CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
21.11.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Окружение :: Шрифты

ШРИФТ

Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: ... :: 11 :: следующая

Развитие русского типографского шрифта

Типографские шрифты славянских языков развились в результате подражания рукописным шрифтам, так называемой "кириллице". Рисунок кириллицы произошел от смешения греческих букв с буквами северных рун и других алфавитов, например еврейского, буквы которых были нужны для передачи славянских шипящих звуков.

Кириллица существовала в рукописях в виде так называемого устава (рис. 337) и полуустава (рис. 338).

Первые русские печатники шли от полуустава, как это видно яз. "Апостола", изданного в 1564 г. (рис. 339). Кириллицей до XVIII в. печатались в России все книги, как церковные, так и светские.

Типографские шрифты "гражданской" печати (типа антиквы) появились в России при Петре I в 1707 г.

Пунсоны для первого русского гражданского шрифта были привезены из Голландии. Некоторые буквы этого шрифта (рис. 340) имеют общие черты с эльзевировскими (например, гласные).

Некоторые из специфических букв русского алфавита (ъ, ь, {ять}, ы), для которых не оказалось близких образцов среди латинского алфавита, получили своеобразный вид: они выделяются своей высотой — этот признак придает петровским шрифтам характерную особенность. Строчная буква "т" изображалась латинским т и имела три штриха; для буквы з взято было латинское s, буква и изображалась через i.

В литературных источниках обычно указывалось, что гражданский шрифт петровской эпохи является точной копией голландских образцов. Это совершенно не соответствует действительности.

Как убедительно доказывает в своей работе "Создание гражданского шрифта в России" А. Г. Шицгал, петровский шрифт является в значительной степени оригинальным русским шрифтом, закономерно развившим на основе западной антиквы характерные черты гражданского рукописного шрифта и гражданской скорописи конца XVII — начала XVIII вв.


Крупнее: 600x506, 77kb

Рис. 337 Устав из "Остромирова евангелия", 1056 - 1057 гг.

Крупнее: 600x245, 38kb

Рис. 338 Полуустав из "Великих четьих миней" митрополита Макария, XVI в.


Крупнее: 640x1025, 93kb

Рис. 339 Первый лист первопечатного "Апостола"

Русские рукописные шрифты славянского типа в процессе общения России с Западом испытывали влияние латинского алфавита и приобретали новые черты. Следует отметить, что гражданский шрифт появился еще в 1701 г. не в виде типографских литер, а в гравированном виде, так что "изобретен" он был отнюдь не в Голландии. На гравированной в Москве Адрианом Шхонебеком карте реки Двины имеется надпись, выполненная гражданским шрифтом, который схож со шрифтом, утвержденным Петром I в 1710 г.

В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. в России постепенно появляются и начинают господствовать прекрасные шрифты, отлитые Дидо по его рисункам. Затем в Москве и Петербурге изготовляют шрифты словолитни А. Семена и Ревильона (по типу шрифтов Баскервиля, Бодони и Дидо).

Во второй половине XIX в. художественное качество шрифтов ухудшается. Появляются те безвкусные шрифты, которые просуществовали вплоть до революции. В конце XIX и начале XX в. русские типографии пользовались главным образом шрифтами, созданными немецкими словолитнями для экспорта в царскую Россию и представлявшими испорченные копии шрифтов Западной Европы.

В настоящее время должен быть поставлен вопрос о создании советского шрифта, для чего нужно глубокое и серьезное изучение всей предыдущей шрифтовой культуры. Создание новых шрифтов, отличных от существующих, очень сложная проблема. Попытки создания нового шрифта в 1926 г. не увенчались успехом.

Интересно отметить, что в 1894г. инж. Ободовский сделал попытку создать шрифт, принципиально отличающийся по характеру от всех существующих. Он построен по принципу пятна, а не штриха (рис. 341). Свою "реформу печати" автор предлагал провести "ради глаз". Шрифт практического применения не имел,


Рис. 340 Петровская азбука (1710 г.)

В последние годы лабораторией шрифта Научно-исследовательского института Огиза разработан шрифт типа Бодони (рис. 342) и рассчитанный на учебную книгу "школьный шрифт" по образцу американского "сенчури" (рис. 343). Этот шрифт, насыщенный по цвету, имеет отношение основных штрихов к дополнительным, как 2,5:1.

И, наконец. Научно-исследовательский институт НКМП РСФСР разработал рассчитанный в основном для газетного набора шрифт египетского типа "эксцельсиор", по типу соответствующего американского шрифта (рис.344). Шрифт отличается резким утолщением дополнительных штрихов, а также отсечек. В качестве выделительного шрифта к эксцельсиору разработан шрифт египетского же типа (полужирный "мемфис").


Рис. 341 Шрифт инж. Ободовского

Интересной особенностью шрифта "эксцельсиор" является увеличение (примерно на 1/20) очка овальных букв о, г, с, которые оптически всегда кажутся меньше прямоугольных (например п, и). Овальные буквы в этом шрифте чуть выходят за линию шрифта кверху и книзу. Для графической конструкции такой характер овальных букв чрезвычайно ценен. К сожалению, широко ввести все эти шрифты в практику пока не удалось. Между тем шрифты "бодони", "школьный" и "эксцельсиор" более удобочитаемы, экономны и легки для воспроизведения (офсет, тифдрук), чем применяемые у нас гарнитуры дореволюционных шрифтов.

Эти три шрифта по ширине литеры плотнее, по пропорциям шире, по цвету насыщеннее, по контрасту основного и дополнительного штрихов умереннее, по интерлиньяжу свободнее аналогичных наших гарнитур (см. таблицу на стр. 263).

В годы Великой Отечественной войны Научно-исследовательский институт полиграфического машиностроения разработал два шрифта: новую газетную гарнитуру и новый шрифт для художественной литературы (не массового характера). При создании второго шрифта художником были использованы положительные качества шрифтов эпохи Петра I.

Новая газетная гарнитура значительно превосходит по удобочитаемости обычно употребляемые в настоящее время для набора газет шрифты типа обыкновенного (1, 2 и 6 гарнитуры). При создании новых гарнитур должен быть изучен огромный опыт Западной Европы и особенно Америки, накопившийся за последние 30 — 35 лет. Художнику-шрифтовику, задумавшему создание новой типографской гарнитуры, обязательно придется приобрести серьезную теоретическую подготовку, познакомиться со многими опытами и исследованиями, чтобы установить наилучшее начертание каждой буквы.


Рис. 342 Шрифт "бодони" Научноиследовательского института Огиза

2. Конструкция шрифта. Основные группы шрифтов



Рис. 343 Шрифт "школьный" Научно-Исследовательского института Огиза

При классификации существующих в настоящее время типографских шрифтов их обычно разбивают в основном на следующие пять групп:

  1. шрифты старого типа (старая антиква, или медиэвальные);
  2. шрифты нового типа (новая антиква, или дидотовские);
  3. гротески (палочные, блокшрифты);
  4. египетские;
  5. рукописные шрифты.

Первая группа — медиэвальные шрифты — имеет следующие отличительные признаки: 1) поперечные штрихи (отсечки, или серифы) не образуют с вертикальными штрихами прямого угла, а переходят в них при помощи закруглений (рис. 345, а), размер серифов небольшой; 2) толщина основных и дополнительных штрихов не резко различна; 3) буквы имеют округлую, открытую форму.

Из наших стандартных шрифтов к этой группе относится латинский.

Шрифты второй группы — дидотовские (рис. 345, б) — характеризуются следующими признаками:

  1. отсечки образуют с вертикальными штрихами прямой или почти прямой угол, тонки и длинны;
  2. толщина основных и дополнительных штрихов резко различна;
  3. буквы имеют закрытую форму.



Рис. 344 Шрифт "эксельсиор"

Из стандартных шрифтов ко второй группе принадлежат 6-я гарнитура и альдине.

Шрифты третьей группы — гротески (рис. 345, е) — имеют следующие отличительные черты:

  1. отсутствие отсечек;
  2. все штрихи имеют обычно одинаковую толщину, представляя как бы схему буквы.

Шрифты четвертой группы — египетские (рис. 345, г) — имеют, как правило, основные штрихи и отсечки одинаковой толщины; отсечки прямоугольны. Разновидностью является итальянский шрифт (рис. 345, д), в котором отсечки толще основных штрихов.

Из пятой группы рукописных шрифтов (рис. 345, е) в стандарте оставлен только один (рукописный "триумф"), кстати сказать, совершенно непригодный для цели, ради которой этот шрифт был включен в стандарт (замена клишированных прописей при наборе букварей).

В заграничной практике применяется целый ряд рукописных шрифтов (см. рис. 331). Кроме того, имеются шрифты, соединяющие в себе черты разных групп, а также ряд декоративных шрифтов.


Рис. 345 Различные группы шрифтов

Из шрифтов смешанного типа следует отметить медиэвально-дидотовские и медиэвально-египетские. К первым относится, например, применяемый "Правдой" для набора заголовков кэслон. Обладая всеми отличительными чертами медиэвальных шрифтов, кэслон имеет соотношение между основными и дополнительными штрихами примерно такое же, как у обыкновенного шрифта. К медиэвально-египетским относится коринна, где соотношение основных и дополнительных штрихов приближается к египетскому, а отсечки носят медиэвальный характер. 346 347


Крупнее: 600x230, 24kb

Рис. 348 Класификация шрифтов по Фрезеру

Из декоративных шрифтов в стандарте оставлен шрифт 1812 г.

На рис. 346 и 347 дана классификация шрифтов по Тибодо.

По классификации Фрезера существует пять главных форм шрифта, а именно: Gothic (готический), Roman (прямой шрифт латинского начертания), Italic (курсив), Block (гротеск) и Script (рукописный). Приводя характерные образы этих основных форм (рис. 348), Фрезер добавляет еще Antique (египетский), считая, впрочем, эту форму разновидностью Roman.

Группа Roman делится на шрифты старого стиля и шрифты нового стиля. Italic (курсив) по существу оказывается тоже своеобразной разновидностью формы Roman.

Легро и Грант делят все шрифты на три главных группы: 1) старого стиля, 2) нового стиля, 3) причудливые, изукрашенные. Интересной особенностью этой классификации является разделение на группы по ширине, в зависимости от длины алфавита, выраженной в круглых. Нормальная длина алфавита (для боргеса) — 13 круглых. Отклонение в ту или иную сторону делает шрифт узким или широким. Принимая нормальную ширину за 100 процентов, получим следующую шкалу (рис. 349):

Эта система была предложена Де Винне и принята в Америке.


Крупнее: 600x387, 31kb

Рис. 349 Шкала шрифтов (Легро и Грант)

Крупнее: 600x294, 42kb

Рис. 350 Класификация шрифтов Научно-иследовательского института Огиза

В последнее время Научно-исследовательским институтом полиграфической и издательской техники Огиза в проекте стандарта типографских шрифтов предложена классификация, приведенная на рис. 350.

К первому графическому типу относятся шрифты со слабо выраженной (по сравнению со вторым типом) контрастностью между основными и соединительными штрихами; засечки — короткие, близкие по своей форме к треугольнику с закруглением в углах их соединения с основными штрихами; концевые элементы круглых и полукруглых букв (а, с, з и др.) — каплеобразны.

Ко второму графическому типу относятся шрифты с сильно выраженной (по сравнению с первым типом) контрастностью между основными и соединительными штрихами; засечки — длинные, тонкие, либо совершенно прямые ("французский вариант"), либо с легкими закруглениями ("английский вариант") в углах их соединения с основными штрихами; концевые элементы круглых и полукруглых букв — точкообразны.

К третьему графическому типу относятся шрифты с еще более слабо (по сравнению с первым и вторым типами) выраженной контрастностью между основными и соединительными штрихами; засечки — прямоугольные. Срускообразные; концевые элементы круглых и полукруглых букв обрезаны по прямой линии.

К четвертому типу относятся шрифты, в которых как контраст между основными и соединительными штрихами, так и засечки отсутствуют.

К дополнительной группе относятся шрифты, для которых наиболее отличительными особенностями являются либо подражание какой-либо нетипографской технике (рукописные, машинописные и другие имитационные шрифты), либо их резко выраженный орнаментальный характер (различные "оттеночные" шрифты и т. п.). Наряду со шрифтами ясно выраженного графического типа существует ряд шрифтов типа промежуточного, среднего между 1 и 3, 2 и 3 (серии "академическая", "эксцельсиор", "медиэваль", "школьные" и "реклама"). Шрифт "кэслон" (рис. 351) будет являться промежуточным между первым и вторым типами.




Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: ... :: 11 :: следующая

Комментарии

Avvatar, Sun Sep 13 10:32:03 2009:
всё замечательно, только надо бы ещё конструктивно простроенных букв...
Мастер Го, Mon May 18 21:19:42 2009:
Искал, добрался до статьи. Спасибо!
аноним, Wed Feb 4 19:08:33 2009:
Страница 6: "Рис. 356 Обложка с гра_м_атической ошибкой"

:)
GOI FLAI:, Tue Feb 3 12:05:56 2009:
шрифты и графы
Grin J, Mon Dec 15 14:41:29 2008:
Стать неплохая жаль только документы в гот стиле у вас печатать нельзя
аноним, Wed Dec 10 17:33:38 2008:
Это 1946 год. Из путеводных вех последующего времени - Дональд Кнут и его шрифт Computer modern для системы TeX. Правда, лично мне Times new Roman кажется изящнее.
аноним, Fri Feb 29 13:24:41 2008:
Всё ОК

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds