CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
14.12.2017

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Окружение :: Шрифты

Шрифты: полиграфическое введение

Шрифты - неотъемлемый атрибут среды обитания пользователя. Действительно, мало радости будет от самых навороченных иконок и панелек круто интегрированного графического десктопа, если подписи на них будут не читаемыми. Да еще и не русскими буквами. И потому в этом цикле мы попытаемся собрать все, что имеет отношение к шрифтам, используемык как в консоли, так и Иксах.

В этой заметке содержатся лишь краткие сведения о шрифтах вообще, и относящейся к этой теме терминологии - в частности. Более подробную информацию можно получить из следующего монументального труда.

Разговор о шрифтах следует начать с терминологии - для чего вспомним традиции отечественной полиграфической школы. В соответствие с которой набор символов определенного облика (то, что в околокомпьютерной литературе называют обычно шрифтом, а то и фонтом) носит имя гарнитура. В англоязычной литературе ему соответствует выражение Font Family. Примерами классических гарнитур являются - Times, Courier, Helvetica и многие, многие другие.

Визуальные вариации символов каждой гарнитуры описываются термином шрифтоначертание. В большинстве гарнитур вариации эти выделяются на основе насыщенности и геометрии. По первому признаку выделются - нормальное (normal или medium) шрифтоначертание и, скажем, полужирное (semibold) или жирное (bold); хотя в просторечии "жирным" обычно называют semibold. Геометрически различают прямое (regular) и курсивное (oblique или italic) шрифтоначертания. Кроме того, некоторые гарнитуры могут иметь еще и дополнительные вариации - такие, как подчеркнутое или перечеркнутое шрифтоначертания.

Так вот, индивидуальное имя шрифта складывается из названия его базовой гарнитуры и шрифтоначертания (или - шрифтоначертаний), например: Times полужирный курсивный, или Петергбург нормальный подчеркнутый. Строго говоря, именно к сочетанию имени гарнитуры и шрифтоначертаний и относится термин шрифт (font).

Шрифтовые гарнитуры объединяются в семейства по двум независимым признакам. С одной стороны, различают семейства моноширинных и пропорциональных гарнитур. В первом все символы занимают одно и то же место по горизонтали, вне зависимости от их относительной ширины. Это - шрифты пишущих машинок и их имитирующие - Courier, Балтика. В семействе пропорциональных гарнитур под символы, относительно более узкие (например, русское т) отводится и меньшее (в абсолютных единицах) место по горизонтали, чем под символы широкие (скажем щ).

Второй критерий разделения гарнитур на семейства - наличие или отсутствие так называемых серифов (serif). Это слово обычно переводится как засечки, хотя в советском учебнике полиграфии дается более точное определение - отсечки (Б.М. Кисин. Графическое оформление книги. ГИСЛЕГПРОМ, 1946, 408 с.). Действительно, это - как бы декоративные дополнительные выступы, которые "отсекают" строку по горизонтали, способствуя фокусировке глаза вдоль нее. Так вот, гарнитуры, символы которых таковые имеют, объединяются в семейство Serif (или Антиква - шрифты с отсечками), прочие же - в семейство Sans Serif (иногда называемое также Гротеск).

В принципе, в старых книгах по полиграфии можно найти более дробные схемы классификации шрифтов. Так, шрифты с отсечками разделяются группы - Старая Антиква и Новая Антиква, осособляется группа т.н. египетских шрифтов, не говоря уже о шрифтах декоративных и имитирующих рукопись. Однако в контексте того, что в дальнейшем речь у нас будет о шрифтах компьютерных, а не полиграфических, сказанного ранее представляется достаточно.

Очевидно, что как антиквы, так и гротески могут быть и моноширинными, и пропорциональными.

Примерами моноширинных гарнитур с отсечками являются упомянутые выше Courier и Балтика (стандартные шрифты латиницы для импортных и кириллицы для советских пишущих машинок, соответственно). Пример классических моноширинных гротесков мне на память не приходят, но в компьютерном мире они употребляются очень широко: это вариации на темы Fixed, Lucida Typewriter, Andale и им подобные.

Пропорциональные гарнитуры семейства антиква - это подавляющее большинство гарнитур, представленных в книгах и прочей полиграфической продукции. Исторически большинство из них восходит к классическим гарнитурам, создававшимся на протяжении XVI-XVIII веков знаменитыми художниками и граверами. Среди них - антиква Дидо, шрифты Гарамона, Кэслона, Баскервилля, Бодони (знакомые имена, не так ли?), к которым в XIX веке прибавляется Times. Ныне же вариациям на тему Антиква несть числа: гарнитуры Книжная, Петербург, Академическая, гарнитура Лазурского... Перечислять можно было бы долго. А если вспомнить про их современные компьютерные вариации - так и вообще можно сбиться со счета.

Семейство пропорциональных гротесков зародилось в начале XiX века, в связи с формированием отдельных стилей офрмления печатной продукции - для книг, газет и прочей периодики, да и рекламные проспекты массово начинают распространяться именно в это время. Ими и стали многочисленные гротески - классическая Helvetica и ее многочисленные вариации типа Swiss, вплоть до всем известного компьютерного Arial, шрифты Futura, Gothic (не путать с настоящими старинными готическими шрифтами и их современными имитациями, которые относятся к категории декоративных шрифтов).

Традиционно в полиграфии использовались преимущественно пропорциональные гарнитуры; моноширинные гарнитуры заняли в ней прочное место лишь в последнее время - для передачи листингов программ, команд и тому подобного хозяйства в околокомпьютерной литературе. Причем гарнитуры с отсечками и гротески занимали каждая свою нишу. Первое семейство предназначалось для передачи длинных и "сплошных" повествовательных текстов, второе же - для коротких текстов блочного характера и, иногда, заголовков. Однако широкое распространение, с одной стороны, компьютерных технологий в "бумажном" издательском деле, с другой - онлайновых изданий, предназначенных для восприятия исключительно или по преимуществу с экрана, существенно сместило сферы применения гарнитур того и другого семейства: гротески стали широко применяться для сплошных текстовых массивов сначала в онлайновых, а затем и "бумажных" изданиях, а гарнитуры семейства Serif - напротив, для декоративного выделения блочных участков.

Интересно, что эксперименты для оценки влияния шрифтов на качество восприятия текста проводились еще задолго до появления компьютеров - в 30-х годах прошлого века (а возможно, и ранее), в Европе, Америке, Советском Союзе. И результаты их оказались не вполне тривиальными. Конечно, общепринятое мнение о том, что восприятию сплошных текстовых массивов более способствуют гарнитуры с отсечками, подтвердилось. Но только - для людей а) взрослых и б) образованных. Дети и люди малограмотные даже сплошные массивы лучше воспринимали в исполнении гротескными гарнитурами.

И еще выяснилось, что для текста, подвергнутого искажениям, читабельность лучше (или, скажем так, менее плохо) сохраняется именно в случае использования шрифтов без отсечек. Последнее имеет прямое отношение к использованию компьютерных шрифтов. Ведь на экране текст всегда в той или иной мере подвергается искажениям - за счет кривизны CRT-трубок, пикселизации, да и просто недостаточно высокого качества рендеринга. И потому в качестве экранных шрифтов гротески почти всегда оказываются предпочтительными.




Комментарии

ано, Thu Jul 24 23:11:12 2008:
точное измерение шрифта. по идее разные гарнитуры одного кегля должны иметь одинаковую высоту прописной буквы, однако это не так - видно невооруженным глазом. это левые шрифты, или это нормально? например, TextBook, Helios, SchoolBook.
и еще. есть ли программы, помогающие удобно измерить размеры прописной буквы? есть, конечно, pdf, а еще?
аноним, Fri Jul 11 18:09:18 2008:
Про антиаллиасинг не знаем! Пиши, афтар! ждем-с...
аноним, Fri Jul 11 10:47:17 2008:
афтар, пиши исчо! интересно
аноним, Fri Jul 11 04:17:05 2008:
Тема более чем актуальна. И не в приложении к OpenSource, а в силу необходимости выбираться из ямы "Windows-профессионализма", когда нормальный, образованный полиграфист --- это мечта, недостижимая для большинства фирм. Мальчики ".ля я картинки ищу..." достали. Если будет возможность --- продолжайте, пожалуйста, тему полиграфии.
аноним, Fri Jul 11 04:08:16 2008:
Спасибо. И за ссылочку из второго абзаца --- тоже спасибо.
аноним, Mon Feb 25 19:33:58 2008:
бля я картинки ищу начертания, сраный гугл что мне подкинул
Татарин, Sat Jan 19 21:47:18 2008:
2 аноним, суббота, 19 января 2008 г. 21:22:31:

сам такой.
аноним, Sat Jan 19 21:22:31 2008:
дерьмо
аноним, Wed Jan 9 13:38:29 2008:
Меня больше интересует термины, такие как интерлиньяж, трекинг, кегль итд

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds