CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
21.11.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Окружение :: Шрифты

ШРИФТ

Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: ... :: 11 :: следующая

Ширина шрифта

Для ширины шрифта решающую роль играет отношение толщины основных штрихов литеры к расстоянию между штрихами. Это расстояние обозначается обычно термином "внутрибуквенный просвет" (рис. 357).

В прежних литературных источниках просвет часто обозначался немецким термином "бунценвайте" или "бунценбрайте".


Крупнее: 553x628, 15kb

Рис. 357 Схема внутрибуквенного просвета

Рис. 358 Отношение основного штриха к просвету

Различное отношение толщины основного штриха к просвету определяет характер буквы и, следовательно, шрифта в целом.

В светлых шрифтах толщина основных штрихов литеры относится к просвету, как 3:5, т. е. приблизительно по золотому сечению или, округляя, как 3:6. В этом случае просвет в два раза шире основных штрихов. Шрифты с таким отношением имеют достаточно светлый фон и читаются легче других (рис. 358, в). В некоторых светлых шрифтах просвет значительно шире (например, в рубленом или рояль-гротеске). Такой шрифт обычно называют тонким широким.

В жирных шрифтах расстояние между основными штрихами должно быть несколько меньше толщины этих штрихов, иначе шрифт будет расплываться. Наиболее благоприятным отношением в данном случае будет приблизительно 9:11 (рис. 358,г). Однако в некоторых жирных шрифтах просвет равен толщине основных штрихов (рис. 359, а), а иногда и значительно уже их (рис. 359, б).


Крупнее: 507x402, 11kb

Рис. 359 Различные оношения основного штриха к просвету

В узких шрифтах просвет обычно равен толщине основного штриха. Иногда в узких шрифтах просвет имеет такое же отношение к толщине основных штрихов, как и в широких; впечатление узкого шрифта в этом случае создается вытянутыми пропорциями литер (рис. 359,в).

Приводим таблицу, характеризующую отношение основных штрихов к просвету (а также некоторые другие показатели) для ряда шрифтов.

Шрифт как конструктивное целое

Шрифт в процессе чтения воспринимается нами как нечто целое, как единый зрительный образ. Если набрать строку разными шрифтами, то даже неискушенный читатель заметит, что в этом наборе не все благополучно, что единого впечатления не получается. Это показывает, что у читателя уже после восприятия нескольких букв создается общий образ шрифта. На основании этого образа и определяется принадлежность к данному шрифту всех последующих букв.

Можно изменить величину литер от нонпарели до квадрата и выше; можно взять шрифт широким и узким; можно изменить углы литер и получить курсив, — все эти шрифты будут тождественны, так как основная их конструкция не изменилась.

Но достаточно произвести какие-либо изменения в конструкции, например изменить пропорции частей, заменить. круглую форму эллиптической, изменить направление осей, по которым строятся буквы, и характер шрифта сразу изменится.

Рассмотрим, например, "золотой шрифт" Морриса, о котором речь шла выше (см. рис. 326).

Во всех буквах этого шрифта основные штрихи тождественны по толщине, равно как и дополнительные. Литеры А, Н, М, N, О, Q и F вписаны в квадрат; литеры В, Е, L, Z и Т имеют такую же высоту, ширина же их определена по золотому сечению. "Серединный" штрих в литерах А, В, Е, Н, К, Р и S расположен на геометрической середине литеры. Круглые формы в литерах В, Р, R и С определены эллипсом и тождественны одна другой. Литеры Q, О и B; построены при помощи одного и того же круга.

Отношение дополнительных штрихов к основным равно 2:3.

На основании анализа литер мы устанавливаем, что все они в "золотом шрифте" построены не случайно, а закономерно. Эта закономерность может быть выражена определенной конструктивной схемой.

Определенной конструктивной схемой могут быть выражены и все другие шрифты. Они отличаются один от другого различными пропорциями, распределением штрихов в занятом литерой пространстве и геометрическими формами, к которым сведены все элементы литер.


Рис. 360 Определение конструктивной схемы шрифта

Крупнее: 600x132, 34kb

Рис. 361 Конструктивные схемы различных шрифтов

Для графического изображения конструкций шрифта нужно наложить литеры одна на другую тождественными формами. Это наложение дает характерную для шрифта схему. Накладывая одну на другую литеры, их распределяют по группам, которые дадут 2?3 промежуточных схемы. Так,. для шрифта Морриса мы получим одну схему для вписанных в квадрат литер А, Н, М, О, Т, N и т. д. (рис. 360), а другую схему для литер Р, К, S, R и В. Совмещение промежуточных схем дает общую конструктивную схему, выраженную графически.

При наложении необходимо следить за тем, чтобы тождественные формы были расположены симметрично вокруг центральной вертикальной оси, а штрихи одинаковых направлений совпадали.


Крупнее: 600x316, 30kb

Рис. 362 Схема академического шрифта

Основное в графической схеме шрифта — направление композиционных осей и контур основных форм литер, наложенных одна на другую тождественными частями. Толщина же штриха не определяет конструкции шрифта, который может быть светлым, полужирным или жирным. Поэтому композиционными осями считаются внешние контуры литер.

На рис. 361 представлены конструкции шрифта Морриса (а). Эльзевиров 1635 г. (б), шрифта Академии наук 1748 г. (в), латинской гарнитуры (г) и академического (д).

На рис. 362 показаны отдельные литеры, которые помещены на фоне конструктивной схемы.


Крупнее: 640x572, 37kb

Рис. 363 Полиграммы

В. Н. Адрианов1 при составлении схематической конструкции шрифта делит все буквы алфавита на пять групп по признаку наиболее характерных основных элементов (рис. 363.) Эти группы следующие:
1-я — буквы, состоящие из вертикальных и горизонтальных линий;
2-я — буквы, состоящие из вертикальных и наклонных линий;
3-я — буквы, состоящие из наклонных линий;
4-я — буквы, состоящие из круглых линий;
5-я — буквы, состоящие из вертикальных и горизонтальных линий в сочетании с круглыми элементами.

Наиболее характерными буквами для каждой из этих групп являются буквы Н, М, X, О и Ж из которых может быть составлена общая схема шрифта (полиграмма), четко выражающая его конструкцию (рис. 363). Здесь. же даны полиграммы для каждой группы букв (прописных и строчных). Эти полиграммы позволяют сделать следующие выводы:

  1. Количественное распределение букв по группам очень неравномерно. Самая малочисленная группа 8 (три буквы), самая многочисленная 5 (11 букв), равная 35% всего алфавита.
  2. Наиболее четки по всем элементам группы 7, 3 и 4.
  3. Группа 5, в которой буквы строятся линиями трех видов (вертикальные, наклонные и круглые), показывает, что 1/3 нашего алфавита состоит из сложных в графическом отношении букв.


Крупнее: 600x320, 15kb

Рис. 364 Построение буквы в прямоугольнике




Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: ... :: 11 :: следующая

Комментарии

Avvatar, Sun Sep 13 10:32:03 2009:
всё замечательно, только надо бы ещё конструктивно простроенных букв...
Мастер Го, Mon May 18 21:19:42 2009:
Искал, добрался до статьи. Спасибо!
аноним, Wed Feb 4 19:08:33 2009:
Страница 6: "Рис. 356 Обложка с гра_м_атической ошибкой"

:)
GOI FLAI:, Tue Feb 3 12:05:56 2009:
шрифты и графы
Grin J, Mon Dec 15 14:41:29 2008:
Стать неплохая жаль только документы в гот стиле у вас печатать нельзя
аноним, Wed Dec 10 17:33:38 2008:
Это 1946 год. Из путеводных вех последующего времени - Дональд Кнут и его шрифт Computer modern для системы TeX. Правда, лично мне Times new Roman кажется изящнее.
аноним, Fri Feb 29 13:24:41 2008:
Всё ОК

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds