CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.09.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: итоги пилотного года

CITKIT.ru

Итак, завершился год, ставший в некотором смысле переломным для российского Linux-сообщества. Причина этому — самый масштабный проект в сфере школьного образования (разумеется, не по выделенным и освоенным средствам, а по реальной работе) тесно связан с СПО.

Не остался в стороне и наш ресурс. На официальном сайте школьного проекта в разделе полезные ссылки CITKIT.ru — второй сверху. Если учесть, что на первом месте находится CNews, чьи родственные связи с "Армадой" ни для кого не секрет, то получается очень приятно.

Понятное дело, что в таких условиях мы просто обязаны принять участие в виртуальном подведении вполне реальных итогов. Дабы, так сказать, оправдать оказанное нам высокое доверие. На этом саморекламу прошу считать законченной и приступаю к рассмотрению дела по существу.

Самый главный результат заключается в том, что внедрение все-таки состоялось. Причем даже с перевыполнением плана. Помимо школ пилотного проекта, использовать СПО пожелали учебные заведения других регионов.

Если говорить об абсолютном значении показателя популярности СПО, то оно весьма красивое — более 2 тыс. учебных заведений присоединились к проекту. С относительным значением дела обстоят хуже, ведь всего в России примерно 60 тыс. школ. Ну так, лиха беда начало.

Тем более, что в следующем году планируется внедрить пакет СПО во всех школах страны. Работы непочатый край и хочется пожелать непосредственным участникам процесса сил, здоровья и, куда уж без нее, удачи.

Второй важный итог — "зоопарка" дистрибутивов в школах не будет. Хорошо это или плохо?

На мой взгляд — скорее первое, чем второе. Все же школа — это единая государственная система. И свобода в ее рамках вовсе не означает столь приятное нашему менталитету "что хочу, то и ворочу". Одна школа — одна программа — один дистрибутив. Другие варианты мы уже проходили и не стоит второй раз наступать на те же грабли.

А если учитель хочет самовыражаться, то возможностей для этого у него и так выше крыши. Причем, исключительно в рамках преподаваемого предмета. Потенциал для развития безграничен, и не стоит забивать свою драгоценную голову мыслями о том, какой дистрибутив лучше.

Еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Российское Linux-сообщество показало, что при необходимости оно может принимать волевые решения. Причем принимать в обоих смыслах этого слова.

Разумеется, некоторое неудовольствие тем, что ALT Linux оказался "равнее" всех остальных, было, но массового характера оно не носило. Даже известное письмо Леонида Николаевича Сомса, опубликованное в блоге Виктора Имантовича Алксниса, обсуждалось спокойно — без эмоций, истерик и хлопаний дверьми. Это, безусловно, очень приятно.

В процессе реализации проекта вовсю использовались весьма продвинутые PR-технологии, а ведь именно это считалось одной из самых слабых линий свободного сообщества. Конкурс "Код свободы" был организован и проведен на высоком уровне — хорошие призы (путевки в Египет и нетбуки), много участников (476 заявок). Причем одним из результатов стала достаточно объемная база учебно-методических пособий, которые после завершения мероприятия стали доступны всем желающим.

Это был сильный ход, что бы там не говорили недоброжелатели. Если у организаторов получится сделать конкурс ежегодным, то будет совсем замечательно.

С удовольствием констатирую, что на PR-ристалище ALT Linux обыграл Microsoft вчистую. Факт небывалый, но, тем не менее, — это действительно факт. Причем, сделано все было просто мастерски.

В своем интервью CNews Алексей Новодворский не сказал ни одного плохого слова в адрес организаторов "Первой ПОмощи". Напротив, он признал, что это было "совершенно оправданное решение в ситуации, которая сложилась на тот момент". И действительно, зачем толкать соперника, если лучше подождать, пока он сам споткнется.

Тем более, что ждать пришлось недолго. Сперва школы были "обрадованы" сборником документов под общим названием "Порядок действий по внедрению и осуществлению управленческого учёта СБППО" — 28 различных актов, приказов, форм и инструкций, изложенных на 37 страницах. Затем была попытка Microsoft дважды обратить внимание общества на намерение этой компании и дальше поставлять школам свое программное обеспечение со скидкой 90-95%, для чего ей пришлось откровенно "боянить".

Тем временем российское сообщество потихоньку обсуждало непонятную концепцию какой-то гипотетической государственной ОС на базе ALT Linux. Причем сотрудники этой компании ничего более-менее определенного на этот предмет вообще не говорили. Не подтверждали и не опровергали. Если угодно, держали паузу.

А буквально в конце года ALT Linux разослал пресс-релиз, в котором сообщалось, что "дистрибутив ALT Linux успешно внедрён на самом мощном суперкомпьютере, разработанном в России, — СКИФ-МГУ". Комментарии, как говорится, излишни.

Очень красиво. Буквально Зидан на поле — ни больше, ни меньше. Учитесь, анонимусы красноглазые, как играть надо. Эх, нам бы еще честных арбитров хотя бы с сотню — за год забыли бы о Windows, как о страшном сне.

Впрочем, говорить о том, что все получилось гладко — грешить против правды. Как и ожидалось, самые большие проблемы были связаны с подготовкой учебных пособий.

Самый громкий скандал вызвало сообщение Тихона Тарнавского, который обнаружил в книге Н.А. Стахина "ПО для решения задач аналитических (символьных) вычислений Maxima с графическим интерфейсом wxMaxima" свой текст, написанный им для журнала "LinuxFormat" и уже опубликованный в позапрошлом году. Правда, новый "автор" быстро принес свои извинения, объяснив при этом мотивы такого, прямо скажем — некрасивого, поступка.

Как там будет дальше — не знаю. Да и не особенно интересно. Однако частный случай может быть сигналом того, что в управлении школьным проектом есть слабое место. И полагаю, что лицам, принимающим решения, предстоит серьезный разговор на эту тему, ибо так ошибаться (думаю, никто не сомневается, что речь идет именно об ошибке, а не о чьем-то злом умысле) недопустимо.

Суть в том, что разработчики часто думают, что создание программы — это реальная работа, а вот документацию для нее может написать первый попавшийся за пару часов. Это не так. Сделать хорошие учебно-методические материалы — это большой труд, требующий сил, времени и средств. Сравнимых с теми, что требуются программистам. Из этого и следует исходить.

Тем не менее, нет худа без добра — быстро поднятое упавшим не считается. Конечно, открытость не гарантирует от ошибок, но позволяет быстро их обнаружить. Сейчас книга Стахина удалена с соответствующей страницы, и наверняка подобное уже не повторится.

А вот материалы дистанционных учебных курсов "Академии АйТи" в свободном доступе отсутствуют. И никому толком неизвестно, что у них внутри. Не получится ли так, что через некоторое время там обнаружатся похожие сюрпризы?

Ну и хватит о плохом. Наверняка руководство проектом уже сделало выводы, и в следующем году документации будет уделено повышенное внимание.

Мы же, в свою очередь, обязуемся своевременно информировать читателей о ходе проекта. Раздел "Linux в школе" обязательно продолжит работу в следующем году.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 13 :: следующая

аноним, Wed Mar 11 17:44:25 2009:
Странник, среда, 11 марта 2009 г. 17:12:45:
>Кто же оказался прав?
Сэр Чарльз Дарвин.

"По теории вероятности - миллион обезьян стуча по клавишам, рано или поздно создадут "Войну и Мир"... Однако с развитем интернета стало ясно, что это не так"(с)

З.Ы. Оно конечно, чем "выше" язык тем легче кодить, но отличать "ввод" от "вывода" и знать как они организованы совсем не лишнее.
аноним, Wed Mar 11 17:41:37 2009:
2 Странник

>Но ведь сегодня другого программирования нет.

есть. декларативное:D

http://ru.wikipedia.org/wiki/Декларативное_программирование

функциональное:P

http://ru.wikipedia.org/wiki/Функциональное_программирование

и такие есть:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Компонентно-ориентированное_программирование

Компонентно-ориентированное программирование (англ. component-oriented programming) возникло как своего рода дисциплина, то есть набор определенных ограничений, налагаемых на механизм ООП, когда стало ясно, что бесконтрольное использование ООП приводит к проблемам с надежностью больших программных комплексов.

программисту с 40м опытом стыдно должно быть этого не знать.
Странник, Wed Mar 11 17:12:45 2009:
Для Сергей Голубев, среда, 11 марта 2009 г. 13:10:14:
Приятно, что к нашей дискуссии присоединился автор стратьи. Но имейте ввиду, что мое воспоминание было связано с текстом "предыдущего оратора" (В.А.) Цитирую:
"Ко мне приходили ученики, учившие ООП в пятом-шестом классе на VB... В 11 классе они не могли осознать простейшее ветвление... Они не понимали разницу между оператором "читать ввод пользователя" и "вывод результата"... Они не могли понять, что программист указывает машине, что делать, а программа ждет и обрабатывает реакцию пользователя. Эти ученики были законченными пользователями компа, общие алгоритмы были недоступны их мышлению."
Это Вам не напоминает, то, что я слышал в те еще годы. А ведь мне доказывали, что понять программирование можно только если начать учиться в машинных кодах, к крайнем случае на ассемблере. А всякое там модульное и структурное программирование - это от дьявола. А уж языки программирования - вообще тупик. Кто же оказался прав? Наш спор с В.А. шел о преподавании программирования на основе объектной технологии с самого начала. К сожалению, мой оппонент считает, что это не нужно. Но ведь сегодня другого программирования нет. А.П. Ершов говорил: уникальность ситуации в том, что поколения машин меняются чаще, чем поколения программистов. А мой опыт показывает, что учиться легче, чем переучиваться. Поэтому тратить учебное время на обучение по методикам 60-х годов бессмысленно.
Сергей Голубев, Wed Mar 11 13:10:14 2009:
>>> И в 70-м году мне доказывали, что тот кто учился писать программы на КОБОЛе (PL, Fortran и пр.) не понимает, что такое цикл.

Присоединяюсь к предыдущему оратору. Это Вам глупость сказали.
В.А., Wed Mar 11 13:04:18 2009:
Для: Странник, среда, 11 марта 2009 г. 10:34:55:

++Мы с вами ушли в профессиональные тёрки. Вернёмся.

Зачем всё же в школах Делфи? Закроем глаза, что это не кроссплатформенный и небесплатный продукт. То, о чём Вы говорили, это не задача школы, даже не РОНО. Но и в МО Делфи не нужен, разработка программного обеспечения -- это не задача народного образования, это может быть побочным продуктом, но лишь в профильных высших или профессиональных заведениях.

==Об ООП. Вы путаете его с визуальными технологиями программирования интерфейсов.

++Так чем же тогда Вам не угодили трансляторы командной строки? В них, кстати, и "морду" создавать на школьном уровне несложно.

Писать в Kate -1.asin не тоже, что писать -1.asin в редакторе IDE?

==Объяснить же здесь методику преподавания СОВРЕМЕННОГО программирования, практически, невозможно.

++Нужно ли в *школе* современное программирование?
Всё равно на уровне ядра программирование идёт на чистом Си или ассемблере, т.е. для специалистов классическое программирование всё равно необходимо.

==И в 70-м году мне доказывали, что тот кто учился писать программы на КОБОЛе (PL, Fortran и пр.) не понимает, что такое цикл.

++В Фортране без циклов? Что-то Вам не то сказали, в численных методах матанализа без циклов никуда.
Странник, Wed Mar 11 10:34:55 2009:
Для В.А., среда, 11 марта 2009 г. 00:26:52:
К доске можно все прикладывать и детей на не боится, впрочем, нормльные дети могут сломать все что угодно. Но к этому надо быть готовым. Ну, а проблема зарплат, как и проблема ТСО лежит в другой сфере. Мы,к сожалению, решаем ее методом "перегрузки", видимо, поэтому и нет времени на чтение и другие дела. А для того, чтобы 250 часов превратились в 25 и нужны САПР. Я разрабатывал их в промышленности и сейчас работаю над этим в образовании, что во много раз сложнее. Но эти проблемы не для обсуждения в чате.
Об ООП. Вы путаете его с визуальными технологиями программирования интерфейсов. Тем более, что литература по этому вопросу столь же убога, сколь и дорогостояща. Единственная серьезная книга - Ахо, Хопкрофт, Ульман "Структуры данных и алгоритмы". Объяснить же здесь методику преподавания СОВРЕМЕННОГО программирования, практически, невозможно. А то, что вы говорите про циклы и прочее, это аргументы тех, кто никак не выйдет из методик 60-х годов прошлого века. Сегодня программирование другое. Поймите, я профессионально занимаюсь им уже 40 лет. И в 70-м году мне доказывали, что тот кто учился писать программы на КОБОЛе (PL, Fortran и пр.) не понимает, что такое цикл. А Ершова, все-таки, прочитайте.
аноним, Wed Mar 11 10:00:33 2009:
2В.А.
==Ну откуда после поголовной виндунизации головного мозга могут взяться здоровый дети?! Придётся нарожать новых.
++не надо пожалуста ляля ЕСТЬ на свете здоровые дети, у меня сыну 2 г. дочери 1 г. винду даж в глаза не видели.(надеюсь на этом их впечатления от масдайных продуктов закончатся). А насчет здравости и проч. для примера напротив живет сосед виндовый программер у него сыну 3г. так он моего на полладони ниже вот теперь смотрите как влияет винда на детский рост :))))
аноним, Wed Mar 11 02:12:40 2009:
Блин.. Училка, это диагноз...%)
В.А., Wed Mar 11 00:26:52 2009:
Для: Странник, вторник, 10 марта 2009 г. 23:46:40:
==Кто против мелкой моторики, но ведь на интерактивной доске ПИШУТ, держа в РУКЕ перо (стило, или что там еще).

++Сколько эта доска проживёт, допусти до неё детей?

Я не работал с этими досками, к ним можно приложить линейку и начертить прямую?

==Так что "электронные прописи" не так уж плохо.

++Но ничем не отличаются от обычных, получается.

==Нет универсального наполнения для досок, учитель должен готовить его к каждому уроку и к каждому классу в отдельности

++Если ин. доску использовать не как ТСО или как обычную меловую, то да. Но где взять столько времени? Зарплаты таковы, что надо не менее полутора ставок. По 4 часа на 1 урок при 29 часах нагрузки, да ещё и с отдельными заданиями для каждого ученика:

29*4 = 116 часов
индивидуальные задания ещё 5классов*30человек1час = 150 часов

итого имеем порядка 250 часов в неделю на подготовку

в неделе *всего* 168 часов.

Старыми наработками, как я понимаю, пользоваться не получится, индивидуальный подход и т.д.

==Это методология, позволяющая существенно расширить класс задач для школьников, и понимание их решения на компьютере.

++Каких задач? Школьники на компе что, создают системы документооборота промышленного уровня? Или графические редакторы класса Фотошоп? Офисные пакеты?

==А пятиклашке компьютер нужен не больше (но и не меньше), чем математика, русский и пр. предметы.

++Задача школы -- развитие мышления (интеллектуальных способностей) школьников, сохраняя им и здоровье. Ничего, кроме дистанционного обучения, комп предложить не может.

Даже поиск информации должен быть сначала освоен по книжке в библиотеках, а не запросом в Яндексе. Ибо научившийся работать с библиотечными каталогами Яндекс освоит за минуту, так как формулировать вопросы уже умеет, но не наоборот.

==Прочитайте статью А.П. Ершова "Программирование - вторая грамотность".

++Каким боком тут компьютер? "Программирование -- это алгоритмы и структуры данных" (Кнут или Вирт, не помню).

P.S. Ко мне приходили ученики, учившие ООП в пятом-шестом классе на VB... В 11 классе они не могли осознать простейшее ветвление... Они не понимали разницу между оператором "читать ввод пользователя" и "вывод результата"... Они не могли понять, что программист указывает машине, что делать, а программа ждет и обрабатывает реакцию пользователя. Эти ученики были законченными пользователями компа, общие алгоритмы были недоступны их мышлению.

Программирование начинается не с ООП, а с алгебры контактных схем, бинарной арифметики и машины Поста.
Странник, Tue Mar 10 23:46:40 2009:
Для В.А., вторник, 10 марта 2009 г. 23:08:52:
Наш спор явно затянулся, т.к. Вы меня не слышите. Кто против мелкой моторики, но ведь на интерактивной доске ПИШУТ, держа в РУКЕ перо (стило, или что там еще). Кстати, имею опыт обучения ребенка с дисграфией, и здесь здорово помог планшетный Kids designer. Кстати, когда специалисты взялись потом за этого ребенка, вырабатывая у него непрерывное письмо, результат был ужасным. Потом я узнал, что таких детей следует учить писать печатными буквами. Но увы, время было упущено. Так что "электронные прописи" не так уж плохо. Так считает и учитель, много лет работавшая в начальной школе в классах коррекции, и результаты которой меня всегда восхищали. Нет универсального наполнения для досок, учитель должен готовить его к каждому уроку и к каждому классу в отдельности (хорошо, если одна и та же заготовка подойдет для нескольких классов). Поурочное планирование - это не САПР, иногда можно его рассматривать как часть системы, пользуясь и стандартными заготовками. И наконец, ООП - это не только технология, и тем более не кнопочки на форме. Это методология, позволяющая существенно расширить класс задач для школьников, и понимание их решения на компьютере. А пятиклашке компьютер нужен не больше (но и не меньше), чем математика, русский и пр. предметы. Но учиться сегодня этому необходимо. Прочитайте статью А.П. Ершова "Программирование - вторая грамотность". Она есть в Интернете в "Архиве ак. Ершова". К сожалению, у меня сейчас под рукой нет адреса, но поисковиках он легко находится.

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 13 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds