CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
21.11.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Окружение :: Шрифты

ШРИФТ

Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: ... :: 11 :: следующая

Антиква и гротеск

Между оформителями книги давно уже ведется дискуссия о том, какому типу шрифта отдать предпочтение: антикве или гротеску.

Четкость, ясность, отсутствие лишних деталей, строго геометрическое построение формы — таковы достоинства гротеска, по мнению его сторонников.


Рис. 351 Шрифт "кэслон"

Противники гротеска, наоборот, утверждают, что он "ничего не выражает", "безличен", что он только "бескровный скелет", указывающий на банкротство искусства шрифта.

Попытаемся установить достоинства и недостатки обоих видов шрифта не с точки зрения эстетических симпатий отдельных течений, а с точки зрения научных исследований.

Для большого западноевропейского концерна, который предполагал выпускать собственную газету, было произведено в 1933г. сравнительное исследование двух шрифтов: антиквы (Romanisch) и гротеска (Futura).

Десяти лицам было предложено прочесть 12 строк, набранных тем и другим шрифтом. Был установлен с точностью до долей секунды темп чтения для каждого испытуемого и выведено среднее. Так как шрифт предназначался для газеты, которую обычно читали в вагоне трамвая, метро, то был произведен второй опыт — чтение вибрирующего текста.

И в том, и другом случае оказалось, что гротеск легче читается. При вибрировании буквы гротеска легче узнавались, чем буквы антиквы.

При чтении на расстоянии показатель для антиквы оказался 9,88 и для гротеска — 10,1. При слабом освещении оказалось, что гротеск был видек в то время, когда буквы антиквы еще были расплывчаты. Для гротеска в среднем требовалось освещения на 20% меньше.

Интересные опыты были произведены Научно-исследовательским институтом Огиза в 1931 — 1932 гг. Исследовались три шрифта: латинский (как представитель медиэвальных шрифтов), 6-я гарнитура (один из дидотовских шрифтов) и рубленый, или акциденц-гротеск (группа гротесков).

Результаты советских исследований отличаются от приведенных выше. Основные выводы получены следующие:

  1. Различие гарнитур сказывается на процессе чтения, и это влияние тем сильнее, чем слабее квалификация читателя.
  2. При чтении отдельных слов наилучшие результаты дает рубленая гарнитура (на 21 % лучше, чем латинская), далее латинская (на 6% лучше, чем 6-я гарнитура) и на последнем месте 6-я гарнитура.
  3. По данным не законченных еще экспериментов на читаемость этих трех гарнитур в разных кеглях (от 6 до 16), а также экспериментов со связным текстом, можно считать, что достоинства как рубленой, так и 6-й гарнитуры понижаются с уменьшением кегля и возрастают с его повышением, качество же латинской гарнитуры от понижения кегля не страдает; в связном тексте достоинства рубленой гарнитуры понижаются, тогда как качества 6-й гарнитуры, а особенно латинской, мало изменяются.
  4. Основное условие читаемости шрифта — это достижение наилучшего выделения фигуры из фона, причем под фигурой следует понимать не только и не столько отдельный графический знак, сколько их группу, образующую графическое слово, являющееся подлинной единицей чтения.

6-я гарнитура, обладая большей диференциальностью отдельных знаков (контраст нажимного и волосного штрихов, резкие длинные волосные серифы), понижает свои качества при группах букв (слияние серифов соседних букв, например и, п, н и др.) и проигрывает в мелких кеглях вследствие истончения волосных штрихов. Рубленая гарнитура выигрывает крупностью очка букв, жирностью равномерных штрихов и простотой рисунка, что в отдельных словах и кратких кусках текста (надписи заголовков, строки обложки или объявления) является решающим преимуществом; к недостатку рубленой гарнитуры следует отнести одинаковость ряда букв: сие, ник, зив, лип, ни и? и небольшие выступы у букв б, р, у, ф и д; эти недостатки создают большую монотонность строки, набранной рубленым, что понижает качество этого шрифта в связном сложном наборе, особенно в мелких кеглях. Латинская гарнитура, не обладая такой диференциальностью отдельных знаков, как 6-я гарнитура (большая равномерность нажимного и волосного штрихов, серифы под углом в виде утолщений основных штрихов), и имея значительно более бледную цветность и меньшее очко по сравнению с рубленым, обладает, однако, рядом достоинств, к которым прежде всего следует отнести достаточную диференциальность графических слов (группы знаков), отсутствие слияния соседних знаков в связном тексте и отсутствие снижения положительных качеств при снижении кегля; эти свойства дают право назвать латинскую гарнитуру универсальной. Не следует забывать, что латинская гарнитура немного превосходит емкостью б-ю гарнитуру, обе же они значительно более емки, чем рубленая, что важно в экономическом отношении".


Рис. 352 Иррадиация

Американские исследования также подтверждают преимущества антиквы при связном тексте.

При сравнении антиквы и гротеска необходимо остановиться на вопросе об отсечках. Сторонники гротеска отрицали отсечки, считая их ненужными украшениями, нарушающими простоту геометрических форм и мешающими выявлению "функционального" значения буквы.

Между тем значение отсечек в процессе чтения установлено физиологами более или менее бесспорно: отсечки играют при движении глаза по строке роль своеобразных рельсов, облегчая процесс чтения.

Кроме того, отсечки играют определенную роль в связи с явлением иррадиации. Явление это заключается в том, что светлые объекты кажутся большими, чем темные, хотя в действительности они и равны между собой. Это впечатление еще усиливается при соответствующем фоне.

Белый круг на черном фоне (рис. 352) кажется больше, чем черный круг такой же величины на белом фоне.

Явление иррадиации хорошо знали еще архитекторы древней Греции. Угловые колонны, которые с большинства точек зрения выступали на фоне неба (т. е. на фоне очень яркого света), делались немного толще других колонн, видимых на фоне стен здания. Этим достигалось кажущееся зрительное равенство толщины всех колонн.

Вследствие иррадиации круглое о, равное по высоте соседним знакам, например и и п, будет казаться меньше их. Поэтому букву о следует чуть увеличивать против высоты строки (как в шрифте "эксцельсиор").

Вследствие иррадиации края штрихов у букв без отсечек как бы "съедаются" наступающим белым цветом и становятся нечеткими. Отсечки ликвидируют действие иррадиации. Это учитывали мастера XVIII в.: они давали тончайшие отсечки, которые как будто даже и не воспринимались глазом, но способствовали четкости штриха.

Между прочим, серифы могут иметь и отрицательное влияние на удобочитаемость в том случае, если они чрезмерно жирны и перегружают букву.

Гротеск имеет преимущество в том случае, когда есть опасность искажения шрифта, например при офсетной печати и тифдруке. Очевидно, из этих соображений в качестве основного шрифта для фотонаборных машин выбран гротесковый шрифт, так называемый угертипстандарт-гротеск (как известно, фотонабор предназначен главным образом для офсета и тифдрука).


Крупнее: 601x234, 6kb

Рис. 353 Схемы отношения основного штриха к дополнительному

В последнее время лаборатория шрифта Научно-исследовательского института полиграфической и издательской техники, совместно с лабораторией Научно-исследовательского института психологии, под общим руководством. профессора В. А. Артемова разработала метод исследования читаемости шрифта.

Полученные результаты исследования читаемости изолированных буквенных знаков и их сочетаний позволили сделать следующие выводы:

  1. Для читаемости шрифтов благоприятно сочетание следующих графических особенностей гарнитур:
    а) округлый контур,
    б) достаточно насыщенный основной штрих,
    в) средняя контрастность по насыщенности между основными и вспомогательными штрихами,
    г) наличие серифов с достаточными просветами между концами их,
    д) пропорции очка и внутреннего просвета, близкие к единице, с преобладанием вертикалей,
    е) относительная простота рисунка в целом.
  2. Наиболее широко применяемые в полиграфии для массовых изданий шрифтовые гарнитуры, по данным теоретического графического анализа и экспериментов, располагаются по удобочитаемости в следующем нисходящем порядке:
    а) светлые: латинский (27-я гарнитура), акциденц-гротеск (рубленый), обыкновенный (6-я гарнитура);
    б) полужирные: латинские, коринна, академический;
    в) жирные: гротеск жирный, гермес-гротеск, альдине жирный.
  3. Из шрифтовых гарнитур, наиболее широко применяемых для детской литературы, на первом месте по удобочитаемости стоит латинская светлая гарнитура (27-я). Это относится к литературе для детей с достаточным навыком чтения (3 — 4-й классы начальной школы). Применительно же к детям, начинающим читать, на первом месте по удобочитаемости стоит гарнитура акциденц-гротеск (рубленая).


    Крупнее: 600x63, 9kb
    Рис. 354 Шрифт с удлиненными штрихами, выходящими за строку

    Исследования последнего времени показали, что новый шрифт для детской литературы (типа шрифта "сенчури-скулбук") по удобочитаемости стоит выше и латинской (27-й) гарнитуры, и акциденц-гротеска.

    Результаты исследований позволяют сделать следующий педагогический вывод:

    а) на первых ступенях обучения шрифтовое оформление имеет огромное значение для читателя; успешность процесса чтения находится в особенно большой зависимости от положительных качеств шрифтовой гарнитуры;
    б) на первых ступенях обучения наиболее эффективна та гарнитура, которая отличается сравнительной простотой контура, достаточной насыщенностью штриха, малой контрастностью между штрихами, наиболее четким внутрибуквенным просветом; на дальнейших ступенях обучения лучше воспринимается гарнитура с несколько более сложным контуром и большей контрастностью между штрихами".

Таким образом, распространенная еще недавно точка зрения, что гротеск всегда является наилучшим книжным шрифтом, неправильна.

При выборе в каждом отдельном случае того или иного шрифта не следует забывать, что элементы оформления (интерлиньяж, длина строки, бумага, краски и т. д.) в значительной мере изменяют воздействие шрифта.

В советской печати решающим моментом при выборе шрифта является смысловой, идейный момент. Никто не будет, например, набирать сочинения Дарвина пальмирой или давать в них заголовки шрифтом 1812 г. Специфика издания (вид литературы, читательская группа, способ пользования книгой и т. д.) предопределяет в каждом отдельном случае выбор шрифта.

Характеристика шрифтов

Для характеристики основных изобразительных особенностей шрифта существенны следующие моменты:

  1. взаимоотношение толщины штрихов;
  2. пропорции между удлиненными кверху буквами (б, ж, к, ф, ы, б) и удлиненными книзу (р, у, щ, ф; в латинском алфавите — между буквами Ь, d, р, g и др.);
  3. пропорции между удлиненными и неудлиненными буквами;
  4. отношение строчных букв к прописным;
  5. характер отсечек.

Взаимоотношение толщины основных и дополнительных штрихов определяет общее впечатление от шрифта. Если контраст между штрихами велик, то шрифт будет производить впечатление большой цветности; при одинаковых штрихах цвет выявляется меньше, и общее впечатление от шрифта будет несколько монотонное.

Нормы отношения основных штрихов к дополнительным точно не установлены. По Дюреру это отношение определяется, как 3:1.

Приблизительно такое отношение наблюдается в латинском шрифте Рис. 353, а).

По мнению некоторых теоретиков, правильное отношение — 2:1. Близкое к этому отношению имеется в шрифте ?чельтенгем".

В ряде шрифтов (гротески) отношение выражается цифрами 1 :1 (рис. 353, в). В коринне основные штрихи относятся к дополнительным, как 3:2, в 6-й гарнитуре, — как 4:1, в елизаветинском, — как 9:1. (Отношения взяты при корпусе. См. таблицу на стр. 263.)

Пропорции между удлиненными кверху и удлиненными книзу буквами также могут быть различны.

Чаще всего нижние удлинения равняются верхним. В некоторых шрифтах (например пальмира) верхние удлинения больше нижних, в других — нижние удлинения больше верхних.

В одном из немецких шрифтов XIX в. имеется буква g двух разных видов: с обычным удлинением и с очень большим, что дает возможность достигать определенных эффектов в титульных элементах.

Пропорции между буквами неудлиненными и удлиненными различны.

В каролингском минускуле отношение может быть выражено, как 1:2, в первых печатных произведениях Гутенберга, — как 3:4, в швабских шрифтах, — как 5:8. На рис. 354 изображен шрифт первой четверти XX в., где это отношение достигает 1:3. Удлинения в буквах имеют существенное значение в процессе чтения. По мнению Грэсса, крупное внутристрочное очко читается при коротких выступах хуже, чем при длинных. Верхние и нижние удлинения имеют значение не столько для восприятия отдельной буквы, сколько для восприятия целого слова: при чтении мы воспринимаем не отдельные буквы, а слово в целом, и удлинения служат в этом случае опорными пунктами.


Крупнее: 590x476, 18kb

Рис. 355 Характерные черты в портретах (худ. И. Шелепянов)

На рис. 355 приведены два портрета, причем лица даны при помощи нескольких характерных черт. Этого вполне достаточно, чтобы узнать Пушкина и Чехова. Такими же характерными чертами, позволяющими "узнать" буквы, а через них и все слово, являются в шрифте удлинения. Чрезмерное количество удлинений становится моментом отрицательным, что имеет место, например, в армянском алфавите. В русском алфавите незначительное количество букв имеет удлинения книзу и еще меньше кверху. Однако общее количество выступаний за строку в русском алфавите не слишком сильно отходит от нормы, и конфигурация слов в нашем письменном и печатном тексте не монотонна. Но было бы лучше, если бы буквы к и ф также имели удлинения (см. "эксцельсиор", рис. 344).

Подсчеты среднего количества букв в слове и количества букв с удлинениями в разных языках дают следующие результаты (на сто слов текста).

Набор, состоящий целиком из прописных букв, читать было бы утомительно — он слишком монотонен. Такой набор применяется только в титульных элементах или в заголовках, где слов обычно немного.


Крупнее: 641x944, 34kb

Рис. 356 Обложка с граматической ошибкой

Монотонность текста, состоящего из прописных букв, когда глазу не за что "уцепиться", приводит часто к тому, что мы не замечаем ошибок. В обложке, приведенной на рис. 356, не сразу заметна ошибка, допущенная художником.

По данным Старча текст, набранный строчными буквами, читается на 10% быстрее текста, набранного сплошь прописными.

Отношение прописных и строчных букв также может быть различно. В современных шрифтах, как правило, прописные буквы равны по высоте буквам с удлинениями кверху.




Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: ... :: 11 :: следующая

Комментарии

Avvatar, Sun Sep 13 10:32:03 2009:
всё замечательно, только надо бы ещё конструктивно простроенных букв...
Мастер Го, Mon May 18 21:19:42 2009:
Искал, добрался до статьи. Спасибо!
аноним, Wed Feb 4 19:08:33 2009:
Страница 6: "Рис. 356 Обложка с гра_м_атической ошибкой"

:)
GOI FLAI:, Tue Feb 3 12:05:56 2009:
шрифты и графы
Grin J, Mon Dec 15 14:41:29 2008:
Стать неплохая жаль только документы в гот стиле у вас печатать нельзя
аноним, Wed Dec 10 17:33:38 2008:
Это 1946 год. Из путеводных вех последующего времени - Дональд Кнут и его шрифт Computer modern для системы TeX. Правда, лично мне Times new Roman кажется изящнее.
аноним, Fri Feb 29 13:24:41 2008:
Всё ОК

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds