wed Jun 17 17:19:10 2009:
KIJ, понедельник, 15 июня 2009 г. 05:54:31:
Все гораздо сложнее.
Диски Мастер и Сервер не загрузочные.
----------------------------
что-то я не совсем понял какое это отношение имеет к вопросу об обновлении системы?
Sosochka, Mon Jun 15 10:33:14 2009:
==KIJ, понедельник, 15 июня 2009 г. 05:54:31:
Все гораздо сложнее.
Диски Мастер и Сервер не загрузочные.

++ Если из последней поставке то читаем ( http://users.livejournal.com/aen_/110138.html
KIJ, Mon Jun 15 05:54:31 2009:
Все гораздо сложнее.
Диски Мастер и Сервер не загрузочные.
DevilMan, Wed Jun 10 12:34:31 2009:
2KIJ
если точнее рассматривать, то вот что у тебя:

1) kdebase-kdeprint: Depends: libcups (>= 1.2.12-alt6.S40.5) but 1.2.12-alt6.M40.
4 is installed

пакет kdebase-kdeprint требует наличие либы libcups версии больше или равной 1.2.12-alt6.S40.5, однако в системе установлена и используется libcups 1.2.12-alt6.M40.4, поэтому апргейт kdebase-kdeprint невозможен на этом этапе


2) synaptic: Depends: rpm (>= 4.0.4-alt77.M40.2) but 4.0.4-alt77.M40.1 is install
ed

пакет synaptic требует либу rpm версии больше или равной 4.0.4-alt77.M40.2, однако в системе стоит rpm 4.0.4-alt77.M40.1, поэтому апгрейт synaptic в настоящее время не возможен.

зависимости нужно соблюсти для стабильной работы этих пакетов. хотя это не факт, что систему вообще нельзя обновить, проигнорировав обновление этих пакетов...

а вообще, обновление всей системы лучше всего начинать с апргейда именно менеджера пакетов) тогда он будет лучше отрабатывать зависимости
DevilMan, Wed Jun 10 12:26:58 2009:
2KIJ

можно после 3-го шага выполнить apt-get --fix-broken install на всякий случай, хуже не будет)
DevilMan, Wed Jun 10 12:24:49 2009:
KIJ, среда, 10 июня 2009 г. 09:39:49:
Да не хочу я удалять. Мне нужно просто взять и обновить. То же нужно сделать и на машинах учеников с Юниором.
---------------
странно, мастер вроде уже давно не обновляют да и не выпускают...
сейчас посмотрел офсайт, джуниор тоже вроде на полку отложен..))
ну это отступление не суть важное.
обновлять мастер в джуниор как минимум бесполезно.
джуниор о мастера можно обновить
указанные зависимости говорят о разных версиях пакетов, и судя по всему они разные для этих дистрибутивов.

не нужно ни чего удалять, для обновления сделать следующее:
1) точно знать что за дистрибутив на компе и использовать с компашку с той же версией
2) в проверить в /etc/apt/sources.list наличие повторяющихся строк репозитария компакт дисков, лишнее удалить
3) выполнить apt-get update
4) выполнить apt-get install libcups или apt-get dist-upgrade libcups
5) выполнить apt-get install rpm или apt-get dist-upgrade rpm
6) выполнить apt-get upgrade

должно помочь.
KIJ, Wed Jun 10 09:39:49 2009:
Да не хочу я удалять. Мне нужно просто взять и обновить. То же нужно сделать и на машинах учеников с Юниором.
Если это сделать нельзя, то это уже другой вопрос.
Все сносить и ставить заново просто нет времени.
аноним, Wed Jun 10 09:07:14 2009:
KIJ, вторник, 9 июня 2009 г. 14:19:58:
я ни хрена не понимаю в линуксе, но здесь у тебя написано о неподходящей зависимости: The following packages have unmet dependencies:
kdebase-kdeprint: Depends: libcups (>= 1.2.12-alt6.S40.5) but 1.2.12-alt6.M40.4 is installed.
тебе нужно удалить M40.4 чтобы встала M40.5.

а на хрена делаешь rpm с диска?
KIJ, Wed Jun 10 07:32:09 2009:
На новом диске написано: Линукс Мастер.
Печатного руководства по установке нет.
Все поставляется в одной папке.
Нумерация дисков общая.
Диски с Linux отделены только буклетом.
Информация по Windows-части более подробная и содержательнее. Хотя непонимаю смысла посылать сервис паки. У тех кто работает они уже давно есть. А для MSO 2007 есть уже SP2, пришел SP1. Те же кто место занимает заморачиваться с их установкой все равно не будут.
DevilMan, Tue Jun 9 16:06:01 2009:
2KIJ, вторник, 9 июня 2009 г. 14:19:58:

Если стоит ALT Master, то обновить его до ALT Linux 4.0 Junior невозможно впринципе.

всеже мастер больше серверная ОС, а джуниор для детей, соответственно и набор пакетов сильно различается ;)

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 14 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds