CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
20.02.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: итоги пилотного года

CITKIT.ru

Итак, завершился год, ставший в некотором смысле переломным для российского Linux-сообщества. Причина этому — самый масштабный проект в сфере школьного образования (разумеется, не по выделенным и освоенным средствам, а по реальной работе) тесно связан с СПО.

Не остался в стороне и наш ресурс. На официальном сайте школьного проекта в разделе полезные ссылки CITKIT.ru — второй сверху. Если учесть, что на первом месте находится CNews, чьи родственные связи с "Армадой" ни для кого не секрет, то получается очень приятно.

Понятное дело, что в таких условиях мы просто обязаны принять участие в виртуальном подведении вполне реальных итогов. Дабы, так сказать, оправдать оказанное нам высокое доверие. На этом саморекламу прошу считать законченной и приступаю к рассмотрению дела по существу.

Самый главный результат заключается в том, что внедрение все-таки состоялось. Причем даже с перевыполнением плана. Помимо школ пилотного проекта, использовать СПО пожелали учебные заведения других регионов.

Если говорить об абсолютном значении показателя популярности СПО, то оно весьма красивое — более 2 тыс. учебных заведений присоединились к проекту. С относительным значением дела обстоят хуже, ведь всего в России примерно 60 тыс. школ. Ну так, лиха беда начало.

Тем более, что в следующем году планируется внедрить пакет СПО во всех школах страны. Работы непочатый край и хочется пожелать непосредственным участникам процесса сил, здоровья и, куда уж без нее, удачи.

Второй важный итог — "зоопарка" дистрибутивов в школах не будет. Хорошо это или плохо?

На мой взгляд — скорее первое, чем второе. Все же школа — это единая государственная система. И свобода в ее рамках вовсе не означает столь приятное нашему менталитету "что хочу, то и ворочу". Одна школа — одна программа — один дистрибутив. Другие варианты мы уже проходили и не стоит второй раз наступать на те же грабли.

А если учитель хочет самовыражаться, то возможностей для этого у него и так выше крыши. Причем, исключительно в рамках преподаваемого предмета. Потенциал для развития безграничен, и не стоит забивать свою драгоценную голову мыслями о том, какой дистрибутив лучше.

Еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Российское Linux-сообщество показало, что при необходимости оно может принимать волевые решения. Причем принимать в обоих смыслах этого слова.

Разумеется, некоторое неудовольствие тем, что ALT Linux оказался "равнее" всех остальных, было, но массового характера оно не носило. Даже известное письмо Леонида Николаевича Сомса, опубликованное в блоге Виктора Имантовича Алксниса, обсуждалось спокойно — без эмоций, истерик и хлопаний дверьми. Это, безусловно, очень приятно.

В процессе реализации проекта вовсю использовались весьма продвинутые PR-технологии, а ведь именно это считалось одной из самых слабых линий свободного сообщества. Конкурс "Код свободы" был организован и проведен на высоком уровне — хорошие призы (путевки в Египет и нетбуки), много участников (476 заявок). Причем одним из результатов стала достаточно объемная база учебно-методических пособий, которые после завершения мероприятия стали доступны всем желающим.

Это был сильный ход, что бы там не говорили недоброжелатели. Если у организаторов получится сделать конкурс ежегодным, то будет совсем замечательно.

С удовольствием констатирую, что на PR-ристалище ALT Linux обыграл Microsoft вчистую. Факт небывалый, но, тем не менее, — это действительно факт. Причем, сделано все было просто мастерски.

В своем интервью CNews Алексей Новодворский не сказал ни одного плохого слова в адрес организаторов "Первой ПОмощи". Напротив, он признал, что это было "совершенно оправданное решение в ситуации, которая сложилась на тот момент". И действительно, зачем толкать соперника, если лучше подождать, пока он сам споткнется.

Тем более, что ждать пришлось недолго. Сперва школы были "обрадованы" сборником документов под общим названием "Порядок действий по внедрению и осуществлению управленческого учёта СБППО" — 28 различных актов, приказов, форм и инструкций, изложенных на 37 страницах. Затем была попытка Microsoft дважды обратить внимание общества на намерение этой компании и дальше поставлять школам свое программное обеспечение со скидкой 90-95%, для чего ей пришлось откровенно "боянить".

Тем временем российское сообщество потихоньку обсуждало непонятную концепцию какой-то гипотетической государственной ОС на базе ALT Linux. Причем сотрудники этой компании ничего более-менее определенного на этот предмет вообще не говорили. Не подтверждали и не опровергали. Если угодно, держали паузу.

А буквально в конце года ALT Linux разослал пресс-релиз, в котором сообщалось, что "дистрибутив ALT Linux успешно внедрён на самом мощном суперкомпьютере, разработанном в России, — СКИФ-МГУ". Комментарии, как говорится, излишни.

Очень красиво. Буквально Зидан на поле — ни больше, ни меньше. Учитесь, анонимусы красноглазые, как играть надо. Эх, нам бы еще честных арбитров хотя бы с сотню — за год забыли бы о Windows, как о страшном сне.

Впрочем, говорить о том, что все получилось гладко — грешить против правды. Как и ожидалось, самые большие проблемы были связаны с подготовкой учебных пособий.

Самый громкий скандал вызвало сообщение Тихона Тарнавского, который обнаружил в книге Н.А. Стахина "ПО для решения задач аналитических (символьных) вычислений Maxima с графическим интерфейсом wxMaxima" свой текст, написанный им для журнала "LinuxFormat" и уже опубликованный в позапрошлом году. Правда, новый "автор" быстро принес свои извинения, объяснив при этом мотивы такого, прямо скажем — некрасивого, поступка.

Как там будет дальше — не знаю. Да и не особенно интересно. Однако частный случай может быть сигналом того, что в управлении школьным проектом есть слабое место. И полагаю, что лицам, принимающим решения, предстоит серьезный разговор на эту тему, ибо так ошибаться (думаю, никто не сомневается, что речь идет именно об ошибке, а не о чьем-то злом умысле) недопустимо.

Суть в том, что разработчики часто думают, что создание программы — это реальная работа, а вот документацию для нее может написать первый попавшийся за пару часов. Это не так. Сделать хорошие учебно-методические материалы — это большой труд, требующий сил, времени и средств. Сравнимых с теми, что требуются программистам. Из этого и следует исходить.

Тем не менее, нет худа без добра — быстро поднятое упавшим не считается. Конечно, открытость не гарантирует от ошибок, но позволяет быстро их обнаружить. Сейчас книга Стахина удалена с соответствующей страницы, и наверняка подобное уже не повторится.

А вот материалы дистанционных учебных курсов "Академии АйТи" в свободном доступе отсутствуют. И никому толком неизвестно, что у них внутри. Не получится ли так, что через некоторое время там обнаружатся похожие сюрпризы?

Ну и хватит о плохом. Наверняка руководство проектом уже сделало выводы, и в следующем году документации будет уделено повышенное внимание.

Мы же, в свою очередь, обязуемся своевременно информировать читателей о ходе проекта. Раздел "Linux в школе" обязательно продолжит работу в следующем году.




Комментарии

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 13 :: следующая

Сергей, Fri Mar 20 22:11:25 2009:
Вот с Голубевым я согласен.
И поскольку школьные задачи не требуют программистских изысков повторно утверждаю:
учить надо в УДОБНОЙ для УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА среде, для которой существует достаточное количество учебно-методической литературы, на родном языке. Бред на тему "английский надо знать" для меня не предмет дискуссии.
Успехи в обучении достигаются СОВМЕСТНЫМИ усилиями учитель-ученик.
Мотивация к обучению, в частности программированию, в значительной степени утеряна.
В том числе и из-за огромного количества разнообразного софта. Уже существующего.
Еще 20 лет назад, что бы что-то работало, НАДО было писать! Самому.
Сейчас достаточно "поискать в Интернете".
Увы школьному программированию!
Сергей, Fri Mar 20 18:27:29 2009:
Вы, аноним, несете бред в массы!
Конечно с точки зрения учителя коим Вы не являетесь. Следовательно дискутировать с Вами по темам обучения - терять время.
Особенно интересен Ваш метод выхватывания фраз из текста и использования их вне контекста.
Слова переставлять не пробовали?
А лучшим языком для обучения детей является Лого.
Ассемблер в этом смысле никогда всерьез не рассматривался. Ну а С это усложненный ассемблер...
аноним, Fri Mar 20 12:53:29 2009:
Сергей Голубев, пятница, 20 марта 2009 г. 12:03:00:
>Назовите хотя бы одну школьную задачу, решение которой на Си чем-то принципиально отличается он решения ее же на, допустим, Паскале.

Что за бред?! Программу можно написать на любом полном по Тьюрингу языке. И она _принципиально_ отличаться на будет!
Но Паскаль хуже С минимум тем, что он даёт нереальное представление о том как выполняется программы в компьютере. Допустим, компьютеру глубоко наплевать возвращает ли функция значение или нет: он и паскалевскую процедуру и функцию запишет одинаковым образом.
И так почти со всеми языками. С - самое близкое приближение языка программирования к архитектуре современного компьютера.
Сергей Голубев, Fri Mar 20 12:03:00 2009:
>>> Самое главное в обучении это строгая система основ. Не имея основ, нельзя продвигаться дальше. Именно поэтому первым языком который должен быть изучен должен стать С без всяких плюсов и диез.

Ну почему так бывает - начинают за здравие, а закончивают за упокой? Назовите хотя бы одну школьную задачу, решение которой на Си чем-то принципиально отличается он решения ее же на, допустим, Паскале.
аноним, Fri Mar 20 11:52:50 2009:
2 Странник, среда, 11 марта 2009 г. 17:12:45:

>А мой опыт показывает, что учиться легче, чем переучиваться.

Точно не с дельфинами работаете? Это их легко научить и сложно переучить. С людьми обычно наоборот.

2 Сергей, четверг, 19 марта 2009 г. 22:21:59:

>На мой, непросвещенный, взгляд то, в чем работаем и учим ОБЯЗАНО БЫТЬ как можно более УДОБНЫМ!

Ничего подобного! Иначе бы высшую математику учили бы на Максиме. Самое главное в обучении это строгая система основ. Не имея основ, нельзя продвигаться дальше. Именно поэтому первым языком который должен быть изучен должен стать С без всяких плюсов и диез. Можно, конечно, и Ассемблер, но он специфичен для каждой архитектуры и сложноват для восприятия. А уж дальше лучше познакомить со скриптовыми языками. Я рекомендую Питон, т.к. он поддерживает большинство современных концепций программирования и достаточно строг и красив.

>Вот я, например, понятие объекта мусолю начиная с самых азов и продолжаю на офисных приложениях.

Запомните раз и навсегда: в программировании нет серебряной пули! ООП полезно только в 3 случаях: GUI, графические программы и некоторые виды моделирования. В остальных случаях это необоснованное усложнение программы. Особенно хорошо это видно, когда появляются абстрактные классы.
Алексей Федорчук, Fri Mar 20 11:27:30 2009:
2 Странник
> уникальность ситуации в том, что поколения машин меняются чаще, чем поколения программистов. А мой опыт показывает, что учиться легче, чем переучиваться. Поэтому тратить учебное время на обучение по методикам 60-х годов бессмысленно.
___
Если развить эту мысль до логического упора, то получается, что со сменой поколения машин поколение соответствующих программистов надо расстрелять, а на их место обучить новых.
"Интересное предложение", как сказал персонаж последнего фильма Гайдая.
Сергей, Thu Mar 19 22:36:32 2009:
к аноним
если "училка-блин" диалога не будет, да он Вам похоже и не нужен.
к ВА
С интерактивной доской проблем много, но я с ней (доской) работаю. И нормально.
Тем более многие проблемы сняты в досках с устойчивым покрытием. На них можно писать фломастером, к ним можно приложить линейку.
Сергей, Thu Mar 19 22:21:59 2009:
Пытался вникнуть в суть Вашей дискуссии...
Как понимаю началось с обсуждения проблем преподавания, а выливается как всегда в глобальные рассуждения с привлечением терминологических изысков.
На мой, непросвещенный, взгляд то, в чем работаем и учим ОБЯЗАНО БЫТЬ как можно более УДОБНЫМ! Для преподавания и усвоения.
Все остальное, в значительной степени, второстепенно.
Учить программированию МОЖНО и на Basice, C, Pascale. И даже Ассемблере. Знаю примеры.
Результаты определяются ЛИЧНОСТЬЮ учителя и ЛИЧНОСТЬЮ ученика.
Начинать обучение можно с чего угодно.
Получается с "объектов" - да ради Бога.
С линейного программирования - флаг Вам в руки.
Лучше расскажите КАК Вы лично достигаете УСПЕХА.
Вот я, например, понятие объекта мусолю начиная с самых азов и продолжаю на офисных приложениях.
А когда объект привычен и не пугает и в программировании его вводить легче.
аноним, Thu Mar 12 12:47:03 2009:
2 Странник, среда, 11 марта 2009 г. 19:12:44:

>Все, что перечислено, есть ни что иное как различные технологии одного и того же. Исключение можно сделать только для декларативного подхода, но сейчас он снова стал эффективно использоваться во всех системах программирования. Без декларативной технологии невозможна реализация полиморфизма.

ну, если так грести все в кучу, тогда все ООП ибо переменная - это объект с неявновызываемыми методами get, set и скрытым полем значения.
Странник, Wed Mar 11 19:12:44 2009:
Для аноним, среда, 11 марта 2009 г. 17:41:37:
Не люблю общаться с анонимами, но поскольку все здесь под псевдонимами, отвечу.
1. Википедия, при всем моем уважении к ней не есть истина в последней инстанции.
2. Все, что перечислено, есть ни что иное как различные технологии одного и того же. Исключение можно сделать только для декларативного подхода, но сейчас он снова стал эффективно использоваться во всех системах программирования. Без декларативной технологии невозможна реализация полиморфизма. Рекомендую кроме Вики почитать еще что-нибудь. Например, Глушков В.М., Цейтлин Г.Е., Ющенко Е.Л. "Алгебра. Языки . Пограммирование". А то, наше представление о программировании начинает складываться на основе плохо переведенных популярных американских книжек. Кстати, Д.Кнут и Дж. Ульман таже помогут понять смысл всех этих технологий.

Страницы комментариев: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 13 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds