CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
21.11.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Окружение :: Шрифты

ШРИФТ

Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 8 :: 9 :: 10 :: 11 :: следующая

3. Связь шрифта с иллюстрацией

Шрифт и иллюстрация существуют рядом, на одной и той же странице, они находятся в теснейшей связи между собой, но, к сожалению; законы их взаимодействия редко принимаются во внимание. В. А. Фаворский предложил разделение всех букв на четыре группы:

  1. одномерно-профильная,
  2. объемная,
  3. пространственная и
  4. двухмерно-цветовая.


Рис. 391 Разная ширина букв

Рис. 392 "Рукописный" шрифт

Всякая буква, взятая равномерным тонким штрихом (рис. 394, а), как бы теряет свою объемность. В буквах этого вида будет сильно сказываться движение по строке. Наиболее чистый вид такого шрифта — рукописный, особенно, если он написан карандашом. В одномерной букве основной вертикальный штрих (штамб) становится только частью контура, не отличающейся от других его частей.

Если приблизить дуги букв к полукружиям (б), усилив в то же время штамб, то этот штамб приобретает значение объемной оси, от которой зависят дуги. Буква приобретает как бы "позвоночный столб", становится предметной, объемной.

Если придать штамбу большую цветность (в), то он создаст впечатление глубины, и получится третий вид буквы — пространственный.


Крупнее: 600x931, 43kb

Рис. 393 Неудачное сочетание наборного и рукописного шрифтов на обложке

Четвертым видом буквы является жирная буква плакатного типа (г). Такая буква вследствие своей перегруженности цветом приобретает характер двухмерной цветовой поверхности.

Как бы ни относиться к предложенным условным наименованиям типов букв, следует признать, что распределение шрифтов по таким типам вполне возможно.

Из существующих типографских шрифтов к первому типу может быть отнесен рояль-гротеск (а также рукописный), ко второму — латинский, к третьему — альдине и к четвертому — дубовый.

Большая часть иллюстраций соответствует какому-нибудь одному из рассмотренных типов букв. Линейный орнамент, например, соответствует одномерной букве, предметная иллюстрация — объемной; иллюстрация пространственная, основанная на цвете и тоне, соответствует пространственной букве; четвертому типу буквы соответствует иллюстрация, выполненная в черно-белой манере.

И буквы, и иллюстрации входят одновременно в книгу и должны быть объединены. Связь между ними может быть двоякая — непосредственная и посредственная.

Если все элементы, входящие в книгу, близки между собой (например, профильные,объемные и двухмерно-цветовые), связь будет непосредственной. Если же в книгу входят разные элементы (например, профильные и пространственные), то они не могут быть объединены непосредственно, а лишь посредством подчинения одного другому или подчинения нескольких.


Рис. 394 Различные типы букв (по Фаворскому) а - одномерно-профильная; б - объемная; в - проостранственная; г - двухмерно-цветовая


Рис. 395 Схема связи рисунка со шрифтом

Все типы букв могут быть соединены в две группы. В одну входят буквы трофильная, объемная и двухмерно-цветовая, в другую — пространственная.

Достичь непосредственной связи между обеими группами трудно. Так, например, не всегда возможно оединение двухмерно-цветовой буквы (дубовой) с пространственной (английской или альдине).

Но и в пределах одной группы связь относительна. Она легко достижима, например, между профильной и двухмерно-цветовой буквами (рояль-гротеск и дубовый или гермес), но сложна при объединении двухмерно-цветовой с объемной.

Простейшим случаем непосредственной связи между иллюстрацией и буквой является связь предметной иллюстрации с объемной буквой. Непосредственная связь будет также между чертежом, орнаментом, плоскостной иллюстрацией, выполненной черным пятном, с одной стороны, и профильной, а также двухмерно-цветовой буквами, с другой стороны.

Один из способов объединения различных пространств — применение рамки. При помощи рамки можно трехмерную иллюстрацию подчинить двухмерной букве или, наоборот, в иллюстрацию с глубиной или объемную ввести двухмерную букву.

Мы уже говорили, что с объемной буквой легче всего объединяется предметная иллюстрация; чертеж же по своему характеру непредметен. Если бы мы пожелали соединить чертеж с объемной буквой, то можно этого достичь следующим образом: чертеж поместить на плоскость и этой плоскости дать известную толщину. Вся иллюстрация при этом получит объемность — соединится с объемной буквой (рис. 395, а).

Если бы мы захотели соединить перспективный чертеж с объемной буквой, то в этом случае может помочь виньетка в виде объемной рамы с определенной толщиной. Тем самым изображение получит предметность.

При желании соединить перспективный чертеж с профильной буквой придется поступить иначе: применить волнистую рамку (рис. 395, б). Прямоугольная рамка, которая стоит в тесной связи с принципом построения перспективного чертежа, в данном случае не могла бы помочь.


Крупнее: 600x748, 136kb

Рис. 396 Обложка журнала "Мир искуства" (худ. Л. Бакст)

Следует также помнить, что шрифт есть комбинация многих букв, образующих на страницах определенные единства, то более прозрачные, "серые", то более густые, "темные" плоскости. Иллюстративный рисунок должен учитываться также и по своему общему виду, более светлому в одном случае и более темному в другом. Контраст между этим общим "тоном" рисунка и наборной полосы невыгоден. Слишком светлый рисунок в темном шрифте кажется пятном, слишком темный в светлом наборе — дырой.

Вопрос о связи иллюстрации со шрифтом в полной мере может быть решен только художником. Однако надо уметь разбираться хотя бы в отмеченных здесь элементарных случаях. Уже одно это поможет улучшить оформление книги, особенно в титульных элементах при буквах крупных кеглей. Одновременно необходимо предостеречь оформителя книги от решения проблемы связи шрифта с иллюстрацией только с формальной стороны. Увлечение этой задачей может привести к игнорированию содержания, к превращению графического момента в самоцель, т. е. к формализму.

При иллюстрировании книги необходимо следить и за соответствием толщины штриха иллюстрации толщине основных штрихов шрифта. Насыщенные, жирные штрихи иллюстрации плохо гармонируют со шрифтом, построенным в основном на тонких штрихах. Так же плохо будет гармонировать иллюстрация, выполненная светлыми, тонкими штрихами с жирным шрифтом.

Наиболее существенным моментом при решении вопроса о художественной связи шрифта с иллюстрацией является момент стилевого единства.

Классическая иллюстрация не может быть дана рядом с вычурным, витиеватым шрифтом, и в то же время экспрессионистический рисунок вряд ли уживется рядом с четкими и строгими формами классического шрифта. Так, например, шрифт XVIII в., отразивший стиль рококо, не может быть использован для принципиальной связи с иллюстрацией, дающей образы классической Греции или Советского Союза.


Крупнее: 600x788, 36kb

Рис. 397 Форзатц для букваря

Гармоническое сочетание шрифта и иллюстрации (по их цветовой насыщенности и по их стилевым качествам) можно видеть в книгах XV — XVI вв.

В конце XIX и начале XX в. стремление придать единый стилевой характер рисунку и шрифту приводило в ряде случаев к тому, что шрифт терял свои отличительные формы, превращаясь наряду с рисунком в декоративно-орнаментальный мотив.

Это можно видеть хотя бы во многих графических произведениях группы "Мир искусства" (рис. 396).

В полиграфической практике шрифт, иногда используется в качестве рисунка с декоративными целями.

На рис. 397 дан форзац французского букваря, где алфавит, решенный декоративно, выполняет до некоторой степени учебную роль.

Декоративное использование шрифта известно еще от рукописей. Так, например, в болгарском евангелии 1356 г. симметрично повторяются на 25 строках 25 букв, дающих определенные слова. Выделенные золотом буквы образуют фигуру (крест). Декоративным узором становится шрифт в русской вязи (рис. 398).


Рис. 398




Страницы: предыдущая :: 1 :: ... :: 8 :: 9 :: 10 :: 11 :: следующая

Комментарии

Avvatar, Sun Sep 13 10:32:03 2009:
всё замечательно, только надо бы ещё конструктивно простроенных букв...
Мастер Го, Mon May 18 21:19:42 2009:
Искал, добрался до статьи. Спасибо!
аноним, Wed Feb 4 19:08:33 2009:
Страница 6: "Рис. 356 Обложка с гра_м_атической ошибкой"

:)
GOI FLAI:, Tue Feb 3 12:05:56 2009:
шрифты и графы
Grin J, Mon Dec 15 14:41:29 2008:
Стать неплохая жаль только документы в гот стиле у вас печатать нельзя
аноним, Wed Dec 10 17:33:38 2008:
Это 1946 год. Из путеводных вех последующего времени - Дональд Кнут и его шрифт Computer modern для системы TeX. Правда, лично мне Times new Roman кажется изящнее.
аноним, Fri Feb 29 13:24:41 2008:
Всё ОК

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds