CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
29.03.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Окружение :: Шрифты

ШРИФТ

Страницы: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 11 :: следующая

От редактора: Это - глава из из книги, допущенной в свое время Министерством высшего и среднего специального образования СССР (кто не помнит - некоторое время назад так называлась та страна, в которой мы живем) в качестве учебного пособия для полиграфических вузов и факультетов соответствующего профиля. Может возникнуть вопрос - а какого такого зеленого она попала на сайт, посвященный свободному программному обеспечению?

Ответить не трудно: как я уже пытался обосновать в специальной заметке, шрифты - неотъемлемая часть пользовательского рабочего окружения. Согласитесь, что мало радости юзеру от самых наикрутейших графических элементов, если подписи к иконкам выполнены неудобочитаемыми буквами (да еще и не русскими).

В то же время шрифтовое оформление - традиционно одна из слабых сторон интерфейсов всего свободного софта. И причины тому - понятны: те, кто в состоянии описать векторизацию шрифтов, вряд ли обладает навыками шрифтового дизайна, и наоборот. Тем не менее, время от времени попытки создания с нуля свободных шрифтов предпринимаются - и, надеюсь, будут предприниматься и впредь. И знание основ шрифтового искусства - а это именно высокое искусство, не будем бояться столь громкого определения, - ни в коем случае не повредит. Тем более, что русская полиграфическая традиция, с одной стороны, имеет за собой длинную историю, с другой - существенно отличается от традиции англо-американской, в рамках которой создавались и содаются компьютерные шрифты.

Кроме того, мы надеемся, что читататель получит от знакомства с предагаемым материалом и просто эстетическое удовольствие. Если же цели его чисто прагматические - он может ограничиться знакомством с темой в облегченном виде - в отдельной заметке.

В заключение остается добавить, что публикация этого материала стала возможной благодаря усилиям Алексея Корельского aka Snake, отсканировавшего и распознавшего текст и иллюстрации. - Алексей Федорчук

Среди вопросов, связанных с оформлением книги, один из самых существенных, если не самый важный, вопрос о шрифте.

Решение шрифтовой проблемы наиболее сложно по сравнению с другими вопросами оформления. В этой области нужна совместная кропотливая работа науки, искусства и техники.

Каждый шрифт есть произведение искусства и имеет свои стилевые особенности. Буква обладает рядом пространственных и цветовых признаков и отношений, являясь, независимо от своего условного значения, зрительным образом. Этот образ, прежде чем он будет вырезан и отлит (или размножен каким-либо иным способом), должен быть нарисован художником. Крупнейшие художники работали над созданием рисунков шрифта.

Стиль шрифта не есть нечто случайное и незакономерное. Он обусловлен общим стилем изобразительного искусства той или иной эпохи. Между готическим шрифтом XV в. и "эрбар-гротеском" XX в. лежит огромный исторический путь, пройденный изобразительным искусством.

Но прежде чем образовались графические формы, послужившие прообразом для типографского шрифта, потребовалось не одно тысячелетие на создание шрифта как такового, т. е. на создание письменности.

  1. Развитие шрифта
  2. Конструкция шрифта Основные группы шрифтов
  3. Связь шрифта с иллюстрацией
  4. Приложение Ia. Четыре крупных класических семейства шрифтов.
  5. Приложение Iб. Четыре крупных класических семейства шрифтов.

1. Развитие шрифта

Возникновение письменности

Древнейший язык человечества — язык жестов.

"Человечество начало свое общение линейной, или ручной, речью. языком жестов и мимики. Оно продолжило его звуковой речью, языком членораздельных звуков...

...Линейный язык вполне отвечал и качеству и уровню умственного развития человечества начальных эпох и технически и идеологически. Человечество тогда мыслило дологическим мышлением, без отвлеченных понятий, представлениями в образах".

Звуковой язык возник тогда, когда человек уже был на высокой ступени умственного развития. Этот язык не начался с отдельных звуков, слагавшихся в слова. Отдельные членораздельные звуки появились позже. Вначале язык состоял из комплексных звуков.


Рис. 284 Символические знаки в картинном письме американских индейцев:
Слева направо: "Жизнь" (рогатая змея); "Смерть" (изображение животного вверх ногами); "Любовь" (два соединенных сердца); "Проворный, ловкий" (Человек с крыльямми вместо рук); "Война" (Натянытуй лук); "Мир" (трубка украшенная перьями); "Внимание, слух" (голова с зигзагообразными линиями от ушей)

"С развитием звуковой речи, естественно, возросло значение не только цельных звуковых комплексов, многочисленных слов,... но и каждого звука. С развитием звуковой речи каждый звук получил самостоятельное бытие в общественном сознании, в сознании человечества. Раньше, до возникновения я развития звуковой речи, представления о самостоятельном восприятии отдельных членораздельных звуков не было и не могло быть. Звуковая речь начинается не с выработки отдельных звуков, а с использования отдельных цельных комплексных звуков, впоследствии развившихся в звуковые комплексы из трех фонем, четырех элементов, сначала доводивших свою членораздельность лишь до нераздельного произношения трехзвучности согласного, гласного, согласного = SAL, BER, JON, ROШ, тогда не имевших каждый той составности из трех звуков, которую мы наблюдаем теперь. ...Работе над осознанием звуков как самостоятельных величин предшествует работа над отличением гласного от согласного, усилением гласного и согласного путем удлинения (долгота гласных, так наз. удвоение согласных) и ударения, resp. повышения голоса, повторения целого звукового комплекса, т. е. путем явлений музыкального порядка, получивших свое выражение, как это выясняется, в процессе развития пения и музыки, независимо от звуковой речи, до ее возникновения".

Эти явления музыкального порядка, как пишет акад. Марр, возникли в коллективном трудовом процессе. Сложный путь развития прошла и письменность. Примитивная форма письма — рисуночное письмо (пиктография). Она существовала еще у доисторического человека. Пиктография представляет собой комбинацию рисунков, передающих сочетание простейших смыслов, независимо от их звучания.

Пиктограмма могла передавать лишь понятия, достаточные для низкой ступени развития человечества, например реальные предметы или простейшие явления. По мере развития культуры зрительный знак развивался в двух направлениях: в сторону создания условного начертания и в сторону создания символического выражения для отвлеченных понятий и сложных явлений. Из пиктограммы, приобретающей условное начертание, принимающей символическое значение, рождается идеографическое письмо (рис. 284).

Среди древнейших систем идеографического письма можно отметить египетские иероглифы, а также китайское письмо.

"Некоторые факты из истории отдельных идеографических систем письма (в частности, китайского) позволяют установить важное влияние на развитие пиктограммы в идеограмму так называемого "языка жестов", применяемого у многих первобытных народов для межплеменного общения. Поскольку жест, т. е. зрительный знак не графический, приобретает в этой форме общения отвлеченное значение, становится сигналом отвлеченного понятия, ясно, что здесь намечается путь для отыскания графических знаков для выражения отвлеченных значений. Графическое изображение символического жеста становится графическим изображением отвлеченного понятия, им выражаемого."

Таким образом, наличие у человечества условных зрительных знаков. одного типа (жестов) способствовало развитию простейших зрительных знаков другого типа (графических) в условные и отвлеченные начертания.


Крупнее: 600x1280, 67kb

Рис. 285 Таблица шрифтов:
1 - иероглифы египтян, как они изображались на памятниках (около 3000 л. до н.э.); 2 - иероглифы из свитков (около 3000 л. до н.э.); 3 - иератичекий шрифт, образовался из 1 и 2, применялся только при письме на папирусе (около 3000 л. до н.э.); 4 - демотический шрифт, образовался из 3, применялся для коротких записей (около 700 л. до н.э.); 5 - финикийский шрифт. возник в середине 2-го тысячелетия до н.э., предположительно — корень всех европейских шрифтов; 6 - моабитский шрифт, вместе с 5 являеться корнем европейских шрифтов; 7 - древнееврейский алфавит, образовался из 5 и 6 или же появился одновременно с ними; 8 - древнегреческий шрифт, образовался из 5 и 6 около конца 2-го тысячелетия до н.э.; 9 - древнеитальянский шрифт, возник из 5 и 6, возможно из 8

В египетских иероглифах (рис. 285, 1) видимые предметы обозначались соответствующими изображениями (кисть руки, кружка, рот, палец и т. д.) или символическими знаками (солнце, луна, царь и т. д.). Для глаголов же употреблялись изображения близких слов, например две ноги — ходить, скипетр — властвовать, покидающая раковину улитка — выходить и т. д.

В иероглифах один и тот же знак мог обозначать различные понятия, так как при письме учитывались только согласные буквы, гласные же буквы опускались.

Поэтому изображение пальца teb—tb служило также для того, чтобы написать taibe (сосуд), tba (10000). Изображение рта (hro) обозначало также глагол я отдыхать" (here) и т. д.

Многие знаки, таким образом, с течением времени утеряли свое идеографическое значение и стали служить для передачи определенных слогов. Так возникло слоговое (силлабическое) письмо.

При дальнейшем развитии слоговое письмо постепенно превратилось в звуковое (фонетическое), в котором каждый знак обозначал определенный звук.

Так, например, изображение цепи (ht) стало знаком для буквы h, изображение змеи (zt) — для буквы z и т. д. При этом один и тот же звук можно было обозначать различными рисунками, лишь бы только их названия начинались одной и той же буквой.

У такого активного в области торговли и ремесла народа, как древние египтяне, употребление шрифта скоро стало необходимым и в практической жизни. Для этого не подходили тяжеловесные иероглифы, поэтому очень рано из них образовались более простые формы — так называемый и ератический шрифт (шрифт жрецов). Позже этот шрифт еще-более упростился, многие знаки были сокращены или представлены в лигатурах. Таким образом, был создан демотический (народный) шрифт, употреблявшийся главным образом в письмах, счетах, актах и других документах.

Наряду с фонетическим письмом египтяне сохраняли силлабическое и идеографическое письмо.

Для восточной культуры наиболее важным является финикийско-семитический шрифт. Предполагают, что это первый звуковой шрифт на основе алфавита, состоящего примерно из 20 знаков. Его основные формы очень рано стали общим достоянием всех народов Ближнего Востока, он считается также корнем греческого и римского шрифтов.


Крупнее: 800x1140, 119 kb

Рис. 286 Эволюция различных букв

Сначала писали справа налево, затем — попеременно через строку справа налево и слева направо (для чего некоторые буквы имели по две разные формы, как это видно, например, на рис. 285, 8 и 9). Позже восточные народы стали писать только справа налево.

Древнейший из европейских алфавитов — древнегреческий, встречается в надписях с VIII в. до н. э.

Связь его с восточным письмом очевидна. Вместе с тем древнегреческое письмо представляет собой алфавит в полном смысле, так как в нем, в отличие от семитического, гласные буквы имеют обозначения наравне с согласными. Формы греческого алфавита передаются другим народам Европы, в том числе через этрусков латинянам (с VI в. до н. э.), славянам (IX в. н. э.) и т. д. Греческий и римский шрифты состояли вначале только из прописных букв. На рис. 286 показано происхождение европейских и семитических алфавитов.

Как было сказано выше, древнейшей формой письма считают рисуночное письмо. Однако, Данцель указывает, что более древними являются начертания, не дающие определенного рисунка, а представляющие результат нарочито воспроизводимых производственных движений (трение, зарубка и т. д.). В самом деле, уже в доисторические времена наряду с рисуночным письмом встречаются и условные "буквообразные" начертания.

Таким образом, имеет основания теория, предполагающая самостоятельное развитие с древнейших времен как рисуночных, так и условных начертаний.

В частности, переработка семитического алфавита греками настолько. характерна, что высказываются предположения, будто греки имели перед собой еще какой-то образец буквенного письма или сами были знакомы с первоначальными буквенными знаками более древних стадий.




Страницы: 1 :: 2 :: 3 :: ... :: 11 :: следующая

Комментарии

Avvatar, Sun Sep 13 10:32:03 2009:
всё замечательно, только надо бы ещё конструктивно простроенных букв...
Мастер Го, Mon May 18 21:19:42 2009:
Искал, добрался до статьи. Спасибо!
аноним, Wed Feb 4 19:08:33 2009:
Страница 6: "Рис. 356 Обложка с гра_м_атической ошибкой"

:)
GOI FLAI:, Tue Feb 3 12:05:56 2009:
шрифты и графы
Grin J, Mon Dec 15 14:41:29 2008:
Стать неплохая жаль только документы в гот стиле у вас печатать нельзя
аноним, Wed Dec 10 17:33:38 2008:
Это 1946 год. Из путеводных вех последующего времени - Дональд Кнут и его шрифт Computer modern для системы TeX. Правда, лично мне Times new Roman кажется изящнее.
аноним, Fri Feb 29 13:24:41 2008:
Всё ОК

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
уаз карго фургон
24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds