CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
22.11.2019

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Desktop
Internet
Internet-серверы
Безопасность
Бизнес/Офис
Игры
Мультимедиа
Наука
Операционные системы
Программирование
СУБД
Создание веб-сайтов
Утилиты

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Беседа с учителем

CITKIT.ru

Страницы: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Предупреждаю сразу — это интервью не претендует на роль развлекательного чтения. Потому что о школе, информатике, свободном и проприетарном ПО рассказывает настоящий учитель. Рассказывает серьезно и обстоятельно, касаясь многих мелочей, ускользающих от внимания относительно далеких от школы людей.

В этом его ценность. Я долго боролся с соблазном несколько подсократить текст, особенно в той части, когда речь идет о СБППО (проект "Первая ПОмощь"). Но потом решил, что делать этого не нужно. В конце концов, те, кому это неинтересно, могут пропустить некоторые фрагменты.

А вот люди, которые действительно хотят разобраться в том, что происходит сегодня в школе, узнают для себя много нового. По крайней мере, я еще не встречал столь тщательного и скрупулезного разбора состава СБППО.

Итак, прошу любить и жаловать — Владимир Владимирович Михайлов, директор школы, руководитель районного методического объединения учителей информатики МОУ "Роза-Долинская основная общеобразовательная школа" Азовского немецкого национального района Омской области. Человек, явно компетентный в интересующих нас воспросах.

С.Г. — Как Вы оцениваете общее положение с преподаванием ИиИТ? Каковы главные проблемы этого предмета?

В.М. — Не открою большого секрета, если скажу, что успех любого дела во многом определяется человеческим фактором. Другими словами, уровнем компетентности в той или иной области и практическим опытом решения специфических проблем, в том числе нетривиальных. Учитель информатики в этом плане ничем не отличается от других специалистов.

Но в последнее время стала четко прослеживаться тенденция перехода от инженерного метода преподавания к пользовательскому. Школа стала подстраиваться под условия рынка, так как в условиях массовой компьютеризации страны не хватало именно пользователей. В конечном итоге это привело к тому, что на рынке труда оказалась серьезная брешь IT-специалистов: программистов, системных администраторов и т. п.

Кроме того, в кризисные для страны годы произошла серьезная утечка мозгов. Открытие новых факультетов и специальностей в вузах (например, в Омском педуниверситете сначала на матфаке появилась новая специальность «информатика и английский язык», а затем и сам факультет информатики) не принесло серьезных результатов, так как в школы шли работать не более 10% выпускников из-за низкой заработной платы. Поэтому информатику в школах стали преподавать вчерашние «пользователи», т. е. учителя биологии, истории и т. д., которые смогли самостоятельно или на курсах повышения квалификации пройти начальную подготовку. Государство, к сожалению, не смогло серьезно повлиять на складывающуюся неблагоприятную ситуацию из-за финансовых проблем. Время было упущено.

После прихода к власти Путина государство стало подниматься с колен, появились финансы. В школы стали поставлять компьютеры, а затем и программное обеспечение, в частности всем известный пакет «Первая ПОмощь». Но, как обычно, забыли о человеческом факторе. В итоге проект на текущий момент трещит по швам, поскольку на местах в основной массе «пользователи», которые даже не способны установить операционную систему и отличить лицензионную программу от «пиратской». Подводя итог заданному вопросу, могу со всей ответственностью сказать, что главная проблема в преподавании информатики – кадровая. Танк без танкиста – это груда металлолома.

С.Г. — Был ли проект "Первая ПОмощь" вынужденной необходимой мерой или все-таки в действительности все сложнее?

В.М. — Судя по спешке, СБППО был вынужденной мерой. С 1 января 2008 года вступила в силу 4-я статья Гражданского кодекса Российской Федерации, ужесточающая ответственность за использование нелегального программного обеспечения. Кроме того, нужны были дополнительные аргументы для вступления в ВТО. Впрочем, после известных событий на Кавказе многие поняли, что сильная Россия никому, кроме нас самих, не нужна. Поэтому простому человеку совершенно непонятно стремление нашего государства любым способом попасть в ВТО. Заигрывание с Западом и трата 2,7 млрд бюджетных денег на этом фоне смотрится уже не так оптимистично.

С.Г. — Как был принят в школах набор СБППО? Как отнеслись к нему учителя и администрация? Не чрезмерно ли число бумаг, которые придется заполнять сотрудникам школ?

В.М. — Пакет СБППО в школах был воспринят неоднозначно. С одной стороны государство сделало красивый подарок, а с другой – слабая организация поддержки, неразбериха с документацией, закулисные договоры (например, пресловутая стартовая страница IE, отсылающая на сайт поддержки) – не добавили проекту народной любви.

Попытки серьезной критики на форуме поддержки карались баном. Из последних событий стоит отметить ответ администратора форума по поводу утери всего пакета в одной из школ во время летнего ремонта. Для подачи заявления о пропаже необходимо обязательно указывать стоимость данного пакета. «Фактическую стоимость комплекта никто Вам не скажет – ибо это коммерческая тайна», — таков был вердикт. Отсутствие накладных наводит на мысль о том, насколько вообще этот пакет легитимен.

Лично я, получая СБППО на почте, был сначала шокирован таким шикарным жестом со стороны государства. Надо отдать должное организаторам – пакет получился, действительно, красивым, но, как выяснилось в процессе эксплуатации, не практичным.

Затем меня ожидал другой шок, когда задним числом пришел переработанный Регламент и куча инструкций, обязательных к исполнению, на 37 страницах. Не удивлюсь, если эти документы были подготовлены сотрудниками Майкрософт. Чутье мне подсказывает, что на этом поток документов не прекратится. Попробовал следовать всем полученным инструкциям. И понял, что проще уволиться из школы, чем буквально их исполнять.

Начинаешь уже подумывать, что это делается сознательно, чтобы из школы поуходили последние вменяемые кадры. На форуме ПП многие очень резко выступили против бумажной волокиты, а некоторые даже ушли из школы по этой причине.

В нашем районе еще не все смогли установить этот пакет, некоторые никак не могут получить лицензионные ключи, не говоря уже о регистрации на сайте поддержки учителей и учащихся. Да и какой смысл в регистрации, если дистанционное обучение организованно из рук вон плохо?

При реализации этого проекта изначально было пропущено районное звено. В результате большинство директоров не спешило исполнять прилагаемые инструкции, так как не было соответствующей команды из района. Сейчас все в отпусках, поэтому вряд ли что-то изменится к 1 сентября. А ведь по задумке организаторов еще весной все работы по деинсталляции нелицензионного ПО должны быть завершены. Потом срок продлили до 15 августа. Но воз и ныне там.




Страницы: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 6 :: следующая

аноним, Thu Jan 15 10:37:20 2009:
2 аноним, четверг, 15 января 2009 г. 10:02:36:

и дышать воздухом :D
аноним, Thu Jan 15 10:02:36 2009:
Винда уже преелась.

как и мыть руки после туалета и перед едой. Это нормально, нормально...
Storke, Wed Jan 14 22:01:26 2009:
Да, нашим детям тоже Линукс понравился. Винда уже преелась.
nick, Wed Jan 14 12:57:04 2009:
Спрашиваю сына (5 класс): чему вас учат на информатике? говорит - винда + офис. Дома он использует винду только для игр. Все остальное - в линуксе (Kubuntu 8.10)! Причем ему сейчас без разницы, что ОС стоит на компе - Убубнта, так убунта или винда. Дети более открыты новым технологиям и это надо использовать, а не забивать голову, что есть только винда с офисом и все - других вариантов нет и быть не может! Сын уже знает, что с консоли отмонтировать устройство (например флешку) быстрее, чем в винде ;) А также, что линукс более безопасен для работы в инете, чем винда. Понятно, что не все дети захотят быть админами серверов и программистами, но знать о том, что существует альтернатива MS они должны!
Tosha, Tue Jan 13 10:24:14 2009:
Да, мои предположения о том, что борьба Linux vs. Windows в школах есть отражение политической борьбы Запада с Россией только подтверждаются.
Посмотрим кто победит.
Точнее, если победит Запад и его ставленники в правительстве – будет в школах ВордЭксель, победит проРоссийская политика – инженерный подход и Linux. А преподавателей и админов вырастят на месте – был бы приказ, а худо-бедно-криво-косо исполнять у нас умеют.

Как "наверху" прикажут – то дети и учить будут.
Ничего не прикажут – будет дальше школа гнить и разваливаться, как в предыдущие годы. Тут даже от Министерства образования мало что зависит. Денег-то на нормальных учителей и админов как не было, так и нет, а деньги Правительство выделяет (Окупационная администрация, точнее).
KIJ, Tue Jan 13 05:10:14 2009:
Прошел слух, что за установку Первой помощи учителям должны заплатить по 10000 р. Вроде уже есть получившие. Деньги федеральые целевые. Кто в курсе.
KIJ, Fri Sep 19 07:10:28 2008:
Может у вас учебники не обязательны. Я говорю о то, чему был свидетель сам. Зашли в кабинет, попросили учеников достать все учебники. И у соседей был скандал по поводу отсутствия учебников у нескольких учеников, как раз по информатике. Отсутствие, программы это вообще проблема учителя, нет, найдите, где хотите. Если внесли изменения, письменное обоснование зачем, почему и для чего. Которое еще могут не принять, обосновав тем, что все необходимое есть, а вы просто не хотите работать. Да еще и возьмут вам в помощь специалиста, который будет работать , но только если его всему научить.
Я проводил открытый урок с использованием Internet, наблюдавших было больше чем учеников. Отзывы самые положительные. Вот только в Internet доступа у нас, почему то в этот день не было.
В.А., Thu Sep 18 17:37:10 2008:
To: KIJ, четверг, 18 сентября 2008 г. 12:16:18:
>Про дидактическое наполнение дисков не по информатике сказать не чего немогу не специалист.
--Как специалист широкого профиля я могу :-). Когда готовил кабинет к игре по станциям для биологов, то проверял работоспособность тестов, проходя их. Знаете, когда через несколько минут мне пришлось обратиться к двум учителям-предметникам с вопросом: "А не глупость ли тут в вопросе?" и мне отвечают, что да, это ерунда, то... Причём ошибочно сформулированные вопросы были на всех трёх дисках по биологии.

Диски по математике дидактически скудны, убоги по оформлению и возможностям взаимодействия, методически не цепляются к программе. Лучшие отзывы на диск с иллюстрациями пространственных сечений. Т.е. опять лишь *картинки*. Такие иллюстрации умеющий работать в Блендере наваяет за месяц, не умеющий -- за полгода. А совсем не умеющий за пару месяцев склеит из бумаги и проволоки.

По документам для ЕГЭ.
Отжав воду из Вашего рассказа всё равно получаем *печатный* документ в остатке. Файл базы -- это убого использованный XML, который можно скормить в э/т. Не говорю, что это легко и быстро, но можно. Программа распределения по кабинетам... А зачем? Берём список экзаменующихся, список кабинетов с количеством посадочных мест, линейку и карандаш... Через 10 минут распределение по кабинетам готово. Пока идут экзамены, можно не спеша подготовить печатную копию.

К учебникам. По тем предметам, которые имеют министерские программы есть и фиксированные учебники, которыми Вы всё равно не обязаны пользоваться. Другое дело, что Вы не имеете законных оснований требовать покупать родителей учебные пособию или использовать совсем не отвечающие программе пособия. Более того, ряд программ позволяют варьировать учебники. Например, можно учить математике по Атанасяну, можно по Никольскому или Телехову. Данные учебники совпадают по теоретическому материалу, слегка разнятся по упражнениям.

Что касается информатики, то здесь просто нет утверждённой министерской программы, а значит, учить можно по утверждённой на школьном или районном уровне. Учебник опять же не обязателен, ведь не по всем школьным предметам вообще есть учебники. Я лично вёл информатику без учебников мотивируя это как раз несоответствием имеющихся учебников программе, которую можно составить с учётом имеющегося оборудования, ПО и расчасовки.

Собственно, как я умудрился пять лет преподавать информатику на RH9.0 и мне никто на это ни разу не попенял? А я и открытые уроки давал и с методистом контачил...
KIJ, Thu Sep 18 12:16:18 2008:
Про дидактическое наполнение дисков не по информатике сказать не чего немогу не специалист.
А дисками пользуются постоянно. Так как ряд учителей ведут уроки в разных кабимнетах часть таких дисков пришлось поставить на сервер.
У нас все административные компы отработали в компьютерном классе по 3-4 года, а то и больше, в класс пришли новые компьютеры, а для печатания документов пойдут и такие.
Методисты отдела образования нам с вами не подчиняются. Поэтому как они составляли формы так и будут составлять. Приходится работать с тем, что есть.
По ЕГЭ, я сам лично качаю с сайта РИАЦ программу для распределения и базу данных учеников. В 8 часов утра распределяю их по кабинетам и по рабочим местам и отправляю файлы по электронной почте в РИАЦ, затем сотрудник отдела образования отвозит работы учеников и бумажный экземпляр распрделения, кторый даю ему тоже я.

ПРИКАЗ от 13 декабря 2007 г. N 349
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год.
У нас отклонения от данного перечня недопускаются, и единственная причина замены учебника это исключение его из перечня.
В.А., Thu Sep 18 10:29:32 2008:
To: KIJ, четверг, 18 сентября 2008 г. 07:24:25:
То: В.А., среда, 17 сентября 2008 г. 17:24:49:

>Ни я ни вы профессиональность учителей устанавливать ни кем ни уполномочены. А биологи и историки пользуются дисками с удовольствием.

--Собственно, я сам - учитель, в том числе и информатики. И значительную часть этих программ видел. "С удовольствием" диски используются либо для открытых уроков, либо во внеклассной деятельности. Умолчу про дидактическое наполнение, но чисто методически эти диски бесполезны для массового применения, так как не вписываются в школьную программу.

Для лично моих предметов, математики, физики и информатики, приемлемых вариантов нет. Лучшие отзывы имеет единственный диск с *демонстрацией* экспериментов. Но с этим спокойно справлялись ч/б киноплёнка и проектор. Кино показать можно и в Линуксе :-).

По мне, так неработоспособность этих дисков учителя воспримут с облегчением, так как отпадёт необходимость решать кучу технических проблем при проведении уроков.

>Если бы еще они открывались корректно, а то далеко не всегда.

--А кто в этом виноват? Явно не Линукс или Винда, так ведь? Скорее, неграмотность составителей.

>Данную программу используют в пункте приема экзамена, который находится в здании школы. И делает это учитель информатики на школьном компьютере.

--Не знаю, как у Вас, но у нас в Питере во-первых, школы имеют один административный комп в Виндой в обязательном порядке (спущенный "сверху"), во-вторых, все такие документы в обязательном порядке дублируются бумажной копией, потому как ПК -- это ненадёжно. В проведении ЕГЭ не участвовал, но в подготовке документов к нему - да. И всё сведения поставлялись в двух экземплярах: в электронном виде и в бумажном за подписью директора. Причём бумажный сверялся дважды: когда отправлялись сведения и когда они уже были занесены в единую базу присылалась распечатка из неё. При обнаружении ошибок директор отправлял официальное бумажное (!) письмо с исправлениями.

>Нравится кому это или не нравится, есть приказ и спросят за его исполнение.

--Какой приказ Вы имеете в виду?

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: ... :: 6 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds