CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
12.11.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Desktop
Internet
Internet-серверы
Безопасность
Бизнес/Офис
Игры
Мультимедиа
Наука
Операционные системы
Программирование
СУБД
Создание веб-сайтов
Утилиты

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: итоги пилотного года

CITKIT.ru

Итак, завершился год, ставший в некотором смысле переломным для российского Linux-сообщества. Причина этому — самый масштабный проект в сфере школьного образования (разумеется, не по выделенным и освоенным средствам, а по реальной работе) тесно связан с СПО.

Не остался в стороне и наш ресурс. На официальном сайте школьного проекта в разделе полезные ссылки CITKIT.ru — второй сверху. Если учесть, что на первом месте находится CNews, чьи родственные связи с "Армадой" ни для кого не секрет, то получается очень приятно.

Понятное дело, что в таких условиях мы просто обязаны принять участие в виртуальном подведении вполне реальных итогов. Дабы, так сказать, оправдать оказанное нам высокое доверие. На этом саморекламу прошу считать законченной и приступаю к рассмотрению дела по существу.

Самый главный результат заключается в том, что внедрение все-таки состоялось. Причем даже с перевыполнением плана. Помимо школ пилотного проекта, использовать СПО пожелали учебные заведения других регионов.

Если говорить об абсолютном значении показателя популярности СПО, то оно весьма красивое — более 2 тыс. учебных заведений присоединились к проекту. С относительным значением дела обстоят хуже, ведь всего в России примерно 60 тыс. школ. Ну так, лиха беда начало.

Тем более, что в следующем году планируется внедрить пакет СПО во всех школах страны. Работы непочатый край и хочется пожелать непосредственным участникам процесса сил, здоровья и, куда уж без нее, удачи.

Второй важный итог — "зоопарка" дистрибутивов в школах не будет. Хорошо это или плохо?

На мой взгляд — скорее первое, чем второе. Все же школа — это единая государственная система. И свобода в ее рамках вовсе не означает столь приятное нашему менталитету "что хочу, то и ворочу". Одна школа — одна программа — один дистрибутив. Другие варианты мы уже проходили и не стоит второй раз наступать на те же грабли.

А если учитель хочет самовыражаться, то возможностей для этого у него и так выше крыши. Причем, исключительно в рамках преподаваемого предмета. Потенциал для развития безграничен, и не стоит забивать свою драгоценную голову мыслями о том, какой дистрибутив лучше.

Еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Российское Linux-сообщество показало, что при необходимости оно может принимать волевые решения. Причем принимать в обоих смыслах этого слова.

Разумеется, некоторое неудовольствие тем, что ALT Linux оказался "равнее" всех остальных, было, но массового характера оно не носило. Даже известное письмо Леонида Николаевича Сомса, опубликованное в блоге Виктора Имантовича Алксниса, обсуждалось спокойно — без эмоций, истерик и хлопаний дверьми. Это, безусловно, очень приятно.

В процессе реализации проекта вовсю использовались весьма продвинутые PR-технологии, а ведь именно это считалось одной из самых слабых линий свободного сообщества. Конкурс "Код свободы" был организован и проведен на высоком уровне — хорошие призы (путевки в Египет и нетбуки), много участников (476 заявок). Причем одним из результатов стала достаточно объемная база учебно-методических пособий, которые после завершения мероприятия стали доступны всем желающим.

Это был сильный ход, что бы там не говорили недоброжелатели. Если у организаторов получится сделать конкурс ежегодным, то будет совсем замечательно.

С удовольствием констатирую, что на PR-ристалище ALT Linux обыграл Microsoft вчистую. Факт небывалый, но, тем не менее, — это действительно факт. Причем, сделано все было просто мастерски.

В своем интервью CNews Алексей Новодворский не сказал ни одного плохого слова в адрес организаторов "Первой ПОмощи". Напротив, он признал, что это было "совершенно оправданное решение в ситуации, которая сложилась на тот момент". И действительно, зачем толкать соперника, если лучше подождать, пока он сам споткнется.

Тем более, что ждать пришлось недолго. Сперва школы были "обрадованы" сборником документов под общим названием "Порядок действий по внедрению и осуществлению управленческого учёта СБППО" — 28 различных актов, приказов, форм и инструкций, изложенных на 37 страницах. Затем была попытка Microsoft дважды обратить внимание общества на намерение этой компании и дальше поставлять школам свое программное обеспечение со скидкой 90-95%, для чего ей пришлось откровенно "боянить".

Тем временем российское сообщество потихоньку обсуждало непонятную концепцию какой-то гипотетической государственной ОС на базе ALT Linux. Причем сотрудники этой компании ничего более-менее определенного на этот предмет вообще не говорили. Не подтверждали и не опровергали. Если угодно, держали паузу.

А буквально в конце года ALT Linux разослал пресс-релиз, в котором сообщалось, что "дистрибутив ALT Linux успешно внедрён на самом мощном суперкомпьютере, разработанном в России, — СКИФ-МГУ". Комментарии, как говорится, излишни.

Очень красиво. Буквально Зидан на поле — ни больше, ни меньше. Учитесь, анонимусы красноглазые, как играть надо. Эх, нам бы еще честных арбитров хотя бы с сотню — за год забыли бы о Windows, как о страшном сне.

Впрочем, говорить о том, что все получилось гладко — грешить против правды. Как и ожидалось, самые большие проблемы были связаны с подготовкой учебных пособий.

Самый громкий скандал вызвало сообщение Тихона Тарнавского, который обнаружил в книге Н.А. Стахина "ПО для решения задач аналитических (символьных) вычислений Maxima с графическим интерфейсом wxMaxima" свой текст, написанный им для журнала "LinuxFormat" и уже опубликованный в позапрошлом году. Правда, новый "автор" быстро принес свои извинения, объяснив при этом мотивы такого, прямо скажем — некрасивого, поступка.

Как там будет дальше — не знаю. Да и не особенно интересно. Однако частный случай может быть сигналом того, что в управлении школьным проектом есть слабое место. И полагаю, что лицам, принимающим решения, предстоит серьезный разговор на эту тему, ибо так ошибаться (думаю, никто не сомневается, что речь идет именно об ошибке, а не о чьем-то злом умысле) недопустимо.

Суть в том, что разработчики часто думают, что создание программы — это реальная работа, а вот документацию для нее может написать первый попавшийся за пару часов. Это не так. Сделать хорошие учебно-методические материалы — это большой труд, требующий сил, времени и средств. Сравнимых с теми, что требуются программистам. Из этого и следует исходить.

Тем не менее, нет худа без добра — быстро поднятое упавшим не считается. Конечно, открытость не гарантирует от ошибок, но позволяет быстро их обнаружить. Сейчас книга Стахина удалена с соответствующей страницы, и наверняка подобное уже не повторится.

А вот материалы дистанционных учебных курсов "Академии АйТи" в свободном доступе отсутствуют. И никому толком неизвестно, что у них внутри. Не получится ли так, что через некоторое время там обнаружатся похожие сюрпризы?

Ну и хватит о плохом. Наверняка руководство проектом уже сделало выводы, и в следующем году документации будет уделено повышенное внимание.

Мы же, в свою очередь, обязуемся своевременно информировать читателей о ходе проекта. Раздел "Linux в школе" обязательно продолжит работу в следующем году.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: ... :: 13 :: следующая

В.А., Tue Mar 10 23:08:52 2009:
Для: Странник, вторник, 10 марта 2009 г. 22:20:45:
==Тогда позвольте спросить, сколько времени Вам понадобилось для того, чтобы научиться подготовке к уроку за 15 мин.

++5 лет работы в одной параллели.

==Я помню свою учительскую юность в десятом (выпускном) классе сельской школы, где в выражении (sin 2x)/2 двойку сокращали не задумываясь.

++Это стандартные ошибки, требующие стандартной реакции.

==Поэтому мы и занимаемся с ними постановкой задач САПР.

++Поурочное планирование по многим предметам продаётся в магазинах.

==И это именно для того, чтобы ученик сам решал, сам чертил, сам смотрел картину, иллюстрирующую литературное произведение, и сам выполнял опыт по физике.

++На компе? Не катит. Слышали про мелкую моторику кистей рук? Про то, что она развивает головной мозг и, как следствие, мышление? Про желательность растить амбидекторов (оберуких) для гармоничного развития право и лево полушарных аспектов психики?

Я работаю сейчас с детьми с ограниченными физическими способностями и просто *вижу* всю эту взаимосвязь.

==что хорошая интерактивная доска лучше меловой,

++Не лучше. Ученик, выходя к доске, должен взять мел/фломастер своей рукой и писать, развивая свою кисть. Вы вообще помните, что наши кисти сформировались уже после речевого аппарата? Только речь мы разработали после того, как лапа обезьяны стала рукою человека.

==а кроме того позволяет учителю не стоять перед ней до урока, каждый раз рисуя заготовки, а использовать уже готовый чертеж, да еще и заимствовать его у коллег через сеть.

++Как ТСО интерактивные доски вне конкуренции. Но только как ТСО, причём с *готовым* наполнением, соответсвующим учебной программе и учебнику. И без *фактических* ошибок.

==Согласитесь, что контурная карта по истории или географии оживающая с помощью учеников на такой доске, куда лучше затрепанной бумажной.

++Вы придите с этим мнением к учителям начальной школы и послушайте, куда они Вас пошлют, если Вы предложите прописи на компьютере. Так и здесь.

Умение размещать текст на странице -- это общеучебное умение, умение читать текст -- тоже. Но всё это начинается с телесной кинематики. Не будет она достаточно отработана, все, у ученика будут постоянные проблемы, например, с подстановкой значений в формулы. Он просто не будет видеть, на место какой буквы какое значение ставить.


==А ООП я могу объяснить и пятиклашкам на примере из их учебника. Такое программирование гораздо проще, т.к. сближает предметную область с программированием. Я это уже неоднократно делал, в той самой пресловутой расчасовке.

++Объяснить это на пальцах -- одно. Создать пару формочек с примитивными реакциями на "мышку" тоже не сложно. Но что за предметная область в жизни пятиклассника, где бы требовалось ООП? Что реально ему можно запрограммировать такими методами?

Если честно, я вообще не понимаю, где в жизни пятиклассника нужен комп?
Странник, Tue Mar 10 22:22:46 2009:
P.S. Я имел ввиду учебник математики для пятого класса.
Странник, Tue Mar 10 22:20:45 2009:
Для В.А., вторник, 10 марта 2009 г. 17:14:01:
Кажется, я имею дело с учителем, судя по тексту и реакции. Тогда позвольте спросить, сколько времени Вам понадобилось для того, чтобы научиться подготовке к уроку за 15 мин. Я помню свою учительскую юность в десятом (выпускном) классе сельской школы, где в выражении (sin 2x)/2 двойку сокращали не задумываясь. Поэтому в памяти и отложились часы на индивидуальную подготовку к каждому из 59 учеников. Сейчас я общаюсь со своими друзьями-учителями математики и информатики, среди которых есть и юные выпускники и умудренные опытом мастера, и вижу, что серьезная подготовка требует много времени. Поэтому мы и занимаемся с ними постановкой задач САПР. Сделать такие системы подсилу только профессионалам, но постановка задач возможна только учителем. И это именно для того, чтобы ученик сам решал, сам чертил, сам смотрел картину, иллюстрирующую литературное произведение, и сам выполнял опыт по физике. У физкультурников тоже море проблем.Не все могут сразу сделать "кувырок вперед" без дополнительной подготовки, а учитель, не учитывающий этого требует и ставит 2. Потому, что не подготовился. Кто же против классно-урочной системы. За ней тысячелетия опыта и традиций. Но, согласитесь, что и она меняется и совершенствуется, что хорошая интерактивная доска лучше меловой, а кроме того позволяет учителю не стоять перед ней до урока, каждый раз рисуя заготовки, а использовать уже готовый чертеж, да еще и заимствовать его у коллег через сеть. Согласитесь, что контурная карта по истории или географии оживающая с помощью учеников на такой доске, куда лучше затрепанной бумажной. В общем, похоже, что мы об одном и том же, только разными словами. В мае у нас будет интересная и достаточно короткая конференция, где есть и секция, посвященная этим проблемам. Если интересно, сообщите, и я пришлю Вам свой почтовый адрес.
А ООП я могу объяснить и пятиклашкам на примере из их учебника. Такое программирование гораздо проще, т.к. сближает предметную область с программированием. Я это уже неоднократно делал, в той самой пресловутой расчасовке.
аноним, Tue Mar 10 17:27:30 2009:
поэтому до 9го класса по физике были 4-5, а в 10-11 уже 3-4. просто скучно было без экспериментов изучать.
аноним, Tue Mar 10 17:25:38 2009:
2 В.А., вторник, 10 марта 2009 г. 17:14:01:

>Ученик должен *сам* *руками* чертить рисунки на геометрии, вертеть *в руках* физические приборы, сам писать тексты и формулы, сам читать литературные произведения и учебники, сам бегать на физкультуре.

полностью согласен. когда (самим руками трогать позволяли, но не все) приборы заменили рисунками физика мне стала не интересна, а жаль. было здорово все моторчики запускать. смотреть как у учительницы на стенде разряды проскакивают. ууууххх. никакой комп, никакие видеоролики или картинки этого заменить не смогут. никогда.
В.А., Tue Mar 10 17:14:01 2009:
Для: Странник, вторник, 10 марта 2009 г. 13:20:49:
== Учителям нужны САПР Урока, от простейших, позволяющих собрать материал и задания для отдельных учеников, дл мощных, расчитанных на учителей-мастеров, позволяющих строить индивидуальные траектории для отдельных учеников и класса в целом.

++И кому это нужно? Да и зачем?
Вы знаете, что подготовка типового урока без каких-либо наворотов занимает 15 минут, а опять же типового, но тщательно проработанного -- 2 часа?

Вы, кажется, путаете массовую школу и американский колледж. За последние 3 тысячи лет ничего более подходящего, чем урочно-классная методика для неё не изобретено?

Вы знаете, что с точки зрения педагогической психологии все эти интерактивные технологии и т.п. бесполезны, если не вредны?

Ученик должен *сам* *руками* чертить рисунки на геометрии, вертеть *в руках* физические приборы, сам писать тексты и формулы, сам читать литературные произведения и учебники, сам бегать на физкультуре.

Наиболее эффективны ИКТ в обучении тогда, ... когда они эмулируют систему "учитель, учебник, справочник".

==Вот для этого и нужны промышленные средства разработки.

++В ШКОЛЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ???? Для учителей???

==Для обучения нужны не просто компиляторы, а системы, позволяющие преподавать современное программирование, по новым методикам, а не печатать "привет" в консольном режиме.

++Не понял? "Современное программирование" -- это форма с кнопками "ОК" и "CANSEL"? ООП? Для чего там IDE, если ничего сложнее "Привет" по расчасовке изучит не получится?

Или, по-вашему, в IDE ученик лучше поймет наследование, инкапсуляцию и перегрузку функций? Может, там проще понять теорему о неподвижной точке, ленивые вычисления, подстановку по образцу и систему монад?

==с сожалением вынужден констатировать, что единицы обеспечивают программиста комфортными условиями.

++На вкус и цвет все фломастеры разные. Кто-то любит vim, кто-то Kate, кто-то Emacs. Кому-то треба "всё в одном".

Мне, например, удобен Kate+транслятор (я ничего выходящего за рамки школьной программы не пишу). И в такой связке можно изучать и программирование на bc, и для GNUPlot`а, и Паскаль, и Си, и Фортран, и Ада и т.д., что лучше ложиться на конкретную параллель.

Причём и ученикам не требуется изучать *дополнительно* приёмы работы с конкретной IDE, а ведь время урока дорого и далеко не все дальше будут программировать в конкретной связке IDE+транслятор.
аноним, Tue Mar 10 14:34:19 2009:
2В.А.
==Ну откуда после поголовной виндунизации головного мозга могут взяться здоровый дети?! Придётся нарожать новых.
++не надо пожалуста ляля ЕСТЬ на свете здоровые дети, у меня сыну 2 г. дочери 1 г. винду даж в глаза не видели.(надеюсь на этом их впечатления от масдайных продуктов закончатся). А насчет здравости и проч. для примера напротив живет сосед виндовый программер у него сыну 3г. так он моего на полладони ниже вот теперь смотрите как влияет винда на детский рост :))))
аноним, Tue Mar 10 14:33:45 2009:
2В.А.
==Ну откуда после поголовной виндунизации головного мозга могут взяться здоровый дети?! Придётся нарожать новых.
++не надо пожалуста ляля ЕСТЬ на свете здоровые дети, у меня сыну 2 г. дочери 1 г. винду даж в глаза не видели.(надеюсь на этом их впечатления от масдайных продуктов закончатся). А насчет здравости и проч. для примера напротив живет сосед виндовый программер у него сыну 3г. так он моего на полладони ниже вот теперь смотрите как влияет винда на детский рост :))))
аноним, Tue Mar 10 14:27:16 2009:
в винде таких средств нет а в линухах например в эдубунту есть огромное количество всяких средств автоматизации работы преподавателя "из коробки"
и вообще линукс в школе намного выгодней и бедному минобру и учителям и учиникам и опенсурс сообществу
мну, Tue Mar 10 14:18:14 2009:
2 Странник, вторник, 10 марта 2009 г. 13:20:49:

1. узнал, когда читал об OLPC, но я не учитель, чтобы оценить продукт:

http://www.prometheanworld.com/server.php?show=nav.2014
http://pedsovet.org/content/view/5527/530/

Одним из новшеств комплекта является программное обеспечение нового поколения Activsoftware Inspire Edition. Разработанная командой экспертов, в прошлом, учителей, эта программа становится единой платформой для работы с учениками любой возрастной категории и включает опцию межпредметного научения. ПО Activsoftware Inspire Edition позволяет настраивать панели инструментов в соответствии с предметом и сохранять нужное количество профилей учителей, работающих с интерактивной доской. Более того, это программное обеспечение полностью совместимо не только с системой мгновенного тестирования компании Promethean, но и операционными системами Windows, Mac и Linux.

(Linux, Windows и Mac OS X - так как и должно быть:))
2. какая разницы в чем алгоритм набить? o_O или Вы от них ждете написания чем-либо этакого? например, проекта на J2EE? %)
3. и чтобы это значило? O_o (давно с дельфой возился. не плохо, но не the best. VS совсем не нравится. уж лучше дельфа)

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: ... :: 13 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds